Материалы квиз-игры представлены на основе опыта работы дошкольного отделения по реализации деятельности в рамках инновационных площадок федерального уровня.
Цель: выявление уровня сформированности знаний педагогов в области применения STEM и STEAM технологий и использования в вариативной части образовательной программы.
Задачи:
- Познакомить коллег с новой формой организации развлекательной командной игры «Квиз».
- Систематизировать знания педагогом в области применения STEM и STEAM-технологий.
- Создать условия для обобщения полученного опыта практической деятельности.
- Организовать благоприятную эмоциональную обстановку для эффективной командной игры.
Материалы и оборудование: ноутбук с программным обеспечением, презентация, видеоролики, оборудование для выполнения заданий: Лого-роботы, тематический коврик, математические весы и карточки для решения примеров, математический игровой набор, набор «Дары Фрёбеля», набор для решения задач на логику, прозрачные кубики с цветной диагональю и карточки к ним, цветные кубики из набора «Базовый курс логики», наборы танграм, корзины — 2 шт., песочные часы, ручки и стикеры для оформления высказываний.
Ход интеллектуального практикума: Перед началом практикума группа педагогов делится на 3 команды по принципу выбора карточек с изображением цифр 1–3, соответственно пронумерованы столы № 1, 2, 3.
Ведущий: Доброе утро, уважаемые коллеги! Наша ярмарка педагогических идей привела вас в мою аудиторию, где сегодня для вас состоится интеллектуальная игра «Квиз на бис». Впервые квиз как командная игра появился в 1976 году. В классическом варианте квиз состоит из 7 раундов, в каждом из которых по 7 вопросов. В нашем случае раундов будет меньше и вопросов будет также меньше, все вопросы будут посвящены одной теме: применения STEM и STEAM-технологий. У нас не просто квиз, а интеллектуальный практикум, в ходе которого предполагается не просто озвучить ответы на вопросы, а выполнение практических заданий, кроме того, вас ждут видео- и аудиовопросы.
За каждый правильный ответ команда будет получать «идею», в форме текстового оформления интересного высказывания известных людей. Если команда дает неверный ответ или не может справиться с заданием, право ответа переходит к следующей команде. В нашей игре, как и во всех интеллектуальных играх установлены четкие временные рамки, поэтому не все вопросы удастся открыть.
Внимание на экран! Перед вами представлено 5 модулей, объединенных общей темой, в каждом модуле представлено по три вопроса. Команда выбирает модуль и вопрос.
ДО № 2 МОУ СОШ № 20 работает в статусе Федеральной инновационной площадки от ФИСО «Преемственность дошкольного и начального общего образования при реализации STEM-образования», используя парциально-модульную программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторы Т. Волосовец, С. Аверин, В. Маркова. Также мы активные члены профессионального сообщества педагогов — клуба Наустим, реализуем программу «Наустим — цифровая интерактивная среда», поэтому вопросы квиза и посвящены данной теме.
Дидактическая система Фридриха Фрёбеля |
1 |
2 |
3 |
Математическое развитие |
1 |
2 |
3 |
Логика |
1 |
2 |
3 |
Робототехника |
1 |
2 |
3 |
Мультипликация |
1 |
2 |
3 |
Вопросы интеллектуальной игры
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Дидактическая система Фридриха Фрёбеля
1) Фридрих Фребель был первым, кто рассматривал игру как ведущий вид деятельности. Он изобрел систему раннего развития, основанную на «Шести дарах», которые впоследствии получили его имя.
Перед вами набор № 6 «Жизненные формы» вам необходимо по фото воспроизвести конструкцию в течение 1 минуты, объяснить, на что похоже и дать название.
2) Видеовопрос (Задает ребенок).
«Очень давно, когда не было ни машин, ни тракторов, никакой другой техники, люди, чтобы перетащить груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Они подыскивали дерево, отрезали от него кусок, этот кусок служил катком. Какое геометрическое тело обозначало слово «Каток» или «Валик»? — минута на размышление.
3) Отгадайте загадку:
Из заоблочных высот,
Глядя на долину.
Вышел семицветный кот,
Мягко выгнув спину. (Радуга).
Перед вами разноцветные мячики, расположите их в соответствии с цветами радуги.
«Математическое развитие»
1) Видеовопрос задает ребенок: «Эту головоломку придумали в Китае. В переводе с китайского обозначает «Семь дощечек мастерства». Это состоит из 7 фигур, которые складываются определенным образом».
(Танграм). Команде предлагается выложить на столе танграм по схеме (Фигуры Лиса, Заяц; математический набор № 1).
2) Предлагается отгадать загадку и с помощью отгадки решить пример
«Две сестры качались
Правды добивались,
А когда добились,
То — остановились». (Весы).
У нас есть математические весы, карточки для решения примера. Подумайте, как можно решить пример с помощью математических весов. 10=?+?+?
3) Задание на состав числа: У вас на столе кубики из набора «Наураша: базовый курс логики» желтого и зелёного цвета. Вам за минуту необходимо составить из кубиков число 7 так, чтобы комбинации не повторялись.
«Логика»
- Прозрачные кубики с цветной диагональю предназначены для составления различных узоров и построек как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Необходимо воспроизвести узор, представленный на карточке № 21.
- «Крестики-нолики» из цветных кубиков. Существует несколько версий происхождения это одной из самых древних игр, точно никто не знает, когда эта игра зародилась. Современную версию этого занимательного увлечения приписывают французскому математику, жившему в средние века.
В «Крестики-нолики» будем играть кубиками двух видов (красного и желтого цвета). Правила игры известны всем.
- «Заполни игровое поле, так, чтобы в ряду ни разу не повторился цвет. (По три кубика белого, синего и зелёного цвета).
«Робототехника»
1) Видеозадание с видеоинструкцией
Запрограммируйте LOGO-робота так, чтобы пчела оказалась на поле, где изображена фигура, которая не имеет углов, эта фигура синего цвета. Место старта можно выбрать любое. (Для выполнения данного задания необходимо прослушать видео-инструкцию.
2) Видеозадание с видеоинструкцией
Подумайте и запрограммируйте пчелу так, чтобы она оказалась на поле, где изображен знак, обозначающий сложение.
3) Продолжи ответ: Занятия с Лого-роботом «Умная пчела» развивают:
— Пространственную ориентацию;
— Воображение
— Логическое мышление;
— Навыки счета;
— Речь и т. д.
«Мультипликация»
- Посмотрите фрагмент мультфильма (20–30 сек), какая анимационная техника присутствует. («Природный невидимка» — лего-анимация).
- Перечислите, пожалуйста, последовательность действий в процессе создания мультфильма или разложите по порядку предложенные варианты ответов.
А) Идея
Б) Подбор материалов для сценария
В) Выбор техники
Г) Изготовление фонов, персонажей
Д) Съемка анимационного фильма
Е) Озвучивание
Ж) Монтаж
3) Видеовопрос от куратора инновационной площадки Муродходжаевой Н. С.
Что такое питчинг в детской мультипликации?
Презентация проекта мультфильма.
Цели питчинга — выявление перспективных анимационных проектов с целью их возможной сценарно-художественной реализации; поиск новых героев, историй, вселенных; поощрение авторов и творческих коллективов к созданию актуальных анимационных фильмов.
Рефлексия: Наша игра подошла к концу. Безусловно, вы приобрели практический опыт, знания, у вас появились какие-то свои идеи, возможно, вы что-то сделали бы по — другому.
Каждый из вас сейчас еще выступит в небольшой роли: поскольку у нас ярмарка педагогических идей, я попрошу вас опустить в корзину под названием «Реклама» ваши высказывания о том, как бы вы разрекламировали наш сегодняшний квиз, если вам это понравилось. Во вторую корзину с названием «Редакция» положили высказывания и пожелания, как можно было бы усовершенствовать или отредактировать содержание нашей игры. Все ли у нас получилось?
Заключение
Важно помнить, что STEM и STEAM — это разные подходы к образованию. STEM — объединяет научные дисциплины, технологии, инженерию и математику в единую систему обучения. В основе лежит практико-ориентированный подход и интегративная модель, STEAM — сохраняет ориентир на проектную деятельность, практическую направленность и междисциплинарность, но меняет расстановку ключевых дисциплин. В аббревиатуру добавляется частица ARTS — искусство, помимо инженерных и технических наук добавляются гуманитарные дисциплины.
Мы работаем уже не первый год в реализации инновационных технологий: начинали с реализации отдельных модулей программы, так в одной группе у нас была робототехника, в другой мультипликация, математика, на занятиях по ознакомлению с окружающем миром мы проводили опыты естественно-научной направленности. Затем мы вступили в клуб Наустим, началась масштабная работа над проектной деятельностью. Сейчас в рамках ПФДОД открыт кружок «Маленький исследователь».
Работа в рамках ИП — это построение целой дорожной карты, обязательным условием работы по реализации инновационных технологий является следующее: обучение педагогов на курсах повышения квалификации, оснащение ППРС необходимым оборудованием, в том числе цифровым, участие в совместной проектной деятельности, конкурсах, фестивалях, обобщение опыта работы, входная и заключительная диагностика.