Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние эмоционального интеллекта на учебный процесс

Педагогика
04.12.2024
415
Поделиться
Библиографическое описание
Цыбульская, С. С. Влияние эмоционального интеллекта на учебный процесс / С. С. Цыбульская, С. М. Сайдалиева, Г. Р. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120092/.

В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта (ЭИ) на учебный процесс, включая его определение, значимость для успешного обучения, методы развития ЭИ у педагогов и учащихся, а также практические рекомендации для интеграции ЭИ в образовательный контекст.

Ключевые слова : эмоциональный интеллект, образовательный процесс, учебная мотивация, социальные навыки, эмоциональные навыки, психология обучения, адаптивное обучение.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) стал важным аспектом современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где навыки, такие как креативность, сотрудничество и адаптивность, становятся все более важными, ЭИ приобретает особую актуальность. Следовательно, понимание влияния ЭИ на учебный процесс может сыграть решающую роль в создании поддержки и успешного обучения.

Первая модель эмоционального интеллекта была создана Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо в 1990 году. По мнению авторов, «эмоциональный интеллект» состоял из нескольких способностей:

  1. к определению и выражению эмоций;
  2. к регуляции эмоций;
  3. к использованию информации об эмоциях для принятия решений.

Согласно Даниэлю Гоулману, ЭИ включает в себя навыки, такие как:

  • Самосознание: Умение идентифицировать свои эмоции и понимать их влияние на поведение.
  • Саморегуляция: Способность управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к изменениям.
  • Социальное осознание: Навыки эмпатии и понимания эмоций других людей.
  • Навыки отношений: Умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с окружающими.

Эти компоненты необходимы для эффективного взаимодействия между учениками, педагогами и окружающими. [3]

В начале 2000-х К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили эмоциональный интеллект на две категории: ЭИ как способность ( ability ЭИ ) и ЭИ как черта характера ( trait ЭИ ).

Эмоциональный интеллект как черта характера определяет устойчивость поведения в различных ситуациях и измеряется опросниками. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта и измеряется интеллектуальными тестами, а также проективными заданиями. [2]

«Ученые факультета психологии Университета Центрального Ланкашира и факультета социальных и психологических наук Университета Эдж-Хилл провели совместное исследование того, как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость современных подростков. Цель — определить, можно ли, зная показатель ЭИ как когнитивной способности и ЭИ как личностной черты, спрогнозировать академическую успеваемость, контролируя при этом другие важные некогнитивные факторы (тип личности) и когнитивные способности.

На успеваемость в школе также оказывает влияние тип личности ребенка. Эмпирические исследования подтверждают, что невротизм (низкая самооценка, депрессия, стыдливость, перепады настроения и беспокойство) оказывает негативное влияние на успеваемость — так же, как и психотизм (агрессия, апатия, антисоциальное поведение, импульсивность). Экстраверсия (поиск новых ощущений, уверенность в себе, общительность) влияет на успеваемость положительно в возрасте от 7 до 13 лет и негативно после 14 лет. Важно также учитывать пол ребенка. Мальчики обычно хуже девочек справляются со школьными заданиями, хотя у них может быть одинаковый уровень интеллекта (IQ). Возможно, это вызвано влиянием эмоционального интеллекта: у девочек он в среднем выше, чем у мальчиков, и девочкам проще справляться со стрессом». [1]

Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению уровня тревоги и депрессии среди студентов. Умение обращаться со своими эмоциями и эмоциями окружающих помогает создавать положительную атмосферу, что становится важным фактором в учебном процессе.

ЭИ помогает ученикам взаимодействовать друг с другом более эффективно, расширяя их коммуникативные навыки и способности к сотрудничеству, что способствует развитию социальных навыков. Ученики с высоким ЭИ лучше справляются с конфликтами, имеют больше друзей и обратной связи от сверстников, что в свою очередь улучшает их социальные отношения. [6]

В результате исследования ученые выявили, что «как для мальчиков, так и для девочек ЭИ как когнитивная способность сглаживает корреляцию между познавательными способностями и успеваемостью. При высоком ЭИ как когнитивной способности девочки демонстрировали успешные результаты экзаменов — но только при большом показателе познавательных способностей.

Для мальчиков результаты оказались иными: соотношение между ЭИ как когнитивной способностью и результатами экзаменов было сильным вне зависимости от познавательных способностей. Мальчики и девочки с высоким показателем познавательных способностей и ЭИ как когнитивной способности в седьмом классе получили более высокие результаты на выпускном экзамене, чем остальные дети. Более того, мальчики с высоким показателем ЭИ как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. С девочками это не работало: им ЭИ помогал только в случае хороших познавательных способностей.

Это значит, что на успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. Скорее всего, ЭИ помогает детям справляться с стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов — и наоборот, его отсутствие мешает детям учиться, даже если их способности высокие. Высокий ЭИ помогает детям справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. Дети с высоким ЭИ реже хулиганят и пропускают уроки.

ЭИ как личностная черта влияет и на успеваемость — но только для мальчиков. То есть два типа ЭИ по-разному влияют на успеваемость и поэтому должны оцениваться отдельно друг от друга». [1]

Это первое исследование, которое связывает ЭИ и тип личности у детей. Оно показывает, что некоторые из черт личности (межличностное общение, стресс-менеджмент и гибкость) связаны с невротизмом и экстраверсией — но только у девочек. Более того, связь когнитивных способностей и эмоциональной жизни человека в данном исследовании не установлена — на это мог повлиять используемый личностный опросник.

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать — это подтверждают исследования, в которых было достигнуто улучшение ЭИ, и оно повлияло на образовательную деятельность.

Учителя, обладая развитыми навыками эмоционального интеллекта, могут более эффективно взаимодействовать со своими учениками, предугадывая их потребности и адаптируя методы обучения. В связи с этим, необходимо рассмотреть рекомендации, которые помогут педагогам развивать и применять эмоциональный интеллект на практике, улучшая тем самым образовательный опыт и создавая более гармоничную учебную среду.

Практические рекомендации для педагогов:

1. Создавайте поддерживающую атмосферу.

  • Безопасная среда: убедитесь, что в классе царит доверительная обстановка, где ученики чувствуют себя комфортно, выражая свои чувства без страха быть осужденными.
  • Открытость для ошибок: Поощряйте учеников делиться своими неудачами и переживаниями, чтобы они научились видеть неудачи как возможности для роста.

2. Развивайте навыки самосознания.

  • Рефлексия эмоций: включите занятия, на которых ученики могут анализировать свои эмоции. Например, ведение дневников, где они описывают, как себя чувствуют в разные моменты.
  • Упражнения на осознанность: Практикуйте методы, такие как медитация или дыхательные упражнения, которые помогут ученикам лучше понимать и принимать свои эмоции.

3. Обучайте саморегуляции.

  • Стратегии управления эмоциями: научите учеников различным техникам контроля своих эмоций, например, как успокоиться в стрессовых ситуациях или переключить внимание.
  • Дискуссии о чувствах: Поддерживайте обсуждения, где ученики могут делиться, как они справляются с различными эмоциями и стрессом.

4. Развивайте эмпатию.

  • Ролевые игры: Используйте ролевые игры, чтобы ученики могли представить себя на месте других, что поможет им лучше понять чужие чувства и ситуации.
  • Чтение и обсуждение литературы: выбирайте книги или истории, где персонажи испытывают разнообразные эмоции. Обсуждайте эти эмоции и их влияние на поведение персонажей.

5. Содействуйте развитию социальных навыков.

  • Групповые проекты: поощряйте работу в группах, что поможет ученикам развивать навыки сотрудничества и эффективного общения.
  • Классовые мероприятия: Организуйте мероприятия, которые требуют командной работы, что позволит ученикам применять ЭИ на практике.

6. Обеспечьте возможность обратной связи.

  • Регулярные беседы: Организуйте регулярные обсуждения с классом о том, как они чувствуют себя, как идут дела в группе и какие эмоции они испытывают.
  • Конструктивная обратная связь: Обеспечивайте ученикам возможность получать и давать обратную связь, что способствует развитию их социальных навыков и уверенности в себе.

7. Интеграция ЭИ в учебный процесс.

  • Учебные задания с эмоциональным контекстом: Разрабатывайте задания, требующие учета эмоций, вопросов о мотивации персонажей в литературе или эмоциональном восприятии исторических событий.
  • Кросс-дисциплинарные подходы: Встраивайте аспекты ЭИ в уроки различных предметов — на уроках истории, литературы, этики и даже математики. [5]

Эмоциональный интеллект — это ключ к успешному обучению и развитию учащихся. Поддерживая и развивая эмоциональный интеллект у учеников, мы помогаем им лучше справляться с вызовами, которые они могут встретить как в школе, так и за её пределами. Это создаст основы для их успешного будущего и повышения общего уровня благополучия.

Важно, чтобы педагоги осознали значимость ЭИ и внедряли его в свою практику, создавая поддерживающую и разнообразную учебную среду. Учебный процесс, основанный на ЭИ, обеспечивает не только образование, но и формирование целостной личности, готовой к вызовам жизни.

Литература:

  1. Как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость (Ability emotional intelligence, trait emotional intelligence, and academic success in British secondary schools: A 5 year longitudinal study. Author Qualter Pamela) — Текст: электронный // Факультет Психологии: [сайт]. — URL: https://psychology.sredaobuchenia.ru/emotionalintelligence (дата обращения: 01.12.2024).
  2. Голякова, А. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности в образовательном процессе / А. В. Голякова — Текст: непосредственный // Психология и образование. — 2021. — № 3 (1). — С. 15–25.
  3. Социально-эмоциональное обучение в школе: практические аспекты / А. И. Клименко, Н. В. Зайцева — Текст: непосредственный // Научный вестник. — 2021. — № 12 (2). — С. 88–99.
  4. Семенова, Т. П. Роль эмоционального интеллекта в повышении мотивации учащихся / Т. П. Семенова — Текст: непосредственный // Современные исследования социальных проблем. — 2020. — № 2 (70). — С. 107–115.
  5. Степанова, Л. С. Эмоциональный интеллект в педагогической деятельности: теоретические и практические аспекты / Л. С. Степанова — Текст: непосредственный // Вестник психологической науки. — 2023. — № 15 (4). — С. 32–45.
  6. Петрова, М. В. Эмоциональный интеллект и его влияние на учебный процесс: сравнительный анализ / М. В. Петрова — Текст: непосредственный // Журнал педагогики и психологии. — 2024. — № 10 (3). — С. 178–190. (2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмоциональный интеллект
образовательный процесс
учебная мотивация
социальные навыки
эмоциональные навыки
психология обучения
адаптивное обучение
Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 342-344):
Часть 5 (стр. 315-397)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 342-344стр. 397

Молодой учёный