Цель:Развитие у детей познавательных интересов по развитию элементарных математических представлений с учётом их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание прийти на помощь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать самостоятельность, активность. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес и активность в работе; Развивать логическое мышление, внимание, память; Развивать мелкую моторику.
Образовательные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в сравнении фигур по двум признакам (цвет, форма). Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет) продолжать учить сравнивать предметы по величине (самый высокий, ниже, самый низкий) Продолжать формировать представления о количественном счете в пределах 5, откладывать нужное количество предметов и соотносить их с количеством. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
Наглядные средства обучения: раздаточный материал Технические средства обучения: проектор с экраном, презентация «По страницам сказок»; ноутбук; беспроводная мышка.
Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья); символы: цвет, форма; Обручи-дома 4 штуки, почтовая коробка, конфеты (сюрприз), Раздаточный материал: геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты, прямоугольники; «волшебные» очки; пазлы части суток; наборное полотно из 2-х полосок; по 5 треугольников и кругов.
Ход ООД
Мотивационно— побудительный: Дети стоят на ковре.
Звук поступившей посылки
Воспитатель: «Ой, дети, какая красивая коробочка. Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы Яги)» Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.
Баба Яга:
Вашу няню я украла,
Я ее околдовала,
Будет дома у меня
Накрывать столы она,
Грязь стирать и мыть полы,
Вытрясать мои ковры.
А как дом весь уберет,
Мой слуга ее запрет,
Коль вернуть ее хотите,
Дам я вам заданья три.
Их все вы выполняйте,
Няню забирайте.
Воспитатель: «Так вот почему нет нашей Марии Федоровны. Ребята, а что же нам делать, как быть?
Дети: Нам нужно помочь Марии Федоровны.
- Организационно-поисковый:
Воспитатель: Да конечно, а как же мы сможем ей помочь? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: А раз мы отправляемся в сказку, то нам нужно волшебство, или волшебные слова. (Музыку волшебную) Приглашаю вас перенестись в сказку с помощью волшебных очков. По команде все надевают очки, говорят слова: «Раз, два, три, покружись. Сказка, сказка, появись!" вместе снимают «волшебные» очки.
- Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами оказались и на поляне в сказке. Вы готовы к приключениям?
Для этого нужно хорошо себя вести и быть очень внимательными Согласны?
Воспитатель: И начнем мы наше путешествие прямо сейчас. А для этого послушаем первое задание.
Голос бабы Яги:
По тропинке вы пойдете,
И налево там свернете,
Там пенек, покрытый мхом,
А под ним задание.
(Дети проходят по дорожке)
Воспитатель: А вот и пенек. (достает конверт с заданием) Кто живет на этой лужайке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Загадывание математических загадок.
Воспитатель: Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)
Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает домики фигур). — Вам нужно превратиться в геометрические фигуры и навести порядок, расселить их по своим домам». (раздает всем детям шапочки геометрических фигур).
Д/и «На поляне геометрических фигур.
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три, треугольник, в дом беги! (дети-треугольники забегают в свой обруч).
Воспитатель на полу выкладывает домики — обручи с символами цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Дети расходятся по своим домам, объясняют свой выбор. Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на символы форм фигур. По сигналу воспитателя дети выбирают свой домик, объясняют свой выбор.
— Почему вы выбрали эти дома? По какому признаку вы разделились?
Воспитатель: Молодцы ребята, умело справились с первым заданием, давайте послушаем второе:
В сказке «Три медведя»
Голос бабы Яги: Дальше по тропинке вы пойдете, сказку там найдете.
Кто-то в доме побывал,
Стульчик маленький сломал,
Перемял кроватки
И уснул там сладко.
Воспитатель: Посмотрите, в какую сказку мы попали? Кто здесь изображён? Сколько? Да, медведей три. Медведь, Медведица и Мишутка. Давайте расставим медведей по росту. Кто будет самый первый? Значит, первым мы поставим Медведя-папу, потому, что он самый высокий. За ним поставим Медведицу-маму, потому, что она ниже, а Мишутка будет самый последний, потому, что он самый низкий.
Воспитатель: Молодцы ребята, здорово справились и со вторым заданием. А сейчас давайте отдохнем и поиграем.
Музыкальная разминка
Воспитатель: Отдохнули, будем третье задание слушать?»
Голос бабы Яги: Отгадайте загадку:
Маша по лесу гуляла,
Заблудилась, потерялась,
К мишке в домик забрела,
Вместе с Мишенькой жила.
Дети: Маша и медведь.
Воспитатель: Правильно. А кто помнит, как Маша вернулась домой?
Дети: Она напекла пирожков, сама залезла в короб и попросила мишку отнести пирожки бабушке и дедушке.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран. Пирожки с капустой у нас треугольной формы, а пирожки с картошкой — овальной. Давайте посчитаем, сколько пирожков напекла Маша. Присаживайтесь за столы правильно. Спина прямая ноги вместе. Дети садятся за столы, и проводится пальчиковая разминка: «Пирожки»
Пальчиковая разминка: «Пирожки»
Работа сраздаточным материалом
Воспитатель: Возьмите карточки с полосками и положите их перед собой. Положите на верхнюю полоску пирожки с капустой, а на нижнюю с картошкой. Сколько пирожков с капустой? А сколько пирожков с картошкой? Каких пирожков больше? А на сколько пирожков с капустой больше чем картошкой? Как сделать Маше, чтобы пирожков было поровну? Сколько было пирожков с капустой? Сколько пирожков вы убрали? Сколько осталось пирожков? Как у нас получилось четыре? Сейчас каких пирожков больше?
Воспитатель: Ребята мы успешно справились со всеми заданиями. Что-то Баба-Яга не спешить отпускать нашу Марию Федоровну. Ой, смотрите записка. Послушайте диск дальше, послушаем?
Голос Бабы яги:
Что ж, вы дети молодцы- я не ожидала
Да еще вы храбрецы, трех заданий для вас мало.
Так как бабка я Яга- злая и коварная,
Вот вам ещё одно задание.
Я части суток путать стала.
Помогите мне вспомнить части суток.
Загадки очастях суток.
Воспитатель: Чтоб не путать никогда, части суток нам друзья, мы загадки отгадаем и еще мудрее станем.
Игра на внимания «Собери время суток» (Работа в парах)
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче я предлагаю разделиться на пары. Каждой паре дам конверт с картинкой времени суток, и вы быстро справитесь и с этим заданием.
Голос бабы Яги:
Что ж, ребята, вы молодцы.
Отпущу я вашу няню.
Звучит звук посылки. Достаем письмо.
«Дорогие мои детки, спасибо вам за то, что вы выполнили все задания бабы Яги и спасли меня. Я пока не могу к вам вернуться, потому что ещё нахожусь в пути. Но посылаю вам посылку с гостинцами и скоро к вам вернусь»
Воспитатель: Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. А для этого нужно снова сказать волшебные слова и надеть «волшебные» очков. По команде все надевают очки, говорят слова: «Раз, два, три, покружись. В детском саду очутись!" вместе снимают «волшебные» очки.
III. Итог занятия Рефлексивно-корригирующий:
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в наш детский сад. Закончилось наше приключение. Ребята, скажите, пожалуйста, что мы делали с вами? Кому помогали? (Ответы детей). А какие трудности мы преодолели? (Ответы детей). Что вам было выполнить сложно, а что легко? (Ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Вы молодцы, ребята, спасибо вам за приключение. И если бы не наша дружба, мы не смогли бы помочь нашей Марии Федоровне выбраться из сказки. Не зря люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».
Литература:
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М.,1992.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1990.
- Интернет-источники: nsportal.ru