Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

Научный руководитель
Психология
03.11.2024
145
Поделиться
Библиографическое описание
Жерлицына, Д. И. Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника / Д. И. Жерлицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 239-242. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118935/.


В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начинает играть значительную роль в понимании собственных способностей. Исследования показывают, что уровень учебной мотивации напрямую влияет на самооценку младших школьников. Понимание того, как эти два фактора взаимосвязаны и какие стратегии можно применить для стимулирования позитивной учебной мотивации у детей этого возраста, имеет важное значение для развития успешной образовательной траектории.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, самооценка, социометрический статус, умственная работоспособность, начальная школа, психология, мотив, обучение.

Современному обществу нужен человек, способный мыслить самостоятельно, ставить новые задачи перед собой и обществом и находить для них решения, быть готовым к индивидуальной и коллективной работе, осознавать последствия своих действий для себя, других людей и общества. Поэтому на первый план выходит развитие школьников.

По мнению А. Н. Леонтьева: «Мотивация является ключевым внутренним фактором, определяющим успешность учебной деятельности. В то же время проблемы с мотивацией, нежелание учиться и отсутствие интереса к ней создают основные препятствия в современном школьном образовании, с которыми сталкиваются многие учителя. Мотивация к обучению представляет собой системный процесс, обеспечивающий мотивацию, направленность и регуляцию учебной деятельности. Она состоит из системы различных видов мотивов, инициирующих и направляющих учебную деятельность, целей, стратегий самоконтроля, настойчивости, а также характеристик представлений о средствах достижения целей и их доступности для обучающегося субъекта, регулирующих реализацию деятельности и реакции на неудачу» [4, c. 41].

А. Н. Леонтьев считает, что «мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А также он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) — порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы» [4, c. 49].

Е. П. Ильин исследует внутреннюю сущность психологической структуры индивида, проявляемую в поведенческих реакциях, взаимоотношениях с окружающим миром и разнообразных видах творчества [2]. По словам Д. Б. Эльконина, мотивация представляет собой динамичный процесс физиологического и психологического регулирования человеческим поведением, определяющий его направленность, структурированность, активность, и устойчивость [7].

Личностные качества детей младшего школьного возраста, такие как доверительность и открытость, исполнительность и послушание, играют значимую роль в их жизни. К этому времени они уже начинают осознавать свои собственные способности и возможности, а также осознают, что успех зависит от усилий и стараний. Учебная деятельность и формирование произвольности психических функций становятся ключевыми аспектами развития в младшем школьном возрасте, что способствует развитию самоконтроля и рефлексии у детей.

Учебная деятельность является важным фактором, который оказывает влияние на формирование самооценки младших школьников. Поэтому учителю начальных классов необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности самооценки детей в учебном процессе, для осуществления индивидуального и дифференциального подхода в обучении. Младшие школьники, согласно теории Л. С. Выготского, начинают формировать устойчивое и дифференцированное отношение к самим себе, что приводит к развитию самооценки. Этот внутренний процесс оказывает влияние на их взаимодействие с окружающими, интегрируя опыт деятельности и общение. Способность к контролю нормативных аспектов и соответствие социальным стандартам являются важными элементами самооценки, позволяющими формировать целостное поведение [1].

Исследования психолога Л. С. Славиной показывают, что у младших школьников обнаруживаются различные виды оценки собственной личности. Эти виды включают, в частности, адекватную и устойчивую самооценку. Самооценка зависит от развитости умения человека анализировать себя, быть критичным и требовательным не только к себе, но и к окружающим. Основными средствами самооценки являются сравнение, самонаблюдение, самоотчет, самоанализ. Через использование этих средств личность может оценить свои возможности, качества, достижения, место среди других людей и в различных сферах своей жизнедеятельности [6].

Важной частью жизни младших школьников является нахождение в школе. Это приводит к тому, что значение присуждаемых оценок преподавателей становится лидирующим фактором в формировании их собственного мнения о себе. Оценки, получаемые в школе, функционируют как отражение не только успеваемости, но и личности, позиционирования среди сверстников и уровня способностей учащегося. Воспринимая оценку учителя, школьники выражают оценку себя и своих друзей в образовательной иерархии, различают на основании успехов, дисциплинированности и ответственности, распределяя на категории отличников, хорошистов, средних и слабых [3].

Учебная мотивация играет важную роль в формировании самооценки у младших школьников. Когда у ребенка есть высокая учебная мотивация, он ощущает большее удовлетворение от учебного процесса, стремится к достижению успеха и улучшению своих навыков. Это, в свою очередь, положительно сказывается на его самооценке. Если у ребенка низкая учебная мотивация, он может испытывать чувство беспомощности, неуверенности в своих силах и низкую самооценку. Недостаточная мотивация может привести к отсутствию интереса к учебе, пассивности и нежеланию преодолевать трудности, что в конечном итоге отразится на самооценке ребенка. Поэтому важно стимулировать учебную мотивацию у младших школьников, создавая условия для развития их учебных интересов, поощряя достижения и поддерживая уверенность в собственных силах. Позитивная учебная мотивация способствует улучшению самооценки и формированию позитивного отношения к учебе.

При изучении влияния учебной мотивации на самооценку младшего школьника мы опирались на теоретические положения. Цель исследования : проанализировать влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника.

В процессе диагностики влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника мы использовали следующие методики: социометрия (Дж. Морено), методика определения мотивов учения (М. Р. Гинзбург), методика «Лесенка побуждений (Л. И. Божович, И. К. Маркова).

Результаты методик были переведены в ранги для того, чтобы сопоставить уровень учебной мотивации ребенка с его социометрическим статусом, с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену (по исследованиям А. К. Кутмановой) [3]. Результаты проведенного корреляционного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа

Сопоставляемые параметры

Социометрический статус ребенка

Уровень учебной мотивации

r эмп =-0,48**

Критические значения для N = 30: *r- крит. = 0,36 при 0,05 уровне значимости; **r- крит. = 0,47 при 0,01 уровне значимости.

На основе проведенного корреляционного анализа можно сделать следующий вывод: показатель уровня учебной мотивации имеет отрицательную связь с показателем социометрического статуса ребенка (r эмп =- 0,48). Дети с высоким уровнем учебной мотивации направляют большую часть своего времени на обучение, книги и развитие, что, вероятно, уменьшает время на общение. Когнитивные способности могут преобладать над эмоциональными, что делает детей более склонными к взаимодействию через школьные предметы. Неразвитые коммуникативные навыки могут привести к конфликтам с одноклассниками — это еще одна причина, объясняющая полученные результаты.

Для более подробного исследования связи мотивации, побуждающей младших школьников к обучению в школе, мы расширили критерии корреляционного анализа. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

Мотивация, побуждающая младших школьников к обучению в школе

Социометрический статус ребенка (rэмп)

Познавательные — игровые мотивы

0,34

Познавательные — социальные мотивы

- 0,39

Мотивы с высокой — низкой побудительной силой

-0,42

Критические значения для N = 30: *r- крит. = 0,36 при 0,05 уровне значимости; **r- крит. = 0,47 при 0,01 уровне значимости.

Проведенный корреляционный анализ выявил значимые связи:

  1. Взаимосвязь между уровнем социометрического статуса ученика и интенсивностью его познавательных и социальных мотивов была установлена как отрицательная (r эмп =-0,39; r sэмп > r кр (p<0,05). Таким образом, чем сильнее выражены познавательные мотивы, тем ниже статус ученика в социометрической группе. С другой стороны, чем более значимы социальные мотивы, тем выше социометрический статус студента. Поэтому можно предположить, что дети с более выраженной социальной мотивацией предпочитают больше времени общаться с товарищами, строить дружеские отношения, что, возможно, в конечном итоге делает их более успешными в общении.
  2. Показатель выраженности мотивов с высокой — низкой побудительной силой имеет отрицательную связь с показателем социометрического статуса ребенка (r эмп =-0,42; r sэмп > r кр (p <0,05)). Учащиеся начальных классов, у которых высокие учебные, социальные и позиционные мотивы, имеют низкий социометрический статус. С другой стороны, у тех, у кого низкая побудительная сила в мотивах (внешние, игровые, оценочные), социометрический статус выше. Вероятно, это объясняется тем, что у младших школьников с низкой побудительной силой мотивов больше интереса к общению с друзьями, чем к получению новых знаний. Они предпочитают проводить время в компании сверстников, играя, обсуждая интересные для них темы, вместо усердного выполнения школьных заданий.

Эффективное повышение учебной мотивации у младших школьников требует комплексного подхода и применения разнообразных практических методов. Создание поддерживающей среды, учет индивидуальных особенностей, обратная связь, игровые методы обучения и позитивный эмоциональный фон — все эти шаги позволят младшим школьникам развивать свою мотивацию к учебе, что, в свою очередь, повлияет на их самооценку и успехи в учебе.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. — М.: Мир, 2007. — С. 278–282.
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер 2000. — 512 с.
  3. Кутманова, А. К. Связь учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста / А. К. Кутманова. — Пенза, 2020. — 72 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. — М.: МГУ, 2000. — С. 40–53.
  5. Овчинникова, А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475–477.
  6. Славина, Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника / Л. С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник экспериментальных исследований– М.: Педагогика, 2002. — С. 45–80.
  7. Эльконин Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин. — М.: Проспект, 2011. — 145 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
учебная мотивация
младшие школьники
самооценка
социометрический статус
умственная работоспособность
начальная школа
психология
мотив
обучение
Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-242):
Часть 4 (стр. 225-301)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 239-242стр. 301

Молодой учёный