Урок русского языка «Три склонения имён существительных» в 4-м классе
Автор: Савина Алёна Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 10.08.2020
Статья просмотрена: 1485 раз
Библиографическое описание:
Савина, А. П. Урок русского языка «Три склонения имён существительных» в 4-м классе / А. П. Савина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5470/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных.
Задачи:
– актуализировать знания обучающихся об имени существительном;
– сформировать у обучающихся представление о трёх типах склонений имён существительных;
– формировать первоначальные умения определять склонение имён существительных по роду и окончанию;
– развивать внимание, умение анализировать, группировать и делать выводы;
– воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе, прививать уважение и интерес к предмету.
Формируемые УУД
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации;
– анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
– подведение под понятие, выведение следствий.
Регулятивные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
– умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Подготовка: обучающиеся рассаживаются по группам (6 групп по 4 человека), дополнительно класс делится на две дифференцированные группы (номер группы за спинкой стула). Справа от доски композиция «Учёный кот», во главе которой Учёный кот (макет). Урок сопровождается демонстрацией слайдов.
Ход урока
- Орг. момент.
Я очень рада войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда — сиянье ваших добрых глаз.
Я знаю — каждый в классе — гений.
Но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
- Планирование предстоящей деятельности.
— Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (На столе у каждого ученика карточка «Тучка-солнышко»)
Слайд 1. Скульптура Ученого кота.
— В Москве и в Оренбурге около главных университетов построена необычная скульптура, посвященная Учёному коту. У студентов существует поверье, если погладить этого кота перед экзаменом, то его обязательно ждёт успех. Вот и сегодня пусть талисманом нашего урока будет Учёный кот, который непременно откроет нам тайну знаний, интересно и увлекательно проведёт нас в мир русского языка. А девизом нашего урока будет пословица: Ученье — путь к успеху. Слайд-2.
— Наш необычный гость предлагает нам спланировать свою работу на уроке. Определите последовательность этапов урока. (На доске план урока в неверной последовательности)
- Повторяем, что мы знаем об имени существительном. Формулируем тему и цели урока.
- «Открываем» тему урока.
- Применяем новые знания.
- Подводим итог.
— Обратите внимание, Учёный кот приготовил вам необычные листы-самооценки. Это зачётные книжки, как у студентов.
№ |
Этапы работы |
Оценка |
1 |
Повторяем, что мы знаем об имени существительном. Формулируем тему и цели урока. |
|
2 |
«Открываем» тему урока |
|
3 |
Применяем новые знания. |
|
4 |
Подводим итоги. (Оцени себя за весь урок) |
|
«5» — успешно справился с заданием, «4» -хорошо справился с заданием, немного затруднялся, «3» — испытывал много трудностей, «2» — ничего не смог выполнить. |
||
Откройте их, посмотрите — вы будете оценивать себя и друг друга на каждом этапе работы. Отложите их на край стола.
— Прошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.
— Запишите каллиграфически правильно и аккуратно наш девиз урока. Подчеркните орфограммы. Слайд — 3.
— Какие орфограммы встретились в словах?
- Актуализация знаний и постановка темы и целей урока.
— Работаем по плану — Повторяем то, что нам уже известно об имени существительном.
— Назовите имена существительные в пословице.
— Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном. Для этого поработаем в больших группах. За спинкой стула — номер. Поднимите руки первые номера, вторые номера.
— Первые номера — ваше задание на доске ( стоять за стеной ).
Один ученик делает за створкой доски.
— Вторые номера работают со мной по слайду.
Слайд 4.
— Что вы видите на слайде? Какую работу мы можем выполнить? Выполняем.
— Какое предложение мы не смогли закончить? Почему?
— А что из этой фразы мы узнали? (Что есть ещё какие- то три группы имен существительных)
— Давайте проверим, как справились первые номера.
— Почему поставил вопрос? (мы не смогли определить склонение имен сущ.) Почему не смогли?
— Можно объединить две проблемы в одну? Попробуйте продолжить последнюю фразу на экране.
Слайд 5.
— Сформулируйте тему урока. (Три склонения имён существительных) Слайд — 6.
— Какие учебные цели поставим на урок? (Узнаем… Научимся…)
— Где можно проверить правильность поставленной темы урока?
— Откройте учебник — с.89. [1]. Прочитайте сведения под рубрикой «Обратите внимание».
— Правильно мы сформулировали тему урока? Что нового заметили?
— Оцените свою работу на этом этапе. ( Кто справился на отлично,….?)
- Физминутка. — «Мозговая гимнастика»
- Совместное «открытие» знания
— Вам интересно узнать какие же имена существительные относятся к 1-му, ко 2-му и к 3-ему склонению?
— Тогда предлагаю провести исследование. Для этого будем работать в группах. (Детям раздаю листы-таблицы). В таблицах слова: земля, дядя, сосна, дедушка, небо, поле, снег, пень, степь, лошадь.
земля |
|
И.п. (Кто?Что?) |
|
Р.п. (Кого?Чего?) |
|
Д.п. (Кому?Чему?) |
|
В.п. (Кого?Что?) |
|
Т.п. (Кем?Чем?) |
|
П.п. (О ком?О чём?) |
|
Задание группам ( Слайд 7).
— Приступаем к работе. (Самостоятельная работа обучающихся в группах, учитель координирует работу детей)
— Предлагаю выйти представителям групп с демонстрационными листами. Встаньте так, чтобы вам было видно друг друга. Рассмотрите внимательно падежные окончания у одноклассников. Объединитесь в группы по сходным однотипным окончаниям.
(Сначала выделяем первую группу — 1 скл., затем третью группу — 3 скл., все остальные входят во вторую группу.)
— Что вы делали со словами, чтобы выписать падежные окончания?
— Как вы образовали группы? Сколько групп склонений вы получили?
Сделайте вывод:
—Какие имена существительные относятся к 1 скл.? ( Вывешиваю схемы-таблицы на доску)
— Ко 2-ому скл.?
— К 3-му скл.? ( Ребята садятся на свои места ).
— Мы открыли новые знания? Молодцы!
— Как нам проверить достоверность наших знаний?
— Найдите ПРАВИЛО в конвертах. Внимательно прочитайте. Расскажите друг другу.
ПРАВИЛО
Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.
Существительные женского и мужского рода с окончаниями — а, -я вименительном падеже относятся к первому склонению .
Например: девочка, семья, дедушка.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е относятся ко второму склонению.
Например: трамвай, огонь, яблоко, поле.
Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению.
Например: пристань, площадь, ночь.
— Расскажите правило по схеме на слайде (Слайд 8).
— Оцените свою работу на этапе «открытия» нового знания. ( Кто справился на отлично,…?)
- Физминутка — «Слушай, думай, хлопай — приседай»
— Я показываю слова. Если слово 1 скл.- один хлопок, 2 скл. — 2 хлопка, 3 скл. — приседаем . (Газета, ремонт, облако, кровать, вода, цепь, мечта)
- Применение новых знаний
— Какой следующий этап нашей работы? ( Применяем новые знания.)
— Повторим по схеме наши знания. (В зависимости от падежных окончаний имена сущ. делятся на три склонения. К 1-му скл. относятся…,ко 2-му, к 3-му)
— По каким признакам будем определять склонение имён существительных? (по роду и окончанию)
— Предварительно, что нужно сделать? (поставить в нач.форму)
— Составим алгоритм действий. ( На доске: Н.ф- род и число — склонение )
— Назовите любое имя существительное. Попробуем определить склонение по алгоритму.
Приступаем к самостоятельной работе. Примените свои новые знания. Выполните задание по карточке . (красные, синие, желтые– разноуровневые)
Индивидуальная работа за компьютером — один ученик. (тренажёр)
Индивидуальная работа у доски — один ученик (зелёная карточка, повышенный уровень, карточка № 4).
Карточка 2. Распредели слова в три столбика. Работа, телефон, морковь, облако, кисточка, цель, мужчина, мыло, кисть. |
||
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
___________________ ___________________ ___________________ |
||
Карточка 3. Прочитай предложения. Подчеркни имена существительные. По алгоритму определи склонение имени существительного. Надпиши склонение над словом (1 скл., 2 скл., 3 скл.). |
Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Ель укрыла нас от солнца. |
Карточка 4. Прочитай. Существительных какого склонения нет в списке слов? Запиши три-пять примеров этих существительных. Сугроб, зима, иней, удача, счастье, снежинка, мороз, конь, везенье, успех. |
- Проверьте свою работу по слайду. Оцените. Слайд — 9.
— Проверим ребят, которые работали у доски и за компьютером. Оцените свою работу. ( Кто справился на отлично,…?)
- Итог урока
— Ну вот мы и подошли с вами к последнему этапу урока.
— Над какой темой мы работали сегодня?
— Какие цели перед собой ставили?
— Достигли мы целей урока?
— На что мы обращали внимание, когда определяли группы склонений? (…на падежные окончания).
Для чего нам пригодится знание склонений имён существительных? (… чтобы правильно писать падежные окончания им.сущ.)
Над правописанием падежных окончаний имён существительных мы будем работать на следующих уроках.
— Оцените свою работу за весь урок. ( Кто справился на отлично, …?)
- Домашнее задание
— Наш Кот Учёный очень рад вашим успехам и даже разрешает после уроков его погладить и загадать желание, связанное с учением. А ещё он приготовил вам интересное домашнее задание. Выполните любое задание, которое вам по силам.
1. Запомнить и рассказать правило в конверте.
2. Учебник — с. 89, упр. 151.
3. Сочинить сказку на тему: «Склонение имён существительных».
4. Составить синквейн по теме урока.
- Рефлексия ( Слайд 10)
— Покажите своё настроение в конце урока. Спасибо за урок!
Литература:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 160 с. — (Школа России).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. — М.: Планета, 2012. — 256 с. — (Качество обучения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).
- Интерактивный тест к уроку русского языка «Определение склонения имен существительных” — Мультимедийные тесты по русскому языку. https://www.uchportal.ru/load/289–1–0–26297
- Презентация к уроку. https://proshkolu.ru/user/lodoshanu/file/6670067/