Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 1104 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, Н. В. Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике / Н. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1464/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время при переходе на позиции личностно ориентированной педагогики в нашей стране, образование претерпевает существенные изменения. Одной из главных задач является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, развитие их творческих способностей.

Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательного процесса, в связи, с чем разрабатываются различные виды технологий. Образование ориентируется на создание таких технологий и способов развития личности, обеспечивая ее готовность к реализации собственной индивидуальности и активизации исследовательской деятельности. Огромное значение для развития исследовательских способностей учащихся имеет систематически организуемая учебно-исследовательская деятельность, которая способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость [1].

В вопросах изучения учебно-исследовательской деятельности как отмечают современные исследователи (Н.Г. Алексеев, С.И. Брызгалова, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина, А.П. Тряпицына), что большое значение придается развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Рассматриваются термины «учебно-исследовательская деятельность» и «исследовательская деятельность» учащихся как равнозначные в исследованиях А.С. Обухова, Л.Ф. Фоминой и др.

В статье «Развитие исследовательской деятельности учащихся» А.С. Обухова, понятие исследовательская деятельность трактуется как процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [2]. Л.Ф. Фомина отмечает, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов [3].

Обобщая вышеизложенное, под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность школьников, связанную с решением ими задач теоретического и практического характера с заранее неизвестным для них решением.

Согласно проведенному нами анализу исследуемой проблемы, содержание организации учебно-исследовательской деятельности учащихся находится в динамике, она трансформируется в процессе обучения, развивая исследовательские умения, которые способствуют творческому становлению личности каждого ученика. Многие учителя, привлекая для участия в учебно-исследовательской деятельности школьников, ограничиваются написанием рефератов или дипломных проектов, которые зачастую они сами и выполняют.  Забывая о том, что именно организация и содержание учебно-исследовательской работы в школе зависит от педагога, от тех существующих  этапов и правил по подготовке к участию в данном виде работ.

С целью изучения и оценки состояния возможности организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ был проведен социологический опрос учителей, средний педагогический стаж, которых составил 13 лет.

При анкетировании учителей были использованы следующие вопросы:

1.      Какие умения относятся к исследовательским умениям?

2.      По вашему мнению, как учебно-исследовательская деятельность помогает школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?

3.      При помощи, каких средств, форм и методов обучения вы развиваете исследовательские умения учащихся в школьном курсе ОБЖ?

4.      Как Вы осуществляете контроль учебно-исследовательской деятельности?

5.      Какие существуют причины того, что школьники не достаточно владеют исследовательскими умениями по ОБЖ?

6.      Какие Вы можете внести предложения по организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ?

Результатом  исследования явились следующие статистические данные:

Подавляющее большинство опрошенных учителей на вопрос, «Какие умения относятся к исследовательским?»: выполнение заданий с элементами исследования, работу с дополнительной литературой.

Результаты ответов на вопрос 1 отражены в таблице 1. Необходимо отметить, что осуществление преемственности при формировании данных умений в процессе изучения курса ОБЖ позволит успешно сформировать исследовательские умения.

 

 

Таблица 1

Результаты анкетирования учителей ОБЖ по вопросу актуальности умений по формированию исследовательских умений на уроках ОБЖ

Характер ответов учителей в анкете

Оценка результатов ответов %

участие в тематических конференциях по ОБЖ

9

выполнение заданий с элементами исследования

39

проводить наблюдения

17

участие в конкурсах, проектах

13

работа с дополнительной литературой

22

 

Анализ ответов на данный вопрос «По вашему мнению, как учебно-исследовательская деятельность помогает школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?» позволяет установить: большинство учителей (65%) считают, что учебно-исследовательская деятельность развивает мышление при усвоении знаний. Так же некоторые учителя (22%) отмечают важность организации учебно-исследовательской деятельности, т.к. это способствует развитию интереса к предмету. Некоторые опрошенные учителя (13%) относят систематизацию полученных  знаний к положительному моменту в усвоении знаний данного курса. Такие результаты позволяют говорить о возможности успешного использования учебно-исследовательского вида учебной деятельности и тем самым повышение эффективности обучения.

         Другой вопрос анкеты позволил определить используемые учителями приемы и средства, развивающие исследовательских умений у учащихся. Данные ответов помещены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования учителей по вопросу использования ими методических приемов и средств развития исследовательских умений у учащихся на уроках ОБЖ

Характер ответов учителей в анкете

Оценка результатов ответов %

олимпиады

9

репродуктивный

4

частично-поисковый

35

дискуссии

26

умение формулировать вопрос, проблему

13

использование ТСО

13

 

Как видно из таблицы, используемые учителями методы и приемы, разнообразны, развивают творческое мышление учащихся.

 

Результаты анкетирования учителей на четвертый вопрос анкеты по выявлению способов контроля за учебно-исследовательской деятельностью учащихся в школьном курсе ОБЖ представлены на рис.1.

Рис. 1 Результаты анализа ответов учителей по выявлению способов контроля за учебно-исследовательской деятельностью учащихся в школьном курсе ОБЖ

 

Таким образом, большой процент опрошенных учителей осуществляет контроль за деятельность  с помощью тестов и контрольных работ, что говорит о важности использования опыта учебно-исследовательской деятельности в школьной практике.

Как показало исследование, на вопрос «Какие существуют причины того, что школьники не достаточно владеют исследовательскими умениями по ОБЖ?» мнения учителей разделились. Результаты ответов сведены в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования учителей по вопросу  о причинах недостаточного владения школьниками исследовательских умений на уроках ОБЖ

Характер ответов учителей в анкете

Оценка результатов ответов %

низкий уровень знаний, умений и навыков в области ОБЖ

22

недостаток учебной литературы по данной проблематике

30

в учебном содержании предмета ОБЖ

26

нежелание самих детей

22

 

Из таблицы видно, что среди причин во владении школьниками исследовательских умений по ОБЖ, учителя называют не только не желание самих детей, но и в учебном содержании предмета. В то же время для многих учителей на первый план выступают отрицательные моменты этого вопроса – это недостаток учебной литературы по данной проблематике (30%). Многие учителя сталкиваются с трудностями в овладении исследовательскими умениями школьников из-за низкого уровня их знаний, умений и навыков в области ОБЖ (22%).

Мнения учителей, о предложениях, об использовании эффективных способов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в школьном курсе ОБЖ для развития их исследовательской компетенции представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты анкетирования учителей по выявлению предложений по организации

учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Характер ответов учителей в анкете

Оценка результатов ответов %

увеличение количества лабораторных работ     

9

использование летних заданий

9

вовлечение учащихся во внеурочную деятельность    

73

организация олимпиад

9

 

Как видно из приведенных данных, предложения учителей по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся сводятся к вовлечению учащихся во внеурочную деятельность.

Таким образом,  резюмируя ответы учителей, нами было отмечено, что учителя осознают важность и нужность применений заданий с элементами исследовательской деятельности, т.к. это способствует не только развитию интереса к изучению данного курса в школе, но и необходимостью использования методики организации учебно-исследовательской деятельности по ОБЖ для развития. Так же в ответах учителей отражены и недостатки по организации учебно-исследовательской деятельности по ОБЖ, это связано с малой обеспеченностью методической литературы или вообще ее отсутствием, с нежеланием самого ребенка заниматься исследовательской деятельностью.  В результате анкетирования нами было выяснено, что школьный курс ОБЖ обладает возможностями для организации и проведения учебно-исследовательской деятельности, как в урочное, так и внеурочное время.  Опросы учителей отражают стремление к активной деятельности, к живым жизненным формам обучения, к выполнению разнообразных интересных и сложных заданий, требующих размышления. Специальная  организация учебной деятельности с включением разнообразных заданий на развитие творческого потенциала ученика даст значительный эффект в обучении и формировании творческой и инициативной личности, способной видеть проблемы, принимать решения, владеющей исследовательскими умениями. В связи с этим возрастает роль такого элемента содержания образования как учебно-исследовательская деятельность в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Изучение педагогической и методической литературы, результатов анкетирования позволили составить подробную характеристику  компонентов учебно-исследовательской деятельности, разработать методические основы их организации и применения  в школьном курсе ОБЖ.

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ необходимо учитывать следующие требования:

-  разработанные задания исследовательского характера должны  применяться поэтапно;

-  использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и  время на уроках;

- информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать  уровню знаний  и возрастным особенностям учащихся.

 

Литература:

1.      Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих  способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с. - (Методическая библиотека).

2.      Обухов А.С. Исследование позиций исследовательской деятельности. Что и как развивать / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. с. 18-23.

3.      ФоминаЛ.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской  деятельности  школьников: История развития с 1917 года до наших дней. [Электронный ресурс] / Л. Ф. Фомина. – Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/development.

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность учащихся, школьный курс ОБЖ, умение, исследовательская деятельность, оценка результатов ответов, Результат анкетирования учителей, урок ОБЖ, усвоение знаний, характер ответов учителей.


Задать вопрос