В настоящее время при переходе на позиции личностно ориентированной педагогики в нашей стране, образование претерпевает существенные изменения. Одной из главных задач является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, развитие их творческих способностей.
Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательного процесса, в связи, с чем разрабатываются различные виды технологий. Образование ориентируется на создание таких технологий и способов развития личности, обеспечивая ее готовность к реализации собственной индивидуальности и активизации исследовательской деятельности. Огромное значение для развития исследовательских способностей учащихся имеет систематически организуемая учебно-исследовательская деятельность, которая способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость [1].
В вопросах изучения учебно-исследовательской деятельности как отмечают современные исследователи (Н.Г. Алексеев, С.И. Брызгалова, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина, А.П. Тряпицына), что большое значение придается развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Рассматриваются термины «учебно-исследовательская деятельность» и «исследовательская деятельность» учащихся как равнозначные в исследованиях А.С. Обухова, Л.Ф. Фоминой и др.
В статье «Развитие исследовательской деятельности учащихся» А.С. Обухова, понятие исследовательская деятельность трактуется как процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [2]. Л.Ф. Фомина отмечает, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов [3].
Обобщая вышеизложенное, под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность школьников, связанную с решением ими задач теоретического и практического характера с заранее неизвестным для них решением.
Согласно проведенному нами анализу исследуемой проблемы, содержание организации учебно-исследовательской деятельности учащихся находится в динамике, она трансформируется в процессе обучения, развивая исследовательские умения, которые способствуют творческому становлению личности каждого ученика. Многие учителя, привлекая для участия в учебно-исследовательской деятельности школьников, ограничиваются написанием рефератов или дипломных проектов, которые зачастую они сами и выполняют. Забывая о том, что именно организация и содержание учебно-исследовательской работы в школе зависит от педагога, от тех существующих этапов и правил по подготовке к участию в данном виде работ.
С целью изучения и оценки состояния возможности организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ был проведен социологический опрос учителей, средний педагогический стаж, которых составил 13 лет.
При анкетировании учителей были использованы следующие вопросы:
1. Какие умения относятся к исследовательским умениям?
2. По вашему мнению, как учебно-исследовательская деятельность помогает школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?
3. При помощи, каких средств, форм и методов обучения вы развиваете исследовательские умения учащихся в школьном курсе ОБЖ?
4. Как Вы осуществляете контроль учебно-исследовательской деятельности?
5. Какие существуют причины того, что школьники не достаточно владеют исследовательскими умениями по ОБЖ?
6. Какие Вы можете внести предложения по организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ?
Результатом исследования явились следующие статистические данные:
Подавляющее большинство опрошенных учителей на вопрос, «Какие умения относятся к исследовательским?»: выполнение заданий с элементами исследования, работу с дополнительной литературой.
Результаты ответов на вопрос 1 отражены в таблице 1. Необходимо отметить, что осуществление преемственности при формировании данных умений в процессе изучения курса ОБЖ позволит успешно сформировать исследовательские умения.
Таблица 1
Результаты анкетирования учителей ОБЖ по вопросу актуальности умений по формированию исследовательских умений на уроках ОБЖ
Характер ответов учителей в анкете |
Оценка результатов ответов % |
участие в тематических конференциях по ОБЖ |
9 |
выполнение заданий с элементами исследования |
39 |
проводить наблюдения |
17 |
участие в конкурсах, проектах |
13 |
работа с дополнительной литературой |
22 |
Анализ ответов на данный вопрос «По вашему мнению, как учебно-исследовательская деятельность помогает школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?» позволяет установить: большинство учителей (65%) считают, что учебно-исследовательская деятельность развивает мышление при усвоении знаний. Так же некоторые учителя (22%) отмечают важность организации учебно-исследовательской деятельности, т.к. это способствует развитию интереса к предмету. Некоторые опрошенные учителя (13%) относят систематизацию полученных знаний к положительному моменту в усвоении знаний данного курса. Такие результаты позволяют говорить о возможности успешного использования учебно-исследовательского вида учебной деятельности и тем самым повышение эффективности обучения.
Другой вопрос анкеты позволил определить используемые учителями приемы и средства, развивающие исследовательских умений у учащихся. Данные ответов помещены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования учителей по вопросу использования ими методических приемов и средств развития исследовательских умений у учащихся на уроках ОБЖ
Характер ответов учителей в анкете |
Оценка результатов ответов % |
олимпиады |
9 |
репродуктивный |
4 |
частично-поисковый |
35 |
дискуссии |
26 |
умение формулировать вопрос, проблему |
13 |
использование ТСО |
13 |
Как видно из таблицы, используемые учителями методы и приемы, разнообразны, развивают творческое мышление учащихся.
Результаты анкетирования учителей на четвертый вопрос анкеты по выявлению способов контроля за учебно-исследовательской деятельностью учащихся в школьном курсе ОБЖ представлены на рис.1.
Рис. 1 Результаты анализа ответов учителей по выявлению способов контроля за учебно-исследовательской деятельностью учащихся в школьном курсе ОБЖ
Таким образом, большой процент опрошенных учителей осуществляет контроль за деятельность с помощью тестов и контрольных работ, что говорит о важности использования опыта учебно-исследовательской деятельности в школьной практике.
Как показало исследование, на вопрос «Какие существуют причины того, что школьники не достаточно владеют исследовательскими умениями по ОБЖ?» мнения учителей разделились. Результаты ответов сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты анкетирования учителей по вопросу о причинах недостаточного владения школьниками исследовательских умений на уроках ОБЖ
Характер ответов учителей в анкете |
Оценка результатов ответов % |
низкий уровень знаний, умений и навыков в области ОБЖ |
22 |
недостаток учебной литературы по данной проблематике |
30 |
в учебном содержании предмета ОБЖ |
26 |
нежелание самих детей |
22 |
Из таблицы видно, что среди причин во владении школьниками исследовательских умений по ОБЖ, учителя называют не только не желание самих детей, но и в учебном содержании предмета. В то же время для многих учителей на первый план выступают отрицательные моменты этого вопроса – это недостаток учебной литературы по данной проблематике (30%). Многие учителя сталкиваются с трудностями в овладении исследовательскими умениями школьников из-за низкого уровня их знаний, умений и навыков в области ОБЖ (22%).
Мнения учителей, о предложениях, об использовании эффективных способов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в школьном курсе ОБЖ для развития их исследовательской компетенции представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты анкетирования учителей по выявлению предложений по организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Характер ответов учителей в анкете |
Оценка результатов ответов % |
увеличение количества лабораторных работ |
9 |
использование летних заданий |
9 |
вовлечение учащихся во внеурочную деятельность |
73 |
организация олимпиад |
9 |
Как видно из приведенных данных, предложения учителей по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся сводятся к вовлечению учащихся во внеурочную деятельность.
Таким образом, резюмируя ответы учителей, нами было отмечено, что учителя осознают важность и нужность применений заданий с элементами исследовательской деятельности, т.к. это способствует не только развитию интереса к изучению данного курса в школе, но и необходимостью использования методики организации учебно-исследовательской деятельности по ОБЖ для развития. Так же в ответах учителей отражены и недостатки по организации учебно-исследовательской деятельности по ОБЖ, это связано с малой обеспеченностью методической литературы или вообще ее отсутствием, с нежеланием самого ребенка заниматься исследовательской деятельностью. В результате анкетирования нами было выяснено, что школьный курс ОБЖ обладает возможностями для организации и проведения учебно-исследовательской деятельности, как в урочное, так и внеурочное время. Опросы учителей отражают стремление к активной деятельности, к живым жизненным формам обучения, к выполнению разнообразных интересных и сложных заданий, требующих размышления. Специальная организация учебной деятельности с включением разнообразных заданий на развитие творческого потенциала ученика даст значительный эффект в обучении и формировании творческой и инициативной личности, способной видеть проблемы, принимать решения, владеющей исследовательскими умениями. В связи с этим возрастает роль такого элемента содержания образования как учебно-исследовательская деятельность в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Изучение педагогической и методической литературы, результатов анкетирования позволили составить подробную характеристику компонентов учебно-исследовательской деятельности, разработать методические основы их организации и применения в школьном курсе ОБЖ.
Обобщая вышеизложенное можно сказать, что при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ необходимо учитывать следующие требования:
- разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно;
- использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и время на уроках;
- информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся.
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с. - (Методическая библиотека).
2. Обухов А.С. Исследование позиций исследовательской деятельности. Что и как развивать / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. с. 18-23.
3. ФоминаЛ.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников: История развития с 1917 года до наших дней. [Электронный ресурс] / Л. Ф. Фомина. – Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/development.