Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Факторы, влияющие на академические достижения младших школьников

Научный руководитель
Педагогика
13.04.2025
25
Поделиться
Библиографическое описание
Хуснуллина, А. А. Факторы, влияющие на академические достижения младших школьников / А. А. Хуснуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/566/123951/.


В статье автор рассматривает основные факторы, которые влияют на академические достижения младших школьников,включая психологические, социальные, образовательные и семейные аспекты.

Ключевые слова: младшие школьники, семья, мотивация, обучение.

Академические достижения младших школьников — это результат интеграции множества факторов, от индивидуальных характеристик ребенка до внешних условий.

Младший школьный возраст является критическим периодом в развитии образовательных достижений детей. В это время формируются основы академических навыков и привычек, а также социальные взаимодействия. Понимание факторов, влияющих на успехи учащихся, позволяет создать оптимальные условия для их обучения и развития.

Итак, рассмотрим основные факторы, влияющие на академические достижения младших школьников:

1. Индивидуальные факторы

Каждый ребенок уникален, и его академические достижения в значительной степени зависят от индивидуальных характеристик, таких как:

— Когнитивные способности. Уровень интеллекта, память, внимание и логическое мышление являются ключевыми компонентами, определяющими способность ученика к обучению. Исследования показывают, что дети с высокими когнитивными способностями, как правило, достигают меньших трудностей в усвоении учебного материала.

— Мотивация. Внутренняя и внешняя мотивация влияют на стремление ребенка к обучению. Высокая мотивация способствует большей вовлеченности ученика в процесс, а, следовательно, и к лучшим результатам [3].

— Эмоциональное состояние. Степень уверенности в своих силах, уровень тревожности и общая эмоциональная стабильность также играют решающую роль. Дети, испытывающие позитивные эмоции, как правило, более успешны в учебе.

2. Социальные факторы

Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает серьезное влияние на его академические успехи:

— Сверстники. Дружеские отношения с одноклассниками и социальное взаимодействие способствуют формированию положительной учебной атмосферы. Поддержка со стороны сверстников может увеличить уровень самооценки и мотивации к учебе.

— Учитель. Педагогическая квалификация и подход учителя играют важную роль. Учителя, которые создают поддерживающую и стимулирующую среду, способны вдохновить детей на обучение и повысить их академические достижения [2].

3. Семейные факторы

Семья является основой, на которой строятся академические достижения ребенка:

— Семейное окружение. Эмоциональная поддержка со стороны родителей, вовлеченность в образовательный процесс и заинтересованность в успехах ребенка способствуют улучшению учебных результатов. Устойчивые отношения в семье, высокая степень взаимодействия могут значительно повысить мотивацию к обучению [1].

— Образование родителей. Уровень образования родителей непосредственно связан с успеваемостью детей. Родители, обладающие высоким уровнем образования, чаще поддерживают образовательную активность своих детей и помогают им в учебе.

4. Образовательные факторы

Образовательная среда и система обучения также оказывают влияние на академические достижения:

— Учебная программа. Качество и содержание учебных программ, используемых в школах, напрямую влияют на интерес ребенка к учёбе и его академические достижения. Программы, способствующие активному обучению и включающие интерактивные методы, могут вызвать больший интерес у учащихся.

— Ресурсы и инфраструктура. Наличие качественных учебных материалов, технологий и инфраструктуры влияет на возможность детей учиться и развиваться. Доступ к библиотекам, компьютерам и другим образовательным ресурсам является важным аспектом, способствующим успешному обучению.

Академические достижения младших школьников формируются под влиянием множества факторов, как индивидуальных, так и внешних. Понимание этих факторов позволяет разработать стратегии и методы, направленные на улучшение учебного процесса. Оптимизация взаимодействия между учащимися, семьями и образовательными учреждениями является ключом к повышению уровня академических достижений.

Литература:

  1. Колодина, Е. Е. Зависимость академической успеваемости младших школьников от детско-родительских отношений / Е. Е. Колодина // Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук — 2023: Материалы конференции, Владивосток, 26–28 апреля 2023 года. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. — С. 326–328. — EDN HDKRBT.
  2. Гордеева, Т. О. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 1. — С. 51–65. — DOI 10.17759/pse.2021260103. — EDN ELGXJJ.
  3. Гуламова, Е. И. Мотивация учебной деятельности младших школьников как фактор повышения успеваемости / Е. И. Гуламова // Междисциплинарные подходы в современной науке: вызовы, достижения и перспективы: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 14 октября 2024 года. — Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2024. — С. 17–21. — EDN XKZYCV.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
младшие школьники
семья
мотивация
обучение
Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 190-192):
Часть 3 (стр. 137-205)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 190-192стр. 205

Молодой учёный