Игровой практикум для детей и родителей «В мире звуков и букв» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.08.2022

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Е. Е. Игровой практикум для детей и родителей «В мире звуков и букв» / Е. Е. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7548/ (дата обращения: 16.11.2024).



Участники практикума: дети подготовительной к школе группы, родители, учитель-логопед, воспитатель.

Задачи:

– познакомить родителей с игровыми методами и приёмами развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;

– заинтересовать родителей и детей звуковыми играми;

– развивать у детей интерес к родному языку и чтению для успешного овладения грамотой в школе.

Оборудование: буквы красного, зеленого, синего цвета; карточки с буквами для игры «Четвёртый лишний»; карточки синего и зеленого цвета на каждого участника; игрушки; колокольчики; предметные картинки; схемы и фишки для определения позиции звука в слове; мяч; музыкальное оформление.

Ход мероприятия:

Учитель-логопед . Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы с вами поиграем в речевые игры вместе с детьми. Вы узнаете, как в игровой форме можно познакомить детей со звуками и буквами и научить элементарному звуковому анализу. В процессе игры мы уточним, какие бывают звуки, будем определять место звука в слове, находить и придумывать слова на заданный звук, составлять схему слова. Для проведения конкурса нам понадобится жюри (Выбор представителей от родителей и администрации детского сада).

Входят дети, звучит песенка про алфавит. При входе в зал дети выбирают букву (красного, зеленого, синего цвета) и распределяются по командам. Названия команд: «Звуковички» (красные буквы), «Буковки» (синие буквы), «Слоговички» (зеленые буквы).

Учитель-логопед. Команды, прошу внимания! Сегодня мы поиграем в звуковые игры, игры с буквами, чтобы радостно и легко играть в них дома. Вам предстоит выполнить несколько конкурсных заданий. Оценивать Ваши результаты будет жюри. Итак, мы начинаем! Прошу выбрать капитана в каждой команде. (Родители садятся рядом со своим ребенком и во время игры внимательно следят за работой детей, оказывают помощь только в случае затруднений у детей).

Разминка:

1) Игра «Главный звук»

Учитель-логопед. Я буду читать скороговорки, а вы догадайтесь, какой звук встречается чаще в словах.

«Звуковички» : Жужжит жужелица, жужжит и кружится. ([ж])

«Буковки»: На гитаре гусь играл, громко, громко гоготал. ([г])

«Слоговички»: Белые бараны били в барабаны. ([б]).

2) Игра «Поймай звук»

Учитель-логопед. «Звуковички» , хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] в ряду других звуков: с, з, ж , б, п, к, ж , в, ц, ж , ш, д, ж, р…

«Буковки» , вашей команде предлагаю поднять руку вверх , когда услышите звук [г] в слогах: га, жа, зо, зы, го , ша, па, гы, ду, ты, гу, ра, гэ «Слоговички» , а вы будете топать ногой, когда услышите звук [б] в словах: мак, сыр, бык , крыша, бочка , сон, куст, бак , том, сом, банка

3) Выделение звуков из слов:

Учитель — логопед. «Звуковички» , назовите первый звук в слове(каждому ребенку по очереди предъявляется слово). Слова: Аня, узел, имя, окна, угол, осень, утка, эхо, орден, аист.

«Буковки», назовите гласный звук в середине слова.

Слова: зал, столб, друг, гриб, рак, дым, тигр, гусь, зонт, сын. «Слоговички», назовите последний звук в слове.

Слова: голова, окно, пироги, игра, иду, лимоны, пальто, огоньки, какаду, конфеты.

Учитель-логопед. Молодцы! Вы отлично справились с упражнениями. Теперь переходим к конкурсным заданиям.

Конкурсы

  1. Игра «Найди звук в словах».

Каждой команде выдаются игрушки. Детям предлагается выбрать игрушки, в названиях которых есть заданный звук.

Учитель-логопед. «Звуковички» , найдите игрушки, в названиях которых есть звук [ш].

«Буковки» , найдите игрушки, в названиях которых есть звук [с].

«Слоговички» , найдите игрушки, в названиях которых есть звук [р].

2. Игра «Определи место звука в слове» (начало, середина, конец)

Учитель — логопед. «Звуковички», определите место звука [л] в слове, распределите предметные картинки под схемами слов . (Командам выдаются схемы слов и предметные картинки).

«Буковки», определите место звука [ш] в словах.

«Слоговички», определите место звука [с] в словах.

Учитель-логопед. Молодцы! Как вы легко и быстро справились с первыми заданиями. Мы с вами в течение всего учебного года знакомились с буквами и звуками, учились правильно их произносить. А вы знаете, где живут звуки и буквы? В Азбуке. А вот и она сама! (Звучит песенка про Азбуку).

Появление сказочного героя Азбуки.

Азбука. Здравствуйте, дорогие дети и родители. Я очень рада, что вы уже знаете буквы, а некоторые ребята уже научились читать. На моих страницах много букв, я люблю с ними играть, составлять из них слова, отыскивать их вокруг, и, конечно же, собирать. А вы хотите со мной поиграть? Но сначала ответьте на мои вопросы.

Азбука. А вы знаете, что такое звуки?

– Чем отличается звук от буквы?

– На какие две группы делятся звуки?

– Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чем главное их отличие?

Азбука. Молодцы! А теперь поиграем с буквами и звуками.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Азбука. Зачеркните лишнюю букву и объясните, почему она лишняя ( выдаются карточки с буквами для каждой команды ).

– «Звуковички»: А Ш И О У

– «Буковки»: Л К З Э Д

– «Слоговички»: Б П К В ꓛ

Подвижные игры с мячом для каждой команды.

Азбука. А сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Прошу первую команду выйти и поиграть в игру «Звуковая цепочка».

1. « Звуковички»: игра «Звуковая цепочка» .

Команде предлагается встать в круг. Ведущий говорит первым игрокам команд название какого-либо предмета. Следующий игрок называет слово, которое начинается на последний звук этого названия и передаёт мяч. Далее по цепочке называют слова все остальные игроки (дом — машина — ананас…)

2. Команда «Буковки» будет играть в игру «Запрещённый звук».

Команда встает в круг. Объявляется запрещённый звук, например, [о]. Ведущий бросает мяч, дети повторяют за взрослым звуки (а, и, у, э, о…). Если ведущий произносит «запрещённый» звук [о], ребёнок звук не повторяет, а поднимает мяч вверх.

3. «Слоговичкам» предлагаю игру «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч, называя первый слог, ребенок заканчивает слово. Например, «са» — сани, «ша» — шары, «шу» — шуба, «ро» — роза, «лы» — лыжи.

Азбука. Ребята, вам понравились мои игры? Я вижу, что вы многому научились в детском саду. Мне пора возвращаться. До свидания. До встречи в школе.

4. Игра: «Звонкий — глухой».

Учитель-логопед. Предлагаю поиграть в игру «Звонкий — глухой». Чтобы определить, какой звук звонкий или глухой, предлагаю послушать звуки, закрыв уши ладошками: [с] — [з], [ш] — [ж]. Когда произносим первый звук, что-нибудь слышите? ( Ничего ) При произнесении глухих звуков голос спит, значит, этот звук глухой. Когда произносим второй звук, что слышим? Правильно, как будто звенит в ушах, как колокольчик. При произнесении звонких звуков голос звенит, значит, этот звук звонкий.

Командам выдаются колокольчики на каждого участника. Логопед по очереди показывает каждой команде картинки с изображением предметов. Если название картинки начинается на звонкий согласный звук, члены команды звонят в колокольчик, если первый согласный глухой — закрывают уши руками.

«Звуковички»: картинки — шуба, жаба, дом.

«Буковки»: картинки — зонт, сумка, торт.

«Слоговички»: картинки — ваза, буквы, пушка.

5. Игра « Твердый — мягкий»

Учитель-логопед. Послушайте и скажите, одинаково ли звучат эти согласные звуки: [п] — [п’], [т] — [т’]? Как произносятся первые звуки? ( Твёрдо ). А вторые звуки? ( Мягко ). Если название картинки начинается на мягкий согласный звук [р’] поднимите зеленую карточку, если на твердый согласный [р] — синюю.

Командам выдаются карточки синего и зеленого цвета на каждого участника. Логопед по очереди показывает каждой команде картинки с изображением предметов.

«Звуковички» : картинки — рак, рисунок, рубашка.

«Буковки»: картинки — роза, репа, радуга.

«Слоговички» : картинки редиска, расческа, ручка.

6. Звуковой анализ слов.

Командам предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, выдаются фишки — цветовые обозначения звуков: красным цветом обозначают гласные звуки, синим цветом — твёрдые согласные, зелёным — мягкие согласные.

Учитель-логопед. А сейчас мы с вами составим схемы слов.

«Звуковички» : слова — лук, лиса.

«Буковки»: слова — дом, сани.

«Слоговички» : слова — лес, роза.

Итог практикума .

Учитель-логопед. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. А какое из них оказалось самым трудным? Какое упражнение было очень простым для вас? Какая игра понравилась больше всего?

Далее слово предоставляется членам жюри. Проводится награждение.

Учитель-логопед. Вот и закончилась наша встреча. Надеюсь, что вы получили массу удовольствия от общения друг с другом. Дети с удовольствием поиграли вместе с родителями, а родители узнали, чему научились дети и что еще вызывает затруднения.Спасибо всем за участие! Рады были встрече с вами!

Задать вопрос