Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Обучающие:
— закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.
— упражнять в назывании частей суток: утро, день, вечер, ночь, иметь представление о смене частей суток.
— закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10, прямого и обратного счета, умение ориентироваться на листе бумаги, правильно отвечать на вопросы «сколько», «какой»;
— закрепление умения называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой, называть число на 1 больше, меньше следующего или предыдущего
— закрепление знаний о геометрических фигурах.
— закрепление умения делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
— закрепление умения задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
— упражнять в определении места звука в слове.
— упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны.
Развивающие:
— расширение словарного объёма детей, диалогической речи.
— развивать логическое мышление,
— закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи
Воспитывающие:
— воспитывать любознательность, наблюдательность
— воспитывать взаимовыручку, самостоятельность
Ход занятия
Воспитатель :
Ребята, а вы какие сегодня?
Игра «Скажи наоборот» –
злые или (добрые), шумные или (спокойные), грустные или (веселые), больные или (здоровые), равнодушные или (отзывчивые), безучастные или (любознательные).
А что значит «любознательные»? «любят» все «знать».
Добрые — спокойные — отзывчивые — любознательные! Вот такими и оставайтесь!
Воспитатель: Раз вы любознательные, значит любите отгадывать загадки. Вот для вас загадочка:
Разноцветно коромысло
В небе голубом повисло.
Семь цветов — одна дуга,
Это чудо -...(Радуга)
Правильно это радуга. Посмотрите у радуги семь цветов, семь дорожек и сегодня мы по всем этим дорожкам пройдём.
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет — тот
В подготовительную группу перейдет!
Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да)
(Радуга гаснет)
Воспитатель: Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не помню порядок расположения цветов. Что же делать? Ребята может, вы помните расположение цветов радуги?
Дети называют цвета радуги по порядку. Достаю конверты с заданиями. Каждый конверт обозначен цветом.
Воспитатель: Ребята смотрите, у меня цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько? (7 конвертов) Интересно, что это означало бы. Кто догадался?
Дети: это цвета радуги.
Воспитатель: давайте расставим их по порядку. Какой конверт стоит на первом месте? Какой по счету стоит синий конверт и т. д
В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу
Дети: Да, готовы!
Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Какой конверт мы откроем первым?
Дети: Красный!
А вот и первое задание. Игра с мячом «Бросай — лови, быстро назови»
Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.
— Спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром)
— Луна появляется ночью, а солнце … (днём)
— Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)
— Ужинаем мы вечером, а спим… (ночью)
— Как назвать утро, день, вечер, ночь одним словом?
— Назовите, какой сегодня день недели.
— Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
— Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
Сколько дней в недели?
Какое сейчас время года? А после весны какое время года будет?
Какое время года было перед весной?
— назовите весенние месяца!
Молодцы ребята с первым заданием справились!
(На экране появляется красная дорожка)
А теперь какой конверт нужно нам выбрать?
Дети: Оранжевый конверт.
(выбирают оранжевый второй конверт).
Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь какой-то шифр (показываю числовой ряд, в котором цифры пропущены). Вы что-нибудь понимаете? (ответ детей: нужно вставить цифры).
Выкладываем цифровой ряд
Воспитатель: Дети, кто посчитает от 1 до 10? (спрашиваю одного ребенка).
Кто сможет посчитать обратно? (спрашиваю другого ребенка).
Назовите самое маленькое число.
А теперь назовите самое большое число.
Какое число больше 5 или 1?
А какое число меньше 4 или 1?
Назовите число на один больше шести?
На один меньше 8?
Назовите число на 1 меньше пяти.
Назовите числа соседи числа 2, 9 (младший брат, старший брат)
Как получить число 4.
Игра «Покажи цифрой»
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько цветов у светофора?
— Сколько цветов у радуги?
— Сколько солнышек в небе?
— Сколько глаз у совы?
— Сколько колес у машины?
Молодцы! Справились и с этим заданием.
(На экране появляется оранжевая дорожка)
Восп. Ребята, я опасаюсь, что наша радуга может исчезнуть. Мы должны подняться в небо и посмотреть, нет ли там угрозы для нашей радуги! (солнце может сильно пригреть и капли дождя могут испариться).
(Ориентировка на листе бумаги)
Будем подниматься в небо.
Ставим треугольный пульт управления в центр нашего летательного аппарата, и переходим на ручное управление.
Поднимаемся на высоту и перемещаем пульт управление в правый верхний угол.
Облетаем тучи и переводим пульт управление в левый нижний угол.
Впереди кучевые облака, облетаем их, переводя пульт управление в левый нижний угол.
Перистые облака сгустились, облетаем их и переводим пульт в левый верхний левый угол.
Возвращаемся на землю, спускаемся, переводим пульт в середину листа.
Физ. Минутка.
Ночью солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже, (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.(Поднять руки вверх, потянуться)
Хорошо, хорошо. (наклоны в стороны)
Солнышко смеется.(показать улыбку)
А под солнышком нам всем,(поднимаем руки через стороны)
Весело живется.(Хлопать в ладоши, улыбаться)
А теперь какой цвет нам нужно выбрать? (жёлтый).
Открываем жёлтый конверт.
Дидактическая игра «Составь целое по его части»
Воспитатель: Посмотрите, в конвертах части геометрических фигур, вам нужно составить целую фигуру, выбрав недостающие части из тарелочки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из каких частей они состоят.
Вопросы:
Как можно назвать каждую часть фигуры? (одна четвертая)
Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? (целое)
Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое? (одна вторая, одна четвертая)
—Молодцы!
(На экране появляется желтая дорожка)
Молодцы! Справились и с этим заданием.
А теперь какой конверт нужно нам выбрать?
Дети: Зеленый конверт.
(выбирают зеленый конверт).
Воспитатель: В конверте задачки, не простые! Будьте внимательны!!
Логические задачи
— У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки — котята.)
— На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
— Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(Нисколько. Петухи не несут яйца)
— Кто громче замычит — петух или корова? (Петухи не мычат)
— Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?
— Сколько хвостов у двух котов? (два)
— К Тане на день рождения пришли 6 подружек. Сколько всего девочек сидело за праздничным столом?
Молодцы и с этим заданием справились.
(На экране появляется зеленая дорожка)
Молодцы! Двигаемся дальше! Какой конверт нам теперь откроем? (голубой)
Открываем.
Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети отгадывают слово «Ромашка»
Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [p]) какой это звук гласный или согласный? Какой звук в конце слова?]) какой это звук гласный или согласный? Назовите слова, в которых есть звук [p] и стоит в начале слова; в середине; в конце.
И снова вы молодцы!
(На экране появляется голубая дорожка)
Молодцы все справились и с этим заданием. А теперь какой конверт нужно взять? (синий).
Воспитатель: Чтобы появился следующий цвет радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Из чего сделано, и какая это роспись?». В этом сундуке лежат предметы, они сделаны из различных материалов, с разными видами росписи. Надо разложить их по подгруппам, и назвать виды росписей и материал, из которого они сделаны.
Дети: (Дети выполняют задание)
Из глины (Дымковская роспись)
Из фарфора (Гжельская роспись)
Из дерева (Хохломская роспись)
Воспитатель: Молодцы ребята справились опять
На экране появляется синяя дорожка)
Молодцы и с этим заданием справились. И остался у нас один конверт и последнее задание. Посмотрим, что же нужно сделать. Здесь задания на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?
— Утром солнышко встаёт…
— Днём светит луна…
— По утрам нужно делать зарядку…
— По утрам нельзя умываться и чистить зубы…
— Лучше всего играть в футбол на проезжей части…
— Плавать на речке можно только с взрослыми…
— Незнакомому человеку дверь не открывать…
— В лесу нужно шуметь и кричать…
— Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…
— Лето самоё тёплое время года…
На экране появляется фиолетовая дорожка)
Воспитатель: Мы собрали все семь цветов радуги…
— Мы справились со всеми заданиями…
— Мы все подросли и переходим в подготовительную группу!
Вот какие испытания вам пришлось пройти, что вы делали? (ответы детей)
Вы сегодня дружно, хорошо помогали друг другу, старались. За это я каждому из вас дарю солнышко. Кому понравилось сегодняшнее приключение возьмите радостное солнышко, а кому не понравилось, возьмите грустное. И пусть эти солнышки вас всегда согревают!
Звучит музыка (Н.Овсейчик «Радуга»), дети подходят и берут солнышки!!