Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
- образовательные: закреплять умения детей в работе с интерактивной доской, упражнять в умении выделять звук в начале слова, умение различать понятия, знания об окружающем.
- развивающие: развитие мыслительных операций (умение классифицировать, обобщать, анализировать), развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь), развитие зрительно — моторной координации, навыков счета.
- воспитательные:воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе, воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, умение договариваться, повышение интереса детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы на интерактивной доске.
- профилактические: профилактика нарушения зрения, снятие психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя, релаксация.
Форма организации — фронтальная.
Время реализации — 30 минут.
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, мягкая игрушка «Солнышко», бумажный конверт, пиктограммы, мягкий вязаный мяч, колокольчик, набор предметных картинок (по количеству участников), счетные палочки (по количеству участников), плакат с изображением фигур, фишки, медали.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
«Приветствие».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, тактильный и слуховой контакт.
«Станем вместе, станем в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Мы друг к другу прикоснемся
И все вместе улыбнемся!»
Все дети встают в круг, берутся за руки, поворачиваются лицом друг к другу и улыбаются.
Упражнение «Солнышко».
Цель: создание положительно настроя на занятие, сближение детей друг с другом, установление контакта, развитие коммуникативных навыков.
Педагог-психолог: ребята, а теперь предлагаю вам передать друг другу частичку тепла и сказать добрые слова. (Дети передают друг другу мягкую игрушку «солнышко» и говорят добрые, ласковые слова).
Упражнение: «Мое настроение».
Цель: диагностика настроения детей.
Психолог: Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? С вами хотят поздороваться эмоции. Подойдите к ним и выберите ту, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение.
Дети подходят к соответствующим пиктограммам и выбирают пиктограмму соответствующего настроения. Я очень рада, что у всех сегодня хорошее настроение, это очень здорово.
Психолог: Ребята, а теперь посмотрите, что у меня в руках? Правильно, это письмо. Я только сегодня его получила, когда шла в детский сад. Предлагаю нам собраться всем вместе открыть и прочитать его.
Воспитатель: Ребята, а написал нам его мальчик Всезнайка, он говорит, что он умнее всех на свете и хочет вам это доказать, что даже вы — будущие школьники никогда не справитесь с его заданиями. Ребята, ну что вы готовы доказать, что вы тоже очень умные и много всего знаете?! Тогда вперед!
Упражнение «Вежливо скажу — вежливо ответь».
Цель: умение различать понятия, знания об окружающем.
Дети встают в круг. Педагог-психолог бросает каждому ребенку по очереди мяч и говорит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! — Пожалуйста!», «Извините! — Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте! И так далее. Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и обратно бросает мяч психологу. По итогу выполнения всех заданий психолог звонит в колокольчик, и все дети садятся за столы.
Упражнение: «Разложи картинки».
Цель: развитие логического мышления, способности к обобщению, умение договариваться и работать в паре.
У детей на столе несколько предметных картинок, работая в паре, дети должны определить, по каким признакам можно разложить картинки по группам.
После того, как дети выполнили задание, педагог — психолог подходит к каждому и проверяет выполненное задание, дети объясняют, по какому признаку были разложены картинки.
Пальчиковая гимнастика со звукоподражанием «Гроза».
Цель: Развитие общей и артикуляционной моторики, улучшение координации движении, укрепление мышц.
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабанят кулаками по столу)
Все быстро убегают домой (прячут руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (показывают руками большой круг).
Воспитатель: Молодцы, ребята ваши пальчики размялись, теперь приступаем к следующему заданию Всезнайки.
Упражнение: «Собери фигуру».
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления, умения работать по образцу, устной инструкции, развитие навыков счета.
На столе каждого ребенка — набор счетных палочек. На доске перед детьми плакат «Фигурки из счетных палочек». Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек необходимо выложить соответствующие фигурки. Дети на столах выкладывают фигурки, а затем пересчитывают количество палочек в каждой фигуре.
Физкультминутка
Упражнение выполняется на ковре.
Раз, два — дружно встали, (шагаем на месте)
Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)
Три, четыре — разведем, (руки в стороны)
Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука — правая нога; правая рука — левая нога)
С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)
Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево — вправо)
На носочки мы присели (приседания)
И как птички полетели. (побежали по группе)
Мультимедийная гимнастика для глаз: «Полет бабочки»
Цель: профилактика нарушения зрения дошкольника, снятие напряжения, создание положительного эмоционального настроя, релаксация.
Звучит музыкальное сопровождение, на мультимедийном экране появляются анимированные картинки, за которыми дети внимательно следят.
Упражнение «Звуковые прятки».
Цель: учить выделять звук в начале слова, развитие слухового внимания.
Дети садятся за столы. Педагог-психолог говорит: Ребята, Всезнайка решил проверить вас на внимательность и приготовил очередное задание. Готовы? Тогда начнем! Поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду говорить слова, а вы — хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: кошка, лиса, облако, диван, глаза, лошадь, море, каша, дом. Молодцы!
Воспитатель: А теперь будем искать звук «А». Слушайте внимательно слова: маска, ведро, шарик, заяц, стол, ананас, лампа, корова. Теперь ищем звук «Б»: забор, стена, дорога, банан, стол, кабан, ложка, банка. Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.
Игра — соревнование «Слова».
Цель:развитие умения классифицировать, обобщать, анализировать, развитие связной речи.
Психолог: Ребята, а следующее задание Всезнайка подготовил для вас на доске. Вы готовы? Дети: Да, готовы! Дети делятся на две команды (показывается слайд 1 и 2 с изображениями). Отвечают по очереди. За правильные ответы получают фишки. Посмотрите здесь много разных изображений, но вам нужно выбрать только те, которые относятся к понятию «Школа». Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.
Какие вы молодцы, теперь вы доказали Всезнайке, что не только он один умный и смышленый, но и вы тоже! Как же здорово и быстро вы справились с заданиями. Вам понравилось соревноваться с Всезнайкой?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, Всезнайке стало очень стыдно, что он посчитал вас глупыми ребятами, и в знак извинения приготовил для каждого в награду медаль! Детям раздаются медали. Ребята, вы были очень внимательными и успешно справились с заданиями! Молодцы! А сейчас я хочу узнать, что больше всего Вам сегодня понравилось? Какое у вас на данный момент настроение?
До свидания! До новых встреч!
Литература:
- Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей 4–5 лет. Конспекты практических занятий — М: Владос, 2014–183с.+CD.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки — М.: Генезис, 2005. — 176 с.
- Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов-на-Дону, 2005.