Конспект непрерывной образовательной деятельности «Скоро в школу»
Авторы: Федосова Марина Владимировна, Дмитриева Оксана Александровна, Илларионова Яна Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 28.02.2020
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Федосова, М. В. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Скоро в школу» / М. В. Федосова, О. А. Дмитриева, Я. Ю. Илларионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4941/ (дата обращения: 17.12.2024).
Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ЗПР по теме «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий: игровая технология; здоровьесберегающая технология; ИКТ.
Участники: дети подготовительной группы 6- 7 лет
Количество детей: 4–6 детей
Длительность: 25–30 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область Социально— коммуникативное развитие
Задачи:
− Содействовать привитию у детей культуры учебного труда.
− Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и детей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.
Образовательная область Речевое развитие
Задачи:
− Совершенствовать фонематическое восприятие у детей.
− Совершенствовать диалогическую речь.
− Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя распространённым предложением;
− Упражнять детей в составлении предложений с заданным словом
Образовательная область Познавательное развитие
Задачи:
− Совершенствовать умение детей определять количество и последовательность слов в предложении.
− Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
− Закрепить понятие о слове без грамматического определения.
− Закрепить с детьми умение составлять предложения из трёх, четырёх слов указывая последовательность слов в предложении.
− Продолжать учить делить слова на части.
− Познакомить детей с тем, что слово состоит из звуков.
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
− Содействовать развитию у детей творческого воображения.
Образовательная область Физическое развитие
Задачи:
− Содействовать развитию у детей мелкой мускулатуры кистей рук.
Словарная работа: озорной, игривый, пушистый, черно- белый, мягкий, белогрудый.
Предварительная работа: Упражнение «Помоги Незнайке». (Звуковой анализ слов), Д/И «Звуковое лото», «Сортировка», Игра-соревнование «Подбери слова». (Подбор названий предметов на заданный звук.), Упражнение «Что лишнее?» (Развитие связной речи, слухового внимания, мышления, составление предложений по схеме), Упражнение «Покажи на светофоре». (Развитие навыков фонематического анализа. Определение места звука в слове), Составление и анализ предложений по лексическим темам (с опорой на сюжетные картинки). Просмотр развивающих мультфильмов «Звуки и буквы», «Звуковой анализ слов», «Сказка про звуки и буквы», Компьютерная игра «Букварик-Смешарик», Построение предложения — «Шишкина школа».
Оборудование иматериалы: фишки для демонстрации и на каждого ребёнка, презентация к конспекту НОД «Скоро в школу», тантаморески Тим и Том.
В НОД использованы:
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы:вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Сегодня мы будем продолжать готовиться к школе. Вы должны меня внимательно слушать, отвечать громко, четко, чтобы все слышали.
Воспитатель: Счастье, доброта, дружить, тихо. Что я сказала?
Дети: Вы сказали слова
Воспитатель: Правильно. Мы знаем много разных слов. Одни говорят о том, что это такое; другие — о том, что делает предмет; третье- о том, какой предмет.
2. Основная часть.
Положите голову на руки, закройте глаза и вспомните разные слова, а потом я их соберу.
Презентация: слайд 1. Дети называют слова.
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали много разных слов, а особенно мне понравились такие слова: Родина, мир, счастье, дружба.
А сейчас я придумаю слово, произнесу его медленно, шепотом, а вы попытайтесь угадать. Кто угадает, поднимет руку и скажет мне это слово на ушко (называют слова: Москва, мама, хлеб)
Дети: Называют слово на ушко.
Воспитатель: Асейчас поймайте слово, посадите на язычок и по сигналу бросьте мне.
Дети: Все вместе называют слова.
Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо мы поиграли
Презентация Слайд 2. Придумайте предложение по этой картине из трёх слов.
Дети: Мальчик читает книгу (2 -3 ребёнка)
Воспитатель: Что сказал Максим?
Дети: Максим Сказал предложение
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении три слова.
Воспитатель: Дети, вы согласны? Кто согласен поднимите руку.
Воспитатель: Назовите 1, 2, 3 слова, а ты, Саша, запиши это предложение
На доске с помощью фишек-слов (показываю на фишки — дети читают)
Воспитатель: (показывает красную фишку). А эта фишка означает слово — интересную.
Посоветуйте, в каком месте предложения лучше всего поставить это слово
Дети: (советуют)
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В предложении четыре слова.
Воспитатель: назовите 1, 2, 3, 4 слова.
Воспитатель: А я думаю, что это слово надо поставить вначале предложения (ставит)
Дети исправляют ошибку (это предложение будет неправильным, звучит некрасиво)
Презентация Слайд 3.Показ картины «Озорной котёнок»
Воспитатель: Как можно назвать эту картину?
Дети: Игривый котенок, озорной котик…
Воспитатель: Посмотрите на котика и скажите какой он?
Дети: Чёрно — белый, когтистый, озорной, игривый, зеленоглазый, пушистый, белогрудый, полосатый…
Воспитатель: «Кот идёт» — как можно сказать по-другому.
Дети: Кот крадётся, подползает, лакает, мурлыкает, царапается.
Воспитатель: Как называют кота в рассказах, сказках, потешках?
Дети: Кот-Котофеевич, кисонька-мурысенька, котя-коток.
Воспитатель: Очень много интересных слов вы придумали о коте.
Умницы! А теперь придумайте по этой картине предложение из четырех слов.
Дети: «Кот Васька ловит мышей». «Пушистый озорник катает клубок». «Озорной кот весело играет». «Кот-Котофеевич рад колбасе».
например — разбираем предложение — «Пушистый озорник катает клубок»
Воспитатель: Какое 1, 2, 3, 4 слово?
Дети называют ………….
Воспитатель: Ты, Катя, будешь словом — пушистый; Саша, словом — озорник, ты, Алёша, -катает; ты, Рома, — клубок.
Дети называют себя.
Воспитатель: Посоветуйте, как можно переставить слова?
Дети: (Клубок катает пушистый озорник)
Презентация Слайд 5. Физкультурная минутка.
Воспитатель: Вы уже знаете, что слова можно разделить на слоги (части).
Сегодня я проверю, как вы умеете это делать. Поиграем в игру «Кто внимательный». Это игра — соревнование. У нас две команды.
1 — команда «Знатоки»
2 — команда «Умники»
Правила игры: За каждое верно сказанное слово, команда получает фишку. Потом посчитаем фишки и узнаем победителя.
Внимание! Команда «Знатоки» -назвать имена девочек, в имени которых две слога (части)
Команда «Умники» — назвать имена мальчиков, в имени которых две части.
Воспитатель: Сегодня к занятию готовиться мне помогал «Незнайка», он сказал, что хорошо научился делить слова на слоги (части)
Я его попросила разложить картинки так, чтобы в первом ряду стояли картинки только с одной частью, во втором ряду — с двумя частями, в третьем ряду с тремя частями.
Я не успела проверить, давайте сделаем вместе.: (Предложить детям изменить слова, чтобы было в нём две части: мяч — мячик, мышь — мышка, шар — шарик.)
Презентация Слайд 6.
Воспитатель: а теперь следующее задание.
Посмотрите на таблицу. Количество кружков соответствует количеству слогов (частей) в слове. Нужно внимательно рассмотреть картинки и разделить название этих предметов на части и соединить картинку с тем количеством кружков сколько слогов (частей) в слове.
Воспитатель: проверяет работы на столах.
(Входят дети-тантаморески) Здороваются и говорят: я — Тим, а я — Том.
Воспитатель: Тим! Том! Как хорошо, что вы пришли. Мы делим слова на слоги (части).
Тим, Том: а мы сейчас проверим; как дети делят сова на слоги (части).
Мы сейчас загадаем загадки, они должны отгадать их и эти слова разделить на слоги (части). Докажите. (Дети доказывают Тиму и Тому правильность деления)
Воспитатель: Спасибо вам Том и Тим за загадки.
Вы, теперь убедились, что наши дети быстро и правильно делить слова на слоги (части)
Воспитатель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений.
Воспитатель: а предложение?
Дети: Из слов.
Воспитатель: Дети, слова состоят из звуков
Презентация: слайд 7.
М— А— К
Назовите каждый звук по отдельности. А теперь соедините вместе.
Что получилось? (МАК)
Скажите, а можно переставить звуки в слове? А почему.
Дети: Если в слове переставить звуки, то слово не получится.
Все звуки идут друг за другом.
Воспитатель: Вот слово «ШАР», давайте покажем его на звуковой линейке
Что можно сказать о звуках в словах?
Дети: Звуки идут друг за другом и переставлять их нельзя.
Воспитатель: слова бывают разные и короткие, и длинные. Я произнесу два слова, а вы внимательно послушайте и скажите, чем они отличаются друг от друга.
РАК — ПОДОКОННИК
В слове РАК мало звуков, а в слове ПОДОКОННИК — много звуков.
Придумайте слова, где мало звуков (затем — много).
Итог занятия:
Рефлексия
Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним, чему мы научились?
Дети: Мы вспомнили, что слова бывают разные, научились составлять предложения из 3 -4 слов, делить слова на слоги /части/, что слова состоят из звуков.
Презентация: слайд 8.