Родительское собрание в старшей группе по теме «Эти непослушные буквы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.09.2021

Статья просмотрена: 902 раза

Библиографическое описание:

Скиба, К. М. Родительское собрание в старшей группе по теме «Эти непослушные буквы» / К. М. Скиба, Т. П. Пак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6613/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность темы. Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Выбранная тема является актуальной, т. к. с началом обучения грамоте в детском саду у многих дошкольников возникают некоторые проблемы: зеркальное письмо букв, плохое запоминание графического образа букв, замена на письме букв, схожих по оптическим или акустическим признакам и т. д.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи:

– Познакомить родителей с этапами работы и методами обучения дошкольников грамоте.

– Дать рекомендации по проведению игр со звуками и буквами дома.

Форма проведения: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

– На подготовительном этапе была организована «родительская почта» — почтовый ящик в групповой раздевалке детского сада, куда родители помещали интересующие их вопросы, проблемы, переживания по данному вопросу. Среди часто встречающихся вопросов и проблем были такие: «Мой ребенок плохо запоминает буквы», «Мой ребенок не может слитно читать слоги», «Мой ребенок пишет зеркально» и др.

– Был проведен сбор и анализ информации по данной теме, изучена и проанализирована специальная литература.

– Были подобраны дидактические игры, упражнения, пособия, вопросы к каждому этапу собрания, подготовлена презентация;

– Были подготовлены приглашения для родителей, общее объявление в групповой раздевалке, размещено объявление в родительском чате.

– Были подготовлены памятки для родителей и консультация для родителей на стенде в групповой раздевалке.

План проведения собрания:

  1. Приветственное слово воспитателей, игра «Визитки»;
  2. Интерактивные игры с родителями: «Новый язык», «Другая рука» (активизирующий этап), объявление темы собрания;
  3. Необходимость обучения грамоте в детском саду, основные трудности, с которыми сталкиваются дошкольники;
  4. Подготовительный этап обучения грамоте, дидактическая игра «Поймай звук»;
  5. Знакомство с гласными звуками и буквами, дидактические игры «Подбери картинки», «Паровозик»;
  6. Знакомство с согласными звуками и буквами, дидактические игры «Подскажи словечко», «Тим и Том»;
  7. Звукобуквенный анализ слова, дидактическая игра с родителями «Звуки, буквы я учу»;
  8. Как помочь ребенку легче запоминать буквы? Дидактические игры с родителями: «Угадай букву», «Узнай наощупь»;
  9. Подведение итогов, ответы на вопросы родителей, игра «Волшебный сундук» (рефлексия).

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, бейджики для игры «Визитки», карточки для игры «Новый язык», полоски бумаги и ручки для игр «Другая рука» и «Волшебный сундук», карточки красного, синего и зеленого цветов для игры «Поймай звук», карточки, картинки для игр «Паровозик», «Подбери картинки», «Тим и Том», мешочек и буквы магнитного алфавита для игры «Узнай наощупь», сундучок (коробочка) для игры «Волшебный сундук».

Ход собрания:

  1. Приветственное слово воспитателей.

Игра «Визитки»

Родителям предлагается написать на визитках-бейджах свое имя, по желанию — рассказать о чувствах, переживаниях, ожиданиях от данной встречи, проблемах своего ребенка по данной проблеме.

  1. Активизирующий этап

— А теперь мы предлагаем вам немного поиграть.

Игра «Новый язык»

Родителям раздаются карточки с напечатанным на них текстом на греческом, китайском и древнеегипетском языке и предлагается прочитать, что на них написано.

Игра «Другая рука»

Родителям предлагается написать на полоске бумаги фразу «Я люблю своего ребенка»: левой рукой, если человек правша, и правой, если левша.

Затем родителям предлагают рассказать, какие трудности они испытывали при выполнении обоих заданий.

— Так и нашим детям, только начинающим изучать буквы, читать и писать, трудно научиться чему-то новому, когда у них еще не сформировано это умение. Это сопоставимо с тем, чтобы мы, взрослые, начали изучать совершенно новый для нас язык, к примеру, китайский, или начали писать другой рукой.

Тема нашего собрания «Эти непослушные буквы», и сегодня мы поговорим о том, как сделать процесс овладения грамотой для ребенка увлекательным и интересным.

  1. Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Важно, чтобы ребёнок:

– не пропускал буквы, не путал их при написании;

– умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.

  1. Подготовительный этап обучения грамоте

Работа по обучению грамоте начинается с различения понятий «звук» и «буква»: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

На этом этапе также проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание и т. д.

Дидактическая игра «Поймай звук»

Родителям раздаются сигнальные карточки красного, синего и зеленого цветов. Ведущий (воспитатель) называет различные звуки, а родители поднимают соответствующую карточку (красную, если услышали гласный звук, синюю, если твердый согласный, и зеленую, если мягкий согласный).

  1. Знакомство с гласными звуками

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Гласные — это звуки, которые можно долго петь, тянуть, и просятся они легко, свободно (нет преграды). Для обозначения гласных звуков используем карточку красного цвета.

Также на этом этапе ведется работа по дифференциации (различению) гласных, по определению места звука в слове. На данном этапе можно использовать такие игры:

Дидактическая игра «Разложи картинки» (на слайде)

Подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ире — картинки на звук [и].

Дидактическая игра «Паровозик»

Родителям раздаются изображения паровозика с тремя вагончиками и красная фишка, обозначающая звук «А». Ведущий (воспитатель) называет слово, родители кладут фишку в соответствующий вагончик (звук «А» в начале, в середине или в конце слова).

Слова для игры: аист, стена, пила, автобус, мак, рак, лиса, Аня.

  1. Знакомство с согласными звуками

Артикуляция согласных очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает «препятствие» (губы, зубы, язык). Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если горлышко «молчит» — звук глухой.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются. Твердый звук обозначается синим цветом, мягкий звук — зеленым цветом.

Дидактическая игра «Тим и Том»

Это братья-гномы, Том и Тим. Том носит синюю одежду и любит твердые звуки, Тим носит зеленую одежду и любит мягкие звуки. Гному Тому мы подарим картинки, в названии которых есть твердый звук «М», а Тиму — картинки, в названии которых есть мягкий звук «Мь».

Дидактическая игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Взрослые называют слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (например, сон-нос-суп-планета-аист…)

При знакомстве с согласными также ведётся работа по звуковому анализу слов.

  1. Как выполнить звукобуквенный анализ слова?

У каждой буквы есть свой звук. У буквы А — звук «А», у буквы М — звуки «М» и «Мь» и т. д. На письме звуки обозначаются разноцветными квадратиками: гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные — синим, мягкие согласные — зеленым.

А теперь, уважаемые родители, давайте вместе попробуем провести звуковой анализ слов КИТ и КОТ.

Дидактическая игра «Звуки, буквы я учу»

По ходу игры ведущий (воспитатель) задает вопросы: какой первый звук в слове? Какой он, гласный или согласный и почему? Каким цветом обозначается этот звук? И т. д.

  1. Как помочь ребенку лучше запоминать буквы?

На этапе знакомства с буквами мы произносим звук и говорим, что он живет в букве. (В одной букве могут жить два звука: твердый и мягкий). Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. (Представьте, на что похожа буква). Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с — сыр, т — труба, я — яблоко).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов: слуха, зрения, тактильных ощущений, а также двигательной памяти.

Можно написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок.

Предлагаем вам немного поиграть.

Дидактическая игра «Угадай букву»

На ладони или на спине взрослого «написать» букву обратной стороной карандаша или ручки. Взрослый должен узнать букву по тактильным ощущениям.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

В мешочек из плотной ткани положить пластмассовые буквы (буквы из магнитной азбуки). взрослый их ощупывает, не глядя, и называет.

  1. Подведение итогов, рефлексия

Игра «Волшебный сундук» (рефлексия)

Родители по очереди высказываются, что они хотели «взять» из волшебного сундучка с собой (впечатления от собрания, новую, полезную информацию и т. д.) и что хотели бы «положить» в него (пожелания, вопросы и т. д.). Ответы на вопросы родителей.

— В заключение мы хотим посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.

Желаем удачи!

Литература:

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.
  2. Кесслер Е. В., Бердникова А. В., Спиркина И. Б., Кузнецова С. В. Конструктор родительских собраний: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. — Рязань, 2020.
  3. http://festival.1september.ru/articles/525290/
Задать вопрос