Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 22.07.2018

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Воронова, В. В. Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса / В. В. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 152-158. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52122/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ценность научного знания, значимость интеллектуальной и исследовательской деятельности учащихся стали особенно осознаваться в последнее десятилетие [1].

Исследовательская деятельность — это деятельность обучающихся и преподавателей, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [2].

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы, нами было проведено анкетирование 15 учителей 15 школ городского округа города Выкса Нижегородской области по специально разработанной нами анкете (Приложение).

Нас интересовало, знакомы ли учителя с понятием «Исследовательская деятельность». Исследование показало, что 80 % учителей знакомо с данным понятием, однако трактуют его по-разному. Так, 58,3 % опрошенных учителей понимает под исследовательской деятельностью «деятельность учащихся под руководством учителя, связанную с решением творческой, исследовательской задачи». 25 % опрошенных понимают под исследовательской деятельностью «формирование познавательной активности и развитие УУД через исследовательскую деятельность». 16,6 % опрошенных понимают под исследовательской деятельностью «полный цикл исследования от постановки гипотезы до анализа полученных результатов».

Как видно из приведенных определений, учителя в целом понимают сущность исследовательской деятельности школьников, но определение формируют с разной степенью детализации.

Мы хотели узнать организуют ли учителя научные исследования своих учеников. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Количество респондентов (учителей биологии) осуществляющих исследовательскую деятельность с учащимися на уроках

Как видно из приведенного выше рисунка 1, большинство учителей биологии (93,3 %) организуют научные исследования с учениками. 6,7 % учителей указали, что не организуют научных исследований.

Нас интересовало, в каких формах учителя организуют научные исследования. Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен в таблице 1.

Таблица 1

Информационные данные оформах научных исследований

Вариант ответа

Ответы

Абсолютные

Отношение (%)

Индивидуальный проект

11

92,8

Групповой проект

4

28,5

Реферативное исследование

7

50

Проведение опытов

7

50

На данный вопрос анкеты ответило только 93,3 % опрошенных. Как видно из приведенной таблицы 1, основной формой организации научных исследований по биологии является индивидуальный проект. Наименьшей выбранной формой является групповой проект.

Нас интересовал вопрос, в чем видят учителя значение исследовательской деятельности. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Информационные данные о значение проведения исследовательских работ

Как видно из приведенного выше рисунка 2, основное значение в проведении исследовательских работ учителя видят в расширении биологического кругозора учеников и в развитии их познавательного интереса.

Мы хотели узнать, имеются ли внешние результаты исследовательской деятельности учащихся. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Наличие внешних результатов научных исследований

На данный вопрос анкеты ответило только 93,3 % опрошенных. Опрос показал, что 86 % учителей имеют внешние результаты исследовательской работы. 14 % опрошенных ответило, что не имеют внешних результатов исследовательской деятельности.

Нас интересовало, какие имеются результаты исследовательской деятельности со школьниками. Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен в таблице 2.

Таблица 2

Информационные данные орезультатах исследовательской деятельности со школьниками

Вариант ответа

Ответы

Абсолютные

Отношение (%)

Сертификат участника

8

67

Дипломы победителя

9

75

Публикации

4

33

Грамоты

2

17

Благодарность

1

8

Путевки в профильные смены лагеря

1

8

На данный вопрос анкеты ответило только 86 % опрошенных. Из числа опрошенных большинство учителей указало, что имеют дипломы победителя (75 %) и сертификаты участника (67 %).

Мы хотели выяснить, в каких конкурсах участвовали ученики за последние годы. Исследование показало, что учащиеся активно принимали участие в следующих конкурсах: «Машина времени», «Юный исследователь», «Я-биолог», а также участвовали в школьном этапе научно-практической конференции, и занимали призовые места на муниципальном этапе. На данный вопрос анкеты ответило только 78,5 % опрошенных.

Мы хотели узнать, чем руководствуются учителя при отборе тем исследования. 100 % опрошенных учителей, которые занимаются исследовательской работой ответили, что при отборе тем исследования руководствуются личными интересами школьников.

Мы хотели выяснить, испытывают ли учителя сложности при организации исследовательской деятельности со школьниками. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Имеются ли сложности при организации исследовательской деятельности

Исследование показало, что большинство учителей (64 %) испытывают сложности при организации исследовательской деятельности.

Нас интересовало, какие трудности испытывают учителя при организации научного исследования со школьниками. Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен в таблице 3.

Таблица 3

Информационные данные отрудностях учителя при организации исследовательской деятельности со школьниками

Вариант ответа

Ответы

Абсолютные

Отношение (%)

Трудность в выборе тематики исследования

1

11

Слабая материально-техническая база

4

44

Низкая мотивация учащихся к исследовательской деятельности

1

11

Нехватка времени

5

55,5

Выбор методики исследования

1

11

Как видно из приведенной выше таблицы 3, наибольшие затруднения у учителей в организации исследовательской деятельности со школьниками являются нехватка времени и слабая материально-техническая база.

Мы хотели узнать, как долго учителя занимаются исследовательской деятельностью со школьниками. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Информационные данные о сроках организации учителей научно-исследовательских работ с учащимися

Как видно из приведенного выше рисунка 5, большинство учителей организуют исследовательскую работу с учащимися свыше 3 лет.

Нас интересовало, проводилось или проводится ли исследования по биологии в 8 классе в данном году. Исследование показало, что в этом учебном году только 36 % опрошенных учителей организуют исследовательскую работу с учащимися 8 классов.

Мы хотели выяснить, по каким темам по биологии в 8 классе в данном году проводилась исследовательская работа. Учителя обозначили следующие темы: «Уход за волосами», «Ароматерапия», «Роль вестибулярного аппарата», «Разные миры: мальчики и девочки».

Нас интересовал стаж работы учителя. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Информационные данные о стаже работы учителей биологии

Мы хотели узнать о наличии квалификационной категории учителей биологии. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 7.

Рис. 7. Информационные данные о квалификационной категории учителей биологии

Выводы:

  1. В результате анкетирования учителей, было выявлено что, 93,3 % организуют исследовательскую деятельность с учащимися, где основной формой исследовательской работы по биологии является индивидуальный проект.
  2. Значение исследовательской работы учителя видят в расширении биологического кругозора учеников и в развитии их познавательного интереса.
  3. Было выяснено, что за последние два года ученики принимали участие в региональных конкурсах: «Машина времени», «Юный исследователь», «Я-биолог», а также участвовали в школьном этапе научно-практической конференции, и занимали призовые места на муниципальном этапе. Отбор тем исследования осуществляется на основе личного интереса школьника.
  4. Основные трудности у учителей городского округа города Выкса при организации научных исследований возникают в связи с нехваткой времени и слабой материально-технической базой.

Таким образом, исследовательская деятельность является одной из прогрессивных форм обучения в современной школе. Ее целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей, решать одну из важных в современном образовании задач — развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать задачи [2].

Приложение

Анкета

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в анкетировании по проблеме организации исследовательской деятельности со школьниками по биологии 8 класса

  1. Что Вы понимаете под исследовательской деятельностью учащихся?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Организуете ли Вы научные исследования своих учеников?

А) Да

Б) Нет

3. Если организуете, то в каких формах:

А) Индивидуальный проект

Б) Групповой проект

В) Реферативное исследование

Г) Проведение опытов

Д) Другой ответ, укажите

________________________________________________________

________________________________________________________

4. В чем Вы видите значение этой работы?

А) Расширение биологического кругозора учеников

Б) Развитие познавательного интереса учеников

В) Помощь в выборе будущей профессии

Г) Формирование и развитие необходимых общеучебных умений

Д) Другой ответ, укажите

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Есть ли внешние результаты исследовательской деятельности Ваших школьников

А) Да

Б) Нет

6. Если имеются, то перечислите их:

А) Сертификат участника

Б) Дипломы победителя

В) Публикации

Г) Другой ответ, укажите

________________________________________________________

________________________________________________________

7. Перечислите конкурсы, в которых участвовали Ваши ученики за последние годы:

А) за 2014–2015 год_____________________________________

________________________________________________________

Б) за 2015–2016 год_____________________________________

_______________________________________________________

В) за 2016–1017 год______________________________________

________________________________________________________

Г) за 2017–2018 год________________________________________

_________________________________________________________

8. Чем Вы руководствуйтесь при отборе тем исследования?

А) Личный интерес школьного учителя

Б) Личный интерес школьника

В) Заказ администрации школы

Г) Заказ администрации населенного пункта

Д) Другой ответ, укажите

________________________________________________________

________________________________________________________

9. Испытываете ли Вы сложности при организации исследовательской деятельности с учащимися?

А) Да

Б) Нет

10. Если да, то какие:

А) Трудность в выборе тематики исследования

Б) Слабая материально-техническая база

В) Низкая мотивация учащихся к исследовательской деятельности

Г) Нехватка времени

Д) Другой ответ, укажите

________________________________________________________

________________________________________________________

11. Как долго Вы занимаетесь исследовательской деятельностью со школьниками:

А) До 1 года

Б) От 1 до 3 лет

В) Свыше 3 лет

12. Проводилось или проводится ли исследования по биологии в 8 классе в данном году?

А) Да

Б) Нет

13. Если да, то укажите их темы

________________________________________________________

________________________________________________________

14. Укажите стаж Вашей работы в школе

А) До 5 лет

Б) От 5 до 10 лет

В) Свыше 10 лет

15. Укажите наличие у Вас квалификационной категории

А) Высшая

Б) Первая

В) Не имеется

Спасибо!

Литература:

  1. Андреева Н. Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н. Д. Андреева, С. С. Рябова // Биология в школе. — 2012. — № 2. — С. 34–38
  2. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10. — С.152–158.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская работа, учитель, Индивидуальный проект, Нехватка времени, Слабая материально-техническая база, биологический кругозор учеников, Групповой проект, Диплом победителя, Сертификат участника.


Похожие статьи

Анализ использования технологии проектного обучения при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Похожие статьи

Анализ использования технологии проектного обучения при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Задать вопрос