Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Авторы: Гуцалова Людмила Анатольевна, Цветкова Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 25.11.2019
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Гуцалова, Л. А. Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Л. А. Гуцалова, И. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15438/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие ребенка строится на всей его принимающей многообразные формы деятельности (игры, общения, труда), поскольку она дает «научение» и через его посредство формирует личность ребенка.
С. Л. Рубинштейн
В связи с изменениями, происходящими в системе российского образования, предъявляются новые требования и к воспитанию подрастающего поколения, происходит преобразование системы дошкольного образования.
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования и подходов к организации обучения и воспитания, перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Одним из Федеральных государственных требований является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. ФГОС нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, и на осуществление его развития только в игре.
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, познавательной активности, а также в повышении эффективности образовательного процесса. У детей повышается интерес, процесс обучения доставляет удовольствие и радость, снимает стресс напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Воспитанники учатся проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, участвовать в коллективной деятельности, уметь слышать не только самого себя, но и партнёров по игре.
Теория и практика игровой деятельности дошкольников включает в себя многообразие различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими. Игра — вид деятельности, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Это очень широкое понятие, но остановимся на интеллектуально-познавательной игре — викторине.
Интеллектуально-познавательная игра — вид, который основывается на применении участниками своего логического мышления, интеллекта, быстроту мыслительных операций. Индивидуальное или коллективное выполнение заданий, объединенных единой темой из различных областей знаний, требует применения продуктивного мышления, часто — в условиях ограниченного времени и соревнования. Педагогическая целесообразность использования данной формы игровой деятельности заключается в том, что такие игры способствуют развитию у детей наблюдательности, внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Игра носит как обучающий, так и игровой характер. Поэтому представляются ребенку интересными и необычными занятиями, а не просто игрой.
Продумывая сценарий игры, необходимо соблюдать следующие требования и необходимые условия: компетентность педагога и жюри; конкурсные задания, рассчитанные на возраст детей и основанные на общедоступных знаниях; 70 % заданий на основе изученного материала; на сравнения, сопоставления, обобщения, ведущие к активизации аналитической деятельности воспитанников; для «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом игроков; постепенное усложнение; учитывать степень сформированности теоретического мышления ребенка; художественное, музыкальное оформление, применение мультимедийных технологий; наличие призов.
Структура проведения интеллектуальных игр — викторин состоит из нескольких этапов. В качестве наглядного примера рассмотрим игру «Что? Где? Когда?» с использованием интерактивных средств.
Первым этапом, как и в любой организованной деятельности, является организационный момент, в данном случае мотивирующая ситуация «Позывной к игре»:
Мотивирующая ситуация «Позывной кигре» |
|
Этапы Скриншоты |
Подробное описание мероприятия |
Мотивирующая ситуация Слайд 1 «Позывной к игре» |
Звучит мелодия — позывной к игре «Что? Где? Когда?» Педагог говорит детям: — Звенит звоночек позывной, На встречу нас зовет с Совой. А интересно ль вам узнать, Во что Сова зовет играть? (Ответы детей) Тогда поближе подойдите И на экран вы наш взгляните. (Дети подходят к интерактивной доске) |
Второй этап — введение в игровую ситуацию «Приглашение на игру»:
Второй этап включает в себя также объяснение правил игры и разделение группы на команды.
Введение вигровую ситуацию «Приглашение на игру» |
|
Введение в игровую ситуацию Слайд 2 «Приглашение на игру»
|
Звучит голос Совы (педагог): — Добрый день, мои друзья! Новой встрече рада я. Вновь клуб Знатоков сезон игр открывает, На игры желающих всех приглашает. А тема сезона очень простая: «Дорожные правила! Что о них знаем?» Ведь правила дорожные Всем в мире знать положено! Кто хочет блеснуть здесь смекалкой, умом, Разместиться прошу за «игральным» столом. Педагог спрашивает детей, хотят ли они принять участие в игре и, получив ответ, предлагает вспомнить правила игры: — Правила клуба очень просты, Они нам знакомы, вспомним их мы. Дети рассказывают об условиях игры, воспитатель дополняет. Педагог: — Сегодня играть с вами, мериться «силой», Будут герои из сказок любимых. Ну что? Все готовы? (Да) Тогда по местам! Сказочный гонг дал сигнал уже нам. Педагог предлагает детям занять места за игровым столом. |
Третий этап игры — это основная часть, которая состоит из нескольких туров. Каждый тур — задание от сказочного героя, которое соответствует выбранной теме игры, в нашем случае «Правила дорожного движения». Выбор и очередность вопроса от сказочного героя определяется вращением «барабана» на интерактивном столе.
Игровой стол |
|
Основная часть Слайд «Игровой стол» |
Педагог «запускает волчок» — Волчок со стрелкой запускаем и игру мы начинаем… Стрелка наша покрутилась, сделав круг, остановилась, Указав нам на письмо…Сейчас узнаем от кого. |
Вопросы от сказочных героев |
|
Слайд «Вопрос от Золотой рыбки» |
Педагог говорит: — Против вас играет Рыбка, Рыбка не простая, (С золотым отливом спинка), затейница такая. Загадывает всем загадки, что вовек не разгадать, Даже в поисках отгадки нужно книги прочитать! Вот и вас проверить хочет, сможете, а может, нет Вы на все ее вопросы найти правильный ответ. Звучит сигнал, зовет к началу нас. Ну что? Готовы? В добрый час! Педагог загадывает загадки: 1. Очень нужен он в пути, где дорогу перейти Он расскажет, что и как, звать его…(дорожный знак) 2. Эту ленту не возьмешь и в косичку не вплетешь. На земле она лежит, транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога) Будьте осторожны, на дороге … (Дети) (Загадки по выбору педагога) Педагог после сигнала об окончании времени говорит: — Вижу я ребята, что вы настоящие знатоки загадок и получаете за это …. жетонов. |
Слайд «Вопрос от Умного Кота» |
- Стоит стрелка, сделав ход. Вам письмо шлет Умный Кот. Он вам расскажет несколько историй, а вы, друзья, должны будете, посовещавшись между собой, ответить: что сделали не правильно герои его историй. (Проблемные ситуации по выбору педагога) Дети получают жетоны по количеству правильных ответов |
Слайд «Вопросы Царя и Царевны» |
Педагог: — Царь с царевной молодой Задают вопрос вам свой: «Сундучок вы наш примите, Что в нем лежит, определите. А потом о том, что там Расскажите вы всем нам. Звучит музыка, педагог вносит «волшебный сундучок» — Внимание! Волшебный сундучок! А теперь вопрос: Очень он всем людям нужен В море, в небе и на суше. Он всех нас в сто раз быстрей. Что это? Скажи скорей! (Если необходима подсказка, загадывается еще одна загадка После открытия волшебного сундучка, дети по очереди достают модели транспорта, называют их и рассказывают, к какому виду они относятся: водный, наземный, воздушный. Педагог: — Молодцы, справились с заданием и получаете жетон! |
Слайд «Вопросы Умного Кота» |
- Нам умный гном письмо прислал А в нем задание он дал: «К знаку дорожному пазл подобрать И ребус-загадку вам разгадать» — Перед вами лежат конверты с дорожными знаками. Вам нужно подобрать к знакам соответствующую картинку-ситуацию за определенное время. Ну что? Готовы? Время пошло! Дети выполняют задание, после чего педагог говорит: — Внимание на экран! Перед вами ребус. Разгадайте, какое слово зашифровал умный гном. (Если дети затрудняются — подсказка для ребуса: Ну, а если пешеходу Тротуар не по пути? Если можно пешеходу Мостовую перейти? Сразу ищет пешеход Знак дорожный …? Переход) — Молодцы, ребята! За правильный ответ, получаете жетон! |
Слайд «Вопросы Царевны-Лягушки» |
Педагог: — Царевна-лягушка письмо нам прислала И вот что она в том письме написала: «Задаю я вам вопросы. Отвечать на них не просто. Кто знает правила движенья, Ответит тот без промедленья. Очередность соблюдайте, Друг за другом отвечайте. А если не знаешь ответа вдруг ты, «Другому вопрос» — скорей говори. Педагог продолжает: — Уважаемые знатоки, вам нужно за определенное время ответить как можно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ получаете жетон. Сколько правильных ответов — столько жетонов. Приготовились! Время пошло! — Какое животное переводит пешехода с одной стороны дороги на другую? (Зебра) и т. д. Педагог: — Какие вы быстрые, так много знаете и получаете….. жетонов. |
Слайд «Задания от трех Богатырей» |
- А играют против вас Богатыри на этот раз! Откроем мы письмо…Итак: «Нарисуй дорожный знак!» Богатыри предлагают нам нарисовать дорожные знаки, но не обычным способом, а пластилином. Дети выполняют задание, после чего объясняют какой знак они сделали, что он обозначает Педагог: — Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и получаете жетоны. |
Необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности должны быть паузы — физкультминутка, гимнастика для глаз и др., которые снимают напряжение мышц, глаз, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Обычно такие паузы сопровождаются каким-либо текстом, музыкой, песенкой, которые могут, как напрямую, быть связаны с занятием, так и носить отвлеченный характер.
Музыкальные паузы— физкультминутка игимнастика для глаз |
|
Физкультурная минутка |
- Музыкальная пауза у нас! Потанцуем под музыку. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песенки |
Физкультурная минутка |
- Музыкальная пауза, друзья! Идите все скорей сюда. Мы немного отдохнем, И опять играть начнем. Глаза закрой, ощути покой, плавный вдох и потянись, выдох и…и улыбнись. А теперь глаза открой и спокойно, ровно стой. Направо глаза поведи, будто черту проведи. Налево глаза поведи, будто черту отведи. (Продолжать гимнастику для глаз до окончания музыки) |
Четвертым, заключительным этапом интеллектуальной игры является подведение итогов, награждение игроков и рефлексия. Необходимо подвести детей к самостоятельному анализу деятельности: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты игры — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. Резюмируя ответы детей, педагог акцентирует внимание на том, что успех коллективной работы зависит от вклада каждого участника команды, степени его ответственности и готовности к командной работе.
Заключительная часть |
|
Заключительная часть Итог (рефлексия) |
Педагог: — Вот и закончились вопросы трех богатырей, а вместе с ними подошла к концу и наша игра. Вы сегодня показали себя настоящими знатоками правил дорожного движения. Без труда обыграли сказочных героев. И в качестве призов вам вручаются медали «Знатоки правил дорожного движения» Педагог вручает участникам игры медали. — Вам понравилось сегодняшнее состязание? Какой вопрос понравился больше всего? Какой вопрос вызвал у вас затруднения? Ну что, друзья, попрощаемся с Совой и скажем ей «До новых встреч». |
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Г. Сухомлинский
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
- http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html