В статье исследуется проблема влияния отметки на учебную мотивацию младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что отметки, имеющие доминирующее значение в установлении социального статуса ребенка, тормозят процесс развития учащихся.
Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.
Abstract. The paper investigates the problem of influence of the mark on the learning motivation of junior schoolchild. Experimentally proved that the marks having a dominant role in establishing the social status of the child, inhibit the development of students.
Keywords: mark, learning motivation, assessment, junior schoolchild, the development of pupils.
В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. В младшем школьном возрасте учащиеся в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их заниматься учебной деятельностью [1].
Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все младшие школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку [3, с. 175].
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому младшие школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего престижа. Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся можно выявить ряд работ, в которых понятие «отметка» рассматривается с социальных позиций (К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Бодалев, В.В. Власенко, Г.И. Мальковская, Н.А. Русина, Н.В. Селезнев). Так, Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект отметки определяется тем, что она «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других» [4. c.196].
Из-за того что, младшие школьники придают большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл, чтобы учащиеся рассматривали ее как показатель их уровня знаний и умений. Особого внимания учителя требует отметочная мотивация, так как она таит в себе опасность в формировании эгоистических побуждений, отрицательных черт личности учащихся.
В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения отношения младших школьников и их родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические позиции исследователей в области педагогики и психологии по проблеме влияния оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации школьников на начальном этапе обучения.
2. Выявить варианты восприятия детьми оценочной деятельности учителя.
3. Выявить особенности восприятия родителями оценочной деятельности учителя.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся второго года обучения, так же были опрошены 19 родителей этих учащихся для определения значимости для них отметки их детей.
Основным методом сбора фактических данных выступил метод анкетирования. Нами были разработаны 2 варианта анкет: первый – для учащихся, состоящий из 7 прямых вопросов; второй – для их родителей, состоящий из 8 открытых вопросов, сформулированных в форме незаконченных предложений. Все вопросы анкет взаимосвязаны и ответы на них рассматривались в позиции отношения детей и родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.
Остановимся подробнее на результатах анкетирования детей и их родителей.
Анкета для школьников.
Вопрос 1. «Для чего ты ходишь в школу?» показывает осознание ребёнком значения школы. Анализ ответов показал, что 97,8% опрошенных учеников осознают значимость обучения, они ходят в школу «чтобы получать знания», «чтобы быть умным», «чтобы учиться». В то же время, 2,2% младших школьников ходят в школу «что бы получать оценки».
Вопросы 2, 3. «Что тебе нравится / не нравится в классном руководителе?» позволяют оценить отношение учащихся к учителю. Среди положительных сторон поведения педагога младшие школьники выделили его личностные качества и оценочную деятельность. Так, главными положительными качествами были названы: «добрая», «умная», «делает правильные решения». Причем, личностные качества учителя назвали 95,4% учащихся, из них 4,9% опрошенных учащихся ответили, что в учителе им нравится «что он их спрашивает», «хорошо учит». На оценочную деятельность указали только 4,6% опрошенных детей. Ответы на 3-й вопрос позволяют установить причины негативного восприятия педагога. Среди отрицательных качеств педагога младшие школьники выделили не только личностные качества, но и организацию самого процесса обучения, его оценочную деятельность. На личностные качества, с помощью которых учитель удерживает дисциплину в классе, указали 36% школьников. Детям не нравится, когда учитель «ругается», «мало улыбается». На неудовлетворённость процесса обучения указали 9% опрошенных: «не спрашивает на уроке, когда поднимаю руку», «задаёт много уроков». Однако 55% учащихся затруднились с ответом на этот вопрос, им нравится в педагоге абсолютно всё.
4 вопрос. «Нравится ли тебе учиться? Что тебе нравится в учебе?» показывает положительные стороны обучения в восприятии школьников. Так, 42,8% опрошенных ответили, что им нравится «все изучать» и «познавать новое». 32,1% школьников назвали предметы, которые они изучают. В то же время, 26,8% составляют учащиеся, которым школа нравится «за полученные оценки».
Вопросы 5, 6 и 7 «Что тебе не нравится в учебе?», «Какой твой нелюбимый предмет?», «Что тебе в нем не нравится?» раскрывают причины негативного отношения к процессу учения. Так, в ответах на пятый вопрос учащиеся (63,3%) указывают причины, которые мешают обучению: «маленькая перемена», «получать плохие оценки», «сложность материала», «когда я допускаю ошибки». 37,6% опрошенных школьников ответили, что им всё нравится. Вопрос 6 указывает на предметы, которые не нравятся детям, а 7 вопрос раскрывает этому причину. Все предметы нравятся 12% младших школьников. 75% опрошенных отметили, что им не нравятся «русский язык, математика, английский язык, окружающий мир», т.е. предметы, от которых требуется умственная нагрузка. 8% детей обозначили предметы, от которых требуются творческие умения (ИЗО, технология), 5% детей назвали физкультуру. Из них 60% учеников выбрали нелюбимым предметом русский язык, аргументируя тем, что «нужно много писать», «сложные задания», «слишком трудный», а 15% составляют учащиеся, назвавшие математику, обосновывая, что «плохо считают». Таким образом, негативное отношение к предмету вызвано сложностью излагаемого материала.
Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что во втором классе для учащихся (42%) отметка выступает важным мотивом учебной деятельности.
Анкета для родителей.
Анкета, составленная из 8 незаконченных предложений, проводилась для определения степени влияния оценочной деятельности учителя на отношение к ребенку в семье.
Фразы 1 («Когда мой ребенок приходит из школы, то я первым делом спрашиваю...») и 4 (Когда мой ребенок утром уходит в школу, я говорю ему…») позволяют определить, какое место в жизни ребенка занимает школа с позиции родителей. Анализ ответов показал, что 87,6% родителей в первую очередь интересуются школьными успехами, 26,7% из них спрашивают, какие отметки получил ребенок. Можно полагать, что для этих родителей на первом месте стоят школьные успехи ребёнка, а не его состояние после учебного дня. Предлагают ребёнку пообедать 10,2% родителей – дл них значимо состояние ребёнка, они переживают за то, что ребенок утомился, ему требуется восстановление энергии. Фраза 4 также показывает влияние образовательной системы на отношения между ребёнком и родителями. Как показывает анализ ответов, для большинства родителей (71,3%) с утра важнее всего напомнить ребёнку о его обязанностях в школе: «будь внимательнее», «веди себя хорошо». Из них 28,7% родителей желают удачи и школьных успехов и говорят ласковые слова. Таким образом, родители значительно влияют на мотивацию ребёнка, при этом учёбу и оценки определяют как критерии успешности.
Фразы 2 («Если мой ребенок получает отметку ниже, чем мне кажется, он должен был получить…»), 3 («Если мой ребенок принес пятерку, то я…») и 5 («Я считаю своего ребенка…») показывают значимость оценивания ребёнка для родителей. Так, фраза 2 выявляет, как низкая отметка ребёнка влияет на действия родителей. Ответы родителей можно разделить на группы: 45,9% родителей считают, что ребенок виноват сам; 36,1% родителей хотели бы оказать помощь ребёнку, проанализировать ошибки; 10% родителей отмечают, что таких проблем не возникало. Фраза 3 показывает действия родителей, когда ребенок приносит хорошую отметку. Так, 86,3% родителей хвалят ребёнка, а 13,7% радуются вместе с ним. Т.о., для подавляющего числа родителей отметка - это источник поощрения или наказания ребенка. Фраза 5 показывает, каким родители считают своего ребёнка. По успехам в школе о ребёнке судят 87,3% родителей, называя своих детей «умным», «старательным», «сообразительным», «ответственным», «смышленым». Из них 30% родителей описывают детей «обычными». И 12,7% родителей называют своих детей «хорошим», «добрым», «самым лучшим», т.е. не судят о ребёнке по отметкам, они любят ребёнка за то, какой он.
Фразы 6 («Учитель ставит моему ребенку отметки…») и 8 («Я считаю учителя…») определяют требования родителей к учителю, его системе оценивания, к мере объективности при оценивании. Большинство родителей указали, что учитель ставит отметки «которые заслужил», «в соответствии со знаниями». Они не предъявляют претензий к учителю. Перед детьми сохраняется авторитет учителя. Родители выделяют такие качества учителя (фраза 8) как: «профессионал в своем деле», «справедливый», «наставник для ребенка», «в понятной и доступной форме объясняет материал».
Фраза 7 («Если у меня возникают вопросы по поводу успеваемости моего ребенка, то я…») определяет решение вопросов об успеваемости ребёнка. Так, 96,8% родителей обращаются только к учителю, не спрашивая у ребёнка; 3,2% родителей выясняют все вопросы и с ребёнком, и с учителем, выясняя причину неуспеваемости и устраняя её.
Т.о., для большинства (87,6%) родителей школьные успехи детей играют очень важную роль. По отметкам они судят о личности ребёнка, и с их помощью влияют на поведение детей, формируя отношение его к школе и себе как к школьнику. И только небольшая часть родителей (12,4%) относятся к ребенку безоценочно.
Таким образом, проведенные исследования показали, что на втором году обучения оценочная деятельность учителя играет важную роль и для ребёнка, и для родителей. Отметки становятся и целью, и мерилом отношений к школе, самому учителю. Ученик идёт в школу не только за знаниями, но и за «хорошими отметками», которые необходимы не столько ему, сколько, как показали результаты нашего исследования, его родителям.
Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. В нашем исследовании отчетливо прослеживается тот факт, что отметка влияет на мотивацию учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние в целом.
В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей. За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь на отметках в дневнике и классном журнале [2, c. 95].
Отметки будут тормозить процесс развития учащихся до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости в решении вопроса о сортировке учащихся на «хороших» и «плохих», пока родители не откажутся видеть своих детей через призму отметок, пока не поймут, что усилия и старания каждого ребенка в учебном труде достойны большего внимания, чем результат.
Литература:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006. Мультимедийное информационное электронное издание (3CD). – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
2. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. – М.: Владос, 2000. – 104 с.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.
4. Фридман, Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 224 с.