Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи «Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ»
Автор: Сироткина Снежана Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 06.05.2015
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Сироткина, С. В. Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи «Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ» / С. В. Сироткина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8124/ (дата обращения: 16.11.2024).
Пояснительная записка.
1. Тема НОД: «Звуки «З-Зь» — занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.
2. Цель НОД: знакомство с новыми звуками, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в течение всего учебного года.
3. Автор разработки: Сироткина Снежана Валерьевна.
4. Возрастная категория: старшая группа.
5. Количество детей на занятии — подгруппа 8 человек.
Данное занятие составлено в соответствии с Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Представленный конспект — является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий логопеда и детей); принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес); принцип доступности (соответствие возрастным особенностям); принцип психологической комфортности. Занятие построено в проектном режиме. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы, как наглядный метод, наглядно-практический, словесный метод, прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием, прием использования проблемной ситуации. По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.
Образовательная область «Познание»
1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.
2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.
3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.
4. Развитие фонематического слуха, внимания.
5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.
6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.
2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.
3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:
1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.
2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.
3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы, используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».
Формы организации НОД: грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.
Применение инновационных технологий — использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.
Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.
«Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.
Повторяем обязательно, что учили на занятии».
2. Формирование представлений о звуках и буквах.
— Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
— Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.
— Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.
—Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.
— Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?
—Нет. Звуки мы слышим и произносим.
3. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
—А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.
Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.
— АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)
— А! (руки в замок, приседают)
— ООООО…
— О!
— УУУУУ…
— У!
— ИИИИ…
— И!
4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.
Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.
«Руки растираем и разогреваем.
И теплом своим лицо мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
А теперь погладим пальчиками щечки.
Щечки растираем, чтобы надувались.
Губки растираем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок вниз и его сгибаем.
А потом по шейке ручками стекаем».
«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.
Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.
Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:
Толстые внуки приехали в гости,
с ними худые — лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
и целовать они всех потянулись.
Утром проснулись в улыбочку губы,
чистили мы свои верхние зубы,
вправо и влево, внутри и снаружи,
с нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмем мы и рот прополощем.
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим, блины нам положат.
Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.
Блинчик жуем, завернем и прикусим.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подуем, мы чай остудили.
Дедушка сделал для внуков качели,
все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли:
прятались на чердаке и в подвале.
Дедушка скачет на лошади ловко.
Звонкие вязнут на глине подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».
Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.
Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации — узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.
Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.
Звук «З» — твердый согласный, звонкий.
Звук «Зь» — мягкий согласный, звонкий.
7. Определение наличия звука в слове.
С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».
—Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».
1. Зонт, самолет, коза, арбузы.
2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.
3. Зима, жираф, забор, зубы.
Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.
8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.
Игра «Зоопарк».
На мольберте пустые клетки животных.
—Ребята, посмотрите, что это?
—Зоопарк.
—Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?
—Клетки животных пустые.
—А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?
—Да!
— Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.
Дети выбирают себе картинки.
— Обратите внимание, все клетки разные по цвету — есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?
Ответы детей.
Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.
9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».
«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.
Зеленый листок, как флажок я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит.
Зеленая песенка где-то звучит.
Зеленый кузнечик в зеленой траве
Играет зеленую песенку мне!»
10. Определение места звука в слове.
Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.
—Вам надо определить, где находится звук в слове — в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.
—Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?
Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.
12. Знакомство с буквой.
Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.
Ответы детей.
Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.
Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).
13. Итог занятия.
— Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?
— Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5–6 лет.2009 г.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. «Исправляем произношение». 2010
4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.
6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед — 2010. № 1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. — Литера, 2008
7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. — М., 2002.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002.