Студия «Игра — это серьезно!»
Авторы: Тимофеева Ольга Вячеславовна, Хабарова Наталья Владимировна, Колегова Светлана Михайловна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 15.10.2020
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Тимофеева, О. В. Студия «Игра — это серьезно!» / О. В. Тимофеева, Н. В. Хабарова, С. М. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5593/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффективности и продуктивности совместной деятельности.
В материале раскрывается деятельность такой формы работы как игровая студия «Игра — это серьезно!».
Целью работы является повышение компетентности родителей, имеющих детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний.
Участниками игровой студии «Игра — это серьезно!» являются родители и дети старшего дошкольного возраста, имеющие статус детей ОВЗ, детей-инвалидов, учителя-логопеды МБДОУ Детский сад № 36 «Звоночек».
Форма работы: игровая студия (поставленные цели и задачи реализуются в игровой деятельности, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей).
В игровой деятельности участниками студии проигрываются дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие речи детей. В рамках игровой студии прошли три встречи.
- «Веселые истории о связной речи» (развитие связной речи).
- «Игры на диване» (развитие фонематического слуха и фонематических процессов).
- «Игры на кухне» (развитие грамматического строя речи, лексического запаса).
Игровая студия «Игра — это серьезно!»
Цель — повышение компетентности родителей, имеющих детей с ОВЗ, детей-инвалидов в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний.
Участники — родители и дети среднего и старшего дошкольного возраста, имеющие статус детей ОВЗ, детей-инвалидов, учителя-логопеды МБДОУ Детский сад № 36 «Звоночек».
Форма работы: игровая студия (поставленные цели и задачи реализуются в игровой деятельности, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей).
Уровень сложности игры обозначается *
(* легкий уровень, ** средний уровень сложности,*** сложный уровень)
«Веселые истории о связной речи»
- Игра «Расскажи сказку»*. Цель: развитие связной речи (составление пересказа).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку иллюстрации к знакомой сказке и просит рассказать ее. Так же можно использовать кукольный или пальчиковый театр.
- Ролевая игра «День рождения»*. Цель: развитие связной диалогической речи.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку устроить День рождение для его любимой игрушки. Накрыть стол и позвать гостей. Каждое действие взрослого и ребенка обыгрывается и обязательно сопровождается речью.
- Игра «Хвастунишки»*. Цель: развитие связной речи (составление описательных рассказов).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку похвастаться своей любимой игрушкой. При этом ребенок называет предмет, сообщает какой он по цвету, из чего сделан, какие части к у него есть, как с ним можно поиграть. Аналогично можно составить описательные рассказы об одежде, домашнем животном и т. д.
При необходимости взрослый задает наводящие вопросы.
- Игра «А что было дальше?»***. Цель: развитие связной речи (составление творческого рассказа)
Ход игры: ведущий придумывает завязку истории или сказки и предлагает участником придумать ее продолжение, передавая при этом мяч друг другу. Например: Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Маша …
- Игра «Подзорная труба». Цель: развитие связной речи (составление небольших описательных рассказов).
Ход игры: каждой семье предлагается свернуть лист бумаги в форме подзорной трубы. Родитель, а затем ребенок заглядывают в нее и описывает все то, что в нее увидел (за окном, в помещении…). **Например: Я вижу березу. У нее белый ствол. На ней желтые листочки.
***Если ребенку доступна более развитая речь, ему предлагается составлять более сложные предложения. Береза осенью очень красивая. На ней желтые и зленые листья. На ощупь они гладкие. У березы есть ствол, он покрыт белой корой.
*Если ребенку пока не доступны данные описательные рассказы, то ему можно предложить ответить на вопросы. Например: Что ты видишь на улице? Дерево. Как называется это дерево? Какие по цвету у него листья?
Вторая встреча участников игровой студии «игра — это серьезно!»
«Игры на диване» (развитие фонематического слуха и фонематических процессов)
Оборудование: журналы, газеты с иллюстрациями, рекламные брошюры, карандаши, фломастеры, счетные палочки, пуговицы.
Игра «Звуки в тишине»*. Цель: развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку минуту посидеть очень тихо, чтобы уловить звуки, которые мы обычно не замечаем, например: стук двери, звонок телефона вдалеке, топот соседей, удары мяча об асфальт во дворе, шум транспорта, разговор за стеной, завывания ветра… Потом ребенок рассказывает, что он услышал.
Игра «Внимательные ушки»*. Цель: развитие фонематического слуха (выделение заданного звука из рады других звуков). При необходимости звуки произносить утрированно и обращать внимание ребенка на артикуляцию звуков.
Игровой материал: конфеты, печенье, орешки, цукаты и др.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно послушать звуки, если среди них он услышит заданный звук — берет одну конфету. Например: взять конфету, если услышит звук [а] среди других звуков (а, о, у, а, и, а, а, у).
Игра «Договори словечко»*. Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры: взрослый называет первый слог в названии картинки и предлагает ребенку договорить слово подходящие к данному слогу. Например: ба — банан, банка, батарея, батон…
Перед началом игры взрослый обязательно называет все имеющиеся картинки.
Игра «Найди нужную картинку»**. Цель: развитие фонематического анализа (выделение звука на фоне слова). Игровой материал: журналы, газеты, книги, рекламные буклеты.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку найти картинку в названии которой есть заданный звук.
Взрослый обязательно называет все имеющиеся картинки. При необходимости называет утрированно каждую, давая ребенку время на обдумывание.
Игра «Найди первый звук в слове»**. Цель: развитие фонематического анализа (выделение первого гласного звука из слова).
Ход игры: взрослый перечисляет картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (например в рекламной брошюре продуктового магазина: апельсин, ананас, абрикос, авокадо, укроп, ирис, икра…), ребенок определяет и называет первый звук.
При необходимости взрослый называет утрированно каждую картинку, давая ребенку время на обдумывание.
Игра — соревнование «Кто больше?»***. Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук). Игровой материал: цветные карандаши, фломастеры, счетные палочки.
Ход игры: игроки по очереди придумывают слова на заданный звук. Например [К] кот, книга, карандаш. Для удобства подсчета на каждое правильно подобранное слово участник получает счетный материал (карандаши, фломастеры…). Побеждает тот, кто больше придумает слов с заданным звуком.
Третья встреча участников игровой студии «игра — это серьезно!»
«Игры на кухне»
(развитие грамматического строя речи, лексического запаса)
Оборудование: детская игровая посуда, набор овощей, фруктов, картинки с изображением кухонной мебели, электроприборов.
Игра «Назови ласково»*. Цель: развитие грамматического строя речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку назвать предметы, находящийся на кухне ласково. Например: хлеб — хлебушек, сыр-сырок, огурец-огурчик и т. д.
Перед началом игры взрослый обязательно приводит примеры слов.
Игра «Один — несколько»*. Цель: развитие грамматического строя речи (образование и употребление существительных единственного и множественного числа).
Ход игры: взрослый называет предмет, находящийся на кухне, и предлагает ребенку назвать несколько таких предметов. Например: чашка — чашки, стол — столы…
Перед началом игры взрослый обязательно приводит примеры слов.
Игра «Чего не стало?»**. Цель: развитие грамматического строя речи (образование и употребление в речи существительных единственного числа родительного падежа).
Ход игры: взрослый помещает на кухонный стол 4–5 предметов (например, чашку, ложку, салфетку, солонку). Ребенок называет каждый предмет. Запоминает. Закрывает глаза. Взрослый в этот момент убирает один предмет. Ребенок открывает глаза и называет, какого предмета не стало.
Важно обращать внимание на правильность употребления окончания в словах. При необходимости поправлять ребенка «Скажи так же, как я».
Игра «Внимательные глазки»**. Цель: развитие грамматического строя речи (употребление в речи предлогов В, НА, ПОД).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и ответить на вопросы. Например: на чем стоит хлебница? В чем лежат ложки. Под чем лежит салфетка?
Важно то, что бы ответы ребенка были полными. Хлебница стоит на столе. Ложки лежат в столе. Салфетка лежит под тарелкой.
Игра «Договори словечко». Цель: развитие грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг. Затем называет слово прилагательное и просит ребенка поободрать к нему подходящее слово. И повторить все словосочетание целиком Например: зеленый (огурец) — зеленый огурец, зеленая (кастрюля), зеленое (яблоко)…
Важно обращать внимание на правильность употребления окончания в словах.
Игра «Назови слова»*. Цель: развитие словарного запаса (подбор существительных по лексическим темам).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку назвать слова, про которые можно сказать овощи, фрукты, ягоды, мебель, продукты питания (молочные, растительные, хлебобулочные***).
При необходимости использовать наглядность.
Игра «Назови одним словом»**. Цель: развитие словарного запаса (образование и употребление обобщающих понятий).
Ход игры: взрослый называет несколько предметов из одной лексической темы и просит ребенка назвать их одним словом. Например: огурец, помидор, морковь, капуста — овощи.
При необходимости показать эти предметы.
Игра «Приготовим сок (пюре, варенье, суп)»***. Цель: развитие словарного запаса (образование и употребление относительных прилагательных).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос «Какой сок получиться, если…?». Например: какой сок получиться, если его приготовят из яблока — яблочный.
Игра «Сладкие слова (соленые, горькие, кислые)»***. Цель: развитие словарного запаса (образование и употребление прилагательных в речи).
Ход игры: взрослый сообщает ребенку о том, что на кухне много «сладких слов», например, сладкая конфета. Далее предлагает ему найти еще несколько «сладких слов».
Похожие статьи
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...
Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)
Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...
Инновационные формы работы с родителями в ДОО
В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на...
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности
Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...
Похожие статьи
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...
Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)
Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...
Инновационные формы работы с родителями в ДОО
В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на...
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности
Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...