Причины неуспеваемости младших школьников: теоретический обзор психолого-педагогических подходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стюхина, Г. А. Причины неуспеваемости младших школьников: теоретический обзор психолого-педагогических подходов / Г. А. Стюхина, П. А. Новикова, А. В. Ямщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99264/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен теоретический обзор современных психолого-педагогических подходов к определению причин неуспеваемости обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: причины школьной неуспеваемости, младшие школьники, профилактика школьной неуспеваемости.

Актуальность проблемы. Проблема неуспеваемости школьников — одна из основных проблем педагогики и психологии. Как правило, родители и учителя смотрят на причины поверхностно, не вникая в суть, просто наказывая ребенка плохой отметкой, выговором или лишением чего-то важного для него. Но подобное поведение не решает поставленной задачи, оно работает временно и впоследствии грозит превратиться в более неприятную ситуацию. Особенно остро данная проблема стоит в начальной школе, ведь именно на этом этапе образования закладывается та база знаний, на которой будет строиться все дальнейшее обучение. Негативные эмоции, стресс, который испытывают дети при отставании в учебе, вызывают у большинства детей неприязнь к школе, учителям и учебному процессу в целом. Ситуацию ухудшает увеличивающаяся с каждым годом академическая нагрузка, добавление в учебный план новых дисциплин. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо знать причины неуспеваемости.

Среди множества причин можно выделить наиболее часть встречающиеся: неправильная организация учебной деятельности, неумение трудиться, отсутствие мотивации, малоактивное участие интеллектуальной деятельности в учебной работе, когда ученики бездумно заучивают материал. Однако ученые подходят к классификации и выделению причин неуспеваемости по-разному.

Так, например, М. М. Безруких выделяет две группы причин: экзогенные и эндогенные. К экзогенным, т. е. внешним для ребенка, автор относит социокультурные условия жизни и развития ребенка, например, психологическая атмосфера в семье; комплекс школьных факторов риска (ШФР), в частности, здесь можно говорить и о некорректном поведении педагога, которое влечет за собой стрессовую для ученика ситуацию; и экологические условия жизни школьника, т. е. условия, неблагоприятно влияющие на здоровье как ребенка, так и членов семьи, в которой он живет. В число эндогенных причин М. М. Безруких включает генетические факторы, т. е. наличие у обучающегося генетических расстройств; состояние психического и физического здоровья и психофизиологическое развитие. В жизни экзогенные и эндогенные причины не разделены и действуют в совокупности.

Ю. К. Бабанский, [1] так же, как и М. М. Безруких, выделяет внешние и внутренние причины неуспеваемости младших школьников, однако есть существенные различия в этих двух классификациях.

Так, Ю. К. Бабанский к внешним причинам относит недостатки образования личности (к примеру, отсутствие каких-либо специальных знаний и умений), недостатки опыта влияния школы (например, несовершенство процесса обучения) и влияния внешкольной среды (влияние семьи, друзей и т. д.). К внутренним причинам относятся недостатки биологического развития (особенности высшей нервной деятельности), недостатки психологического развития (то есть, слабоволие, отсутствие познавательных интересов, мотивов к обучению и самосовершенствованию) и воспитанности личности (в частности, низкие моралевые установки и ценностные установки) [1].

Н. П. Локалова, напротив, не дает четкой классификации. Основная причина, по ее мнению, заключается в недостаточном развитии познавательной сферы школьников, т. е. недостатки в развитии познавательных процессов. Так, Н. П. Локалова относит сюда низкую чувствительность, не развитую эмоционально-чувственной сферы учащихся, низкий уровень осмысления учебного материала и его поверхностное запоминание, неспособность длительно сосредотачиваться на конкретной задаче, низкое развитие пространственных представлений и многие другие [4].

С. Н. Зинченко так же не выделяет особых групп, она описывает трудности в обучении, связанные с незначительными нарушениями интеллектуальной деятельности [3]. Первая причина, о которой пишет Зинченко, — инфантилизм, т. е. некая незрелость, детскость в поведении ребенка, в результате чего ребенок не понимает, что от него требуется во время урока, его ведущей деятельностью по-прежнему остаётся игра. Следующая причина — недостаточность двигательных умений (такие дети неловки, часто роняют различные предметы, то есть, их двигательная реакция опаздывает), так же автор выделяет среди причин недостаточное развитие пространственных представлений (ребенок путает предлоги, не понимает их значение, не понимает, где правая сторона, а где левая, не может понять, что изображено на перевернутой картинке, в итоге, проблемы возникают не только в быту, когда ребенок путается в одежде, но и в школе, например, на уроках математики при счете, особенно счете с переходом на десяток), нарушение памяти, ограниченный запас общей осведомленности, астенические состояния, различные психотравмирующие ситуации, такие дети на уроках рассеянны, замкнуты, они погружены в ту проблему, которая и является причиной переживаний.

Зарубежные педагоги и психологи, как правило, основными причинами школьной неуспеваемости выделяют как влияние школьной среды на процесс обучения, так и неумение школьников усваивать базовые знания, применять и совершенствовать личный потенциал. Так, например, ряд исследований, проводимых за рубежом, подтвердил обусловленность школьной неуспеваемости нездоровым физическим и эмоциональным состоянием учеников [8].

Однако шведские ученые в книге «Pupils' School Failure or Schools'Failure? A combined theoretical and practical model for teacher training in Europe» наоборот связывают неуспеваемость не с индивидуальными особенностями самих учеников, а с неспособностью школ грамотно организовать процесс обучения [6].

Притом в статье «Academic resilience: What schools and countries do to help disadvantaged students succeed in PISA» авторы отмечают, что школьники из малообеспеченных семей, посещающие школы с более состоятельными одноклассниками, с большим процентом вероятности добьются лучших показателей как во время обучения в школе, так и после выпуска [5].

Для характеристики атмосферы в классе PISA использовали 2 переменные: среднее значение индивидуального восприятия учащимися климата в классе, выраженное индексом дисциплинарного климата PISA (DISCLIMA) и показатель прогулов в школе выражается процентом учащихся школы, которые пропустили целый учебный день за две недели до теста PISA. Таким образом, на основе данных PISA так же можно сделать вывод о влиянии взаимоотношений в классе как между учениками и учителем, так и самими школьниками [9].

Клингер [7] так же подчеркивает важность создания благоприятной атмосферы на уроке, полагая, что это поможет ученикам преодолеть свои страхи, неуверенность в себе и достичь высоких результатов.

С. Максич [8] так же выделяет среди причин неуспеваемости «школьный контекст», куда включает и школьное окружение ученика, и сам процесс обучения. Однако наряду с этим, автор не забывает и о индивидуальных особенностях ученика.

Итак, мы видим, что, несмотря на то что единой классификации причин неуспеваемости не существует, многие причины, выделяемые как российскими, так и зарубежными педагогами и психологами, перекликаются между собой. Таким образом, мы можем выделить несколько групп наиболее распространенных причин неуспеваемости в начальной школе.

  1. Физиологические (нарушения физического здоровья и развития).
  2. Психологические (нарушения психического здоровья и развития).
  3. Социальные (неблагоприятная психологическая обстановка в школе, в семье)

С поступлением ребенка в школу, его жизнь кардинально изменяется, и поначалу младшему школьнику очень страшно, и именно от учителя начальных классов зависит, каким будет отношение ребенка к школе, его успеваемость и поведение. Зачастую в неуспеваемости винят самого школьника, но будет неправильным винить его одного, существуют, как минимум, два фактора, не зависящих от него: организация, формы и методы процесса обучения и слабые места в деятельности самих учителей. В первом случае огромное значение играют частные методики, ведь именно от них зависит, раскроет ли ученик свой потенциал, будет ли его обучение успешным. Второй фактор не менее важен: если педагог не видит причины трудностей, не знает, как организовать учебный процесс, то как он сможет помочь детям преодолеть проблемы.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982.
  2. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. — М.: Эксмо, 2009.
  3. Зинченко, С. Н. Почему детям бывает трудно учиться / С. Н. Зинченко. — Киев.: 1900.
  4. Локалова, Н. П. Школьная неуспевамость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2009.
  5. Agasisti T. Academic resilience: What schools and countries do to help disadvantaged students succeed in PISA: OECD working paper no. 167. Paris: OECD, 2018. 40 p.
  6. Helldin, R. Pupils' School Failure or Schools' Failure? A combined theoretical and practical model for teacher training in Europe / R. Helldin, S. Lucietto, B. Volkel. — Stockholm: Lararhogskolan i Stockholm, 2003. — 148 р.
  7. Klinger, D. A. (2000). “Hierarchical linear modeling of student and school effects on academic achievement”, Canadian Journal of Education, Vol. 25/2, pp. 41–54.
  8. MaksiC, S. Teachers' perceptions of and solutions for student school failure / S. Maksic // Conference: Quality, social justice and accountability in education worldwide. Sofia (Bulgaria): Bulgarian Comparative Education Society. — 2018. — Vol. 13, Part 1. — Pp. 121–127.
  9. PISA 2009 Results: Overcoming Social Background: Equity in Learning Opportunities and Outcomes. Volume II. OECD: Paris, 2010. 224 p.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, школьная неуспеваемость, начальная школа, причина, DISCLIMA, интеллектуальная деятельность, причина неуспеваемости, процесс обучения, учебный процесс, физическое здоровье.


Ключевые слова

младшие школьники, причины школьной неуспеваемости, профилактика школьной неуспеваемости

Похожие статьи

Диагностика школьной неуспеваемости

В статье рассматриваются и выявляются причины школьной неуспеваемости у учащихся младших классов, анализируются полученные результаты исследования.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала. Про...

Преодоление школьной неуспеваемости

В данной статье описываются различные подходы и методы направленные на преодоление неуспеваемости у младших школьников.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема формирования учебной успешности на ступени начального общего образования, определяются ключевые составляющие учебной успешности, значительное внимание уделяется выявлению и обобщению существующих в научной литературе...

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Похожие статьи

Диагностика школьной неуспеваемости

В статье рассматриваются и выявляются причины школьной неуспеваемости у учащихся младших классов, анализируются полученные результаты исследования.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала. Про...

Преодоление школьной неуспеваемости

В данной статье описываются различные подходы и методы направленные на преодоление неуспеваемости у младших школьников.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема формирования учебной успешности на ступени начального общего образования, определяются ключевые составляющие учебной успешности, значительное внимание уделяется выявлению и обобщению существующих в научной литературе...

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Задать вопрос