Влияние эмоционального интеллекта на учебный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цыбульская, С. С. Влияние эмоционального интеллекта на учебный процесс / С. С. Цыбульская, С. М. Сайдалиева, Г. Р. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120092/ (дата обращения: 16.01.2025).

В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта (ЭИ) на учебный процесс, включая его определение, значимость для успешного обучения, методы развития ЭИ у педагогов и учащихся, а также практические рекомендации для интеграции ЭИ в образовательный контекст.

Ключевые слова : эмоциональный интеллект, образовательный процесс, учебная мотивация, социальные навыки, эмоциональные навыки, психология обучения, адаптивное обучение.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) стал важным аспектом современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где навыки, такие как креативность, сотрудничество и адаптивность, становятся все более важными, ЭИ приобретает особую актуальность. Следовательно, понимание влияния ЭИ на учебный процесс может сыграть решающую роль в создании поддержки и успешного обучения.

Первая модель эмоционального интеллекта была создана Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо в 1990 году. По мнению авторов, «эмоциональный интеллект» состоял из нескольких способностей:

  1. к определению и выражению эмоций;
  2. к регуляции эмоций;
  3. к использованию информации об эмоциях для принятия решений.

Согласно Даниэлю Гоулману, ЭИ включает в себя навыки, такие как:

  • Самосознание: Умение идентифицировать свои эмоции и понимать их влияние на поведение.
  • Саморегуляция: Способность управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к изменениям.
  • Социальное осознание: Навыки эмпатии и понимания эмоций других людей.
  • Навыки отношений: Умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с окружающими.

Эти компоненты необходимы для эффективного взаимодействия между учениками, педагогами и окружающими. [3]

В начале 2000-х К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили эмоциональный интеллект на две категории: ЭИ как способность ( ability ЭИ ) и ЭИ как черта характера ( trait ЭИ ).

Эмоциональный интеллект как черта характера определяет устойчивость поведения в различных ситуациях и измеряется опросниками. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта и измеряется интеллектуальными тестами, а также проективными заданиями. [2]

«Ученые факультета психологии Университета Центрального Ланкашира и факультета социальных и психологических наук Университета Эдж-Хилл провели совместное исследование того, как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость современных подростков. Цель — определить, можно ли, зная показатель ЭИ как когнитивной способности и ЭИ как личностной черты, спрогнозировать академическую успеваемость, контролируя при этом другие важные некогнитивные факторы (тип личности) и когнитивные способности.

На успеваемость в школе также оказывает влияние тип личности ребенка. Эмпирические исследования подтверждают, что невротизм (низкая самооценка, депрессия, стыдливость, перепады настроения и беспокойство) оказывает негативное влияние на успеваемость — так же, как и психотизм (агрессия, апатия, антисоциальное поведение, импульсивность). Экстраверсия (поиск новых ощущений, уверенность в себе, общительность) влияет на успеваемость положительно в возрасте от 7 до 13 лет и негативно после 14 лет. Важно также учитывать пол ребенка. Мальчики обычно хуже девочек справляются со школьными заданиями, хотя у них может быть одинаковый уровень интеллекта (IQ). Возможно, это вызвано влиянием эмоционального интеллекта: у девочек он в среднем выше, чем у мальчиков, и девочкам проще справляться со стрессом». [1]

Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению уровня тревоги и депрессии среди студентов. Умение обращаться со своими эмоциями и эмоциями окружающих помогает создавать положительную атмосферу, что становится важным фактором в учебном процессе.

ЭИ помогает ученикам взаимодействовать друг с другом более эффективно, расширяя их коммуникативные навыки и способности к сотрудничеству, что способствует развитию социальных навыков. Ученики с высоким ЭИ лучше справляются с конфликтами, имеют больше друзей и обратной связи от сверстников, что в свою очередь улучшает их социальные отношения. [6]

В результате исследования ученые выявили, что «как для мальчиков, так и для девочек ЭИ как когнитивная способность сглаживает корреляцию между познавательными способностями и успеваемостью. При высоком ЭИ как когнитивной способности девочки демонстрировали успешные результаты экзаменов — но только при большом показателе познавательных способностей.

Для мальчиков результаты оказались иными: соотношение между ЭИ как когнитивной способностью и результатами экзаменов было сильным вне зависимости от познавательных способностей. Мальчики и девочки с высоким показателем познавательных способностей и ЭИ как когнитивной способности в седьмом классе получили более высокие результаты на выпускном экзамене, чем остальные дети. Более того, мальчики с высоким показателем ЭИ как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. С девочками это не работало: им ЭИ помогал только в случае хороших познавательных способностей.

Это значит, что на успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. Скорее всего, ЭИ помогает детям справляться с стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов — и наоборот, его отсутствие мешает детям учиться, даже если их способности высокие. Высокий ЭИ помогает детям справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. Дети с высоким ЭИ реже хулиганят и пропускают уроки.

ЭИ как личностная черта влияет и на успеваемость — но только для мальчиков. То есть два типа ЭИ по-разному влияют на успеваемость и поэтому должны оцениваться отдельно друг от друга». [1]

Это первое исследование, которое связывает ЭИ и тип личности у детей. Оно показывает, что некоторые из черт личности (межличностное общение, стресс-менеджмент и гибкость) связаны с невротизмом и экстраверсией — но только у девочек. Более того, связь когнитивных способностей и эмоциональной жизни человека в данном исследовании не установлена — на это мог повлиять используемый личностный опросник.

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать — это подтверждают исследования, в которых было достигнуто улучшение ЭИ, и оно повлияло на образовательную деятельность.

Учителя, обладая развитыми навыками эмоционального интеллекта, могут более эффективно взаимодействовать со своими учениками, предугадывая их потребности и адаптируя методы обучения. В связи с этим, необходимо рассмотреть рекомендации, которые помогут педагогам развивать и применять эмоциональный интеллект на практике, улучшая тем самым образовательный опыт и создавая более гармоничную учебную среду.

Практические рекомендации для педагогов:

1. Создавайте поддерживающую атмосферу.

  • Безопасная среда: убедитесь, что в классе царит доверительная обстановка, где ученики чувствуют себя комфортно, выражая свои чувства без страха быть осужденными.
  • Открытость для ошибок: Поощряйте учеников делиться своими неудачами и переживаниями, чтобы они научились видеть неудачи как возможности для роста.

2. Развивайте навыки самосознания.

  • Рефлексия эмоций: включите занятия, на которых ученики могут анализировать свои эмоции. Например, ведение дневников, где они описывают, как себя чувствуют в разные моменты.
  • Упражнения на осознанность: Практикуйте методы, такие как медитация или дыхательные упражнения, которые помогут ученикам лучше понимать и принимать свои эмоции.

3. Обучайте саморегуляции.

  • Стратегии управления эмоциями: научите учеников различным техникам контроля своих эмоций, например, как успокоиться в стрессовых ситуациях или переключить внимание.
  • Дискуссии о чувствах: Поддерживайте обсуждения, где ученики могут делиться, как они справляются с различными эмоциями и стрессом.

4. Развивайте эмпатию.

  • Ролевые игры: Используйте ролевые игры, чтобы ученики могли представить себя на месте других, что поможет им лучше понять чужие чувства и ситуации.
  • Чтение и обсуждение литературы: выбирайте книги или истории, где персонажи испытывают разнообразные эмоции. Обсуждайте эти эмоции и их влияние на поведение персонажей.

5. Содействуйте развитию социальных навыков.

  • Групповые проекты: поощряйте работу в группах, что поможет ученикам развивать навыки сотрудничества и эффективного общения.
  • Классовые мероприятия: Организуйте мероприятия, которые требуют командной работы, что позволит ученикам применять ЭИ на практике.

6. Обеспечьте возможность обратной связи.

  • Регулярные беседы: Организуйте регулярные обсуждения с классом о том, как они чувствуют себя, как идут дела в группе и какие эмоции они испытывают.
  • Конструктивная обратная связь: Обеспечивайте ученикам возможность получать и давать обратную связь, что способствует развитию их социальных навыков и уверенности в себе.

7. Интеграция ЭИ в учебный процесс.

  • Учебные задания с эмоциональным контекстом: Разрабатывайте задания, требующие учета эмоций, вопросов о мотивации персонажей в литературе или эмоциональном восприятии исторических событий.
  • Кросс-дисциплинарные подходы: Встраивайте аспекты ЭИ в уроки различных предметов — на уроках истории, литературы, этики и даже математики. [5]

Эмоциональный интеллект — это ключ к успешному обучению и развитию учащихся. Поддерживая и развивая эмоциональный интеллект у учеников, мы помогаем им лучше справляться с вызовами, которые они могут встретить как в школе, так и за её пределами. Это создаст основы для их успешного будущего и повышения общего уровня благополучия.

Важно, чтобы педагоги осознали значимость ЭИ и внедряли его в свою практику, создавая поддерживающую и разнообразную учебную среду. Учебный процесс, основанный на ЭИ, обеспечивает не только образование, но и формирование целостной личности, готовой к вызовам жизни.

Литература:

  1. Как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость (Ability emotional intelligence, trait emotional intelligence, and academic success in British secondary schools: A 5 year longitudinal study. Author Qualter Pamela) — Текст: электронный // Факультет Психологии: [сайт]. — URL: https://psychology.sredaobuchenia.ru/emotionalintelligence (дата обращения: 01.12.2024).
  2. Голякова, А. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности в образовательном процессе / А. В. Голякова — Текст: непосредственный // Психология и образование. — 2021. — № 3 (1). — С. 15–25.
  3. Социально-эмоциональное обучение в школе: практические аспекты / А. И. Клименко, Н. В. Зайцева — Текст: непосредственный // Научный вестник. — 2021. — № 12 (2). — С. 88–99.
  4. Семенова, Т. П. Роль эмоционального интеллекта в повышении мотивации учащихся / Т. П. Семенова — Текст: непосредственный // Современные исследования социальных проблем. — 2020. — № 2 (70). — С. 107–115.
  5. Степанова, Л. С. Эмоциональный интеллект в педагогической деятельности: теоретические и практические аспекты / Л. С. Степанова — Текст: непосредственный // Вестник психологической науки. — 2023. — № 15 (4). — С. 32–45.
  6. Петрова, М. В. Эмоциональный интеллект и его влияние на учебный процесс: сравнительный анализ / М. В. Петрова — Текст: непосредственный // Журнал педагогики и психологии. — 2024. — № 10 (3). — С. 178–190. (2024).
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, когнитивная способность, способность, учебный процесс, ученик, эмоция, навык, обратная связь, успеваемость, успешное обучение.


Похожие статьи

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Похожие статьи

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Задать вопрос