В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта (ЭИ) на учебный процесс, включая его определение, значимость для успешного обучения, методы развития ЭИ у педагогов и учащихся, а также практические рекомендации для интеграции ЭИ в образовательный контекст.
Ключевые слова : эмоциональный интеллект, образовательный процесс, учебная мотивация, социальные навыки, эмоциональные навыки, психология обучения, адаптивное обучение.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) стал важным аспектом современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где навыки, такие как креативность, сотрудничество и адаптивность, становятся все более важными, ЭИ приобретает особую актуальность. Следовательно, понимание влияния ЭИ на учебный процесс может сыграть решающую роль в создании поддержки и успешного обучения.
Первая модель эмоционального интеллекта была создана Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо в 1990 году. По мнению авторов, «эмоциональный интеллект» состоял из нескольких способностей:
1) к определению и выражению эмоций;
2) к регуляции эмоций;
3) к использованию информации об эмоциях для принятия решений.
Согласно Даниэлю Гоулману, ЭИ включает в себя навыки, такие как:
— Самосознание: Умение идентифицировать свои эмоции и понимать их влияние на поведение.
— Саморегуляция: Способность управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к изменениям.
— Социальное осознание: Навыки эмпатии и понимания эмоций других людей.
— Навыки отношений: Умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с окружающими.
Эти компоненты необходимы для эффективного взаимодействия между учениками, педагогами и окружающими. [3]
В начале 2000-х К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили эмоциональный интеллект на две категории: ЭИ как способность ( ability ЭИ ) и ЭИ как черта характера ( trait ЭИ ).
Эмоциональный интеллект как черта характера определяет устойчивость поведения в различных ситуациях и измеряется опросниками. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта и измеряется интеллектуальными тестами, а также проективными заданиями. [2]
«Ученые факультета психологии Университета Центрального Ланкашира и факультета социальных и психологических наук Университета Эдж-Хилл провели совместное исследование того, как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость современных подростков. Цель — определить, можно ли, зная показатель ЭИ как когнитивной способности и ЭИ как личностной черты, спрогнозировать академическую успеваемость, контролируя при этом другие важные некогнитивные факторы (тип личности) и когнитивные способности.
На успеваемость в школе также оказывает влияние тип личности ребенка. Эмпирические исследованияподтверждают, что невротизм (низкая самооценка, депрессия, стыдливость, перепады настроения и беспокойство) оказывает негативное влияние на успеваемость — так же, как и психотизм (агрессия, апатия, антисоциальное поведение, импульсивность). Экстраверсия (поиск новых ощущений, уверенность в себе, общительность) влияет на успеваемость положительно в возрасте от 7 до 13 лет и негативно после 14 лет. Важно также учитывать пол ребенка. Мальчики обычно хуже девочек справляются со школьными заданиями, хотя у них может быть одинаковый уровень интеллекта (IQ). Возможно, это вызвано влиянием эмоционального интеллекта: у девочек он в среднем выше, чем у мальчиков, и девочкам проще справляться со стрессом». [1]
Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению уровня тревоги и депрессии среди студентов. Умение обращаться со своими эмоциями и эмоциями окружающих помогает создавать положительную атмосферу, что становится важным фактором в учебном процессе.
ЭИ помогает ученикам взаимодействовать друг с другом более эффективно, расширяя их коммуникативные навыки и способности к сотрудничеству, что способствует развитию социальных навыков. Ученики с высоким ЭИ лучше справляются с конфликтами, имеют больше друзей и обратной связи от сверстников, что в свою очередь улучшает их социальные отношения. [6]
В результате исследования ученые выявили, что «как для мальчиков, так и для девочек ЭИ как когнитивная способность сглаживает корреляцию между познавательными способностями и успеваемостью. При высоком ЭИ как когнитивной способности девочки демонстрировали успешные результаты экзаменов — но только при большом показателе познавательных способностей.
Для мальчиков результаты оказались иными: соотношение между ЭИ как когнитивной способностью и результатами экзаменов было сильным вне зависимости от познавательных способностей. Мальчики и девочки с высоким показателем познавательных способностей и ЭИ как когнитивной способности в седьмом классе получили более высокие результаты на выпускном экзамене, чем остальные дети. Более того, мальчики с высоким показателем ЭИ как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. С девочками это не работало: им ЭИ помогал только в случае хороших познавательных способностей.
Это значит, что на успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. Скорее всего, ЭИ помогает детям справляться с стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов — и наоборот, его отсутствие мешает детям учиться, даже если их способности высокие. Высокий ЭИ помогает детям справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. Дети с высоким ЭИ реже хулиганят и пропускают уроки.
ЭИ как личностная черта влияет и на успеваемость — но только для мальчиков. То есть два типа ЭИ по-разному влияют на успеваемость и поэтому должны оцениваться отдельно друг от друга». [1]
Это первое исследование, которое связывает ЭИ и тип личности у детей. Оно показывает, что некоторые из черт личности (межличностное общение, стресс-менеджмент и гибкость) связаны с невротизмом и экстраверсией — но только у девочек. Более того, связь когнитивных способностей и эмоциональной жизни человека в данном исследовании не установлена — на это мог повлиять используемый личностный опросник.
Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать — это подтверждают исследования, в которых было достигнуто улучшение ЭИ, и оно повлияло на образовательную деятельность.
Учителя, обладая развитыми навыками эмоционального интеллекта, могут более эффективно взаимодействовать со своими учениками, предугадывая их потребности и адаптируя методы обучения. В связи с этим, необходимо рассмотреть рекомендации, которые помогут педагогам развивать и применять эмоциональный интеллект на практике, улучшая тем самым образовательный опыт и создавая более гармоничную учебную среду.
Практические рекомендации для педагогов:
1. Создавайте поддерживающую атмосферу.
— Безопасная среда: убедитесь, что в классе царит доверительная обстановка, где ученики чувствуют себя комфортно, выражая свои чувства без страха быть осужденными.
— Открытость для ошибок: Поощряйте учеников делиться своими неудачами и переживаниями, чтобы они научились видеть неудачи как возможности для роста.
2. Развивайте навыки самосознания.
— Рефлексия эмоций: включите занятия, на которых ученики могут анализировать свои эмоции. Например, ведение дневников, где они описывают, как себя чувствуют в разные моменты.
— Упражнения на осознанность: Практикуйте методы, такие как медитация или дыхательные упражнения, которые помогут ученикам лучше понимать и принимать свои эмоции.
3. Обучайте саморегуляции.
— Стратегии управления эмоциями: научите учеников различным техникам контроля своих эмоций, например, как успокоиться в стрессовых ситуациях или переключить внимание.
— Дискуссии о чувствах: Поддерживайте обсуждения, где ученики могут делиться, как они справляются с различными эмоциями и стрессом.
4. Развивайте эмпатию.
— Ролевые игры: Используйте ролевые игры, чтобы ученики могли представить себя на месте других, что поможет им лучше понять чужие чувства и ситуации.
— Чтение и обсуждение литературы: выбирайте книги или истории, где персонажи испытывают разнообразные эмоции. Обсуждайте эти эмоции и их влияние на поведение персонажей.
5. Содействуйте развитию социальных навыков.
— Групповые проекты: поощряйте работу в группах, что поможет ученикам развивать навыки сотрудничества и эффективного общения.
— Классовые мероприятия: Организуйте мероприятия, которые требуют командной работы, что позволит ученикам применять ЭИ на практике.
6. Обеспечьте возможность обратной связи.
— Регулярные беседы: Организуйте регулярные обсуждения с классом о том, как они чувствуют себя, как идут дела в группе и какие эмоции они испытывают.
— Конструктивная обратная связь: Обеспечивайте ученикам возможность получать и давать обратную связь, что способствует развитию их социальных навыков и уверенности в себе.
7. Интеграция ЭИ в учебный процесс.
— Учебные задания с эмоциональным контекстом: Разрабатывайте задания, требующие учета эмоций, вопросов о мотивации персонажей в литературе или эмоциональном восприятии исторических событий.
— Кросс-дисциплинарные подходы: Встраивайте аспекты ЭИ в уроки различных предметов — на уроках истории, литературы, этики и даже математики. [5]
Эмоциональный интеллект — это ключ к успешному обучению и развитию учащихся. Поддерживая и развивая эмоциональный интеллект у учеников, мы помогаем им лучше справляться с вызовами, которые они могут встретить как в школе, так и за её пределами. Это создаст основы для их успешного будущего и повышения общего уровня благополучия.
Важно, чтобы педагоги осознали значимость ЭИ и внедряли его в свою практику, создавая поддерживающую и разнообразную учебную среду. Учебный процесс, основанный на ЭИ, обеспечивает не только образование, но и формирование целостной личности, готовой к вызовам жизни.
Литература:
- Как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость (Ability emotional intelligence, trait emotional intelligence, and academic success in British secondary schools: A 5 year longitudinal study. Author Qualter Pamela) — Текст: электронный // Факультет Психологии: [сайт]. — URL: https://psychology.sredaobuchenia.ru/emotionalintelligence (дата обращения: 01.12.2024).
- Голякова, А. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности в образовательном процессе / А. В. Голякова — Текст: непосредственный // Психология и образование. — 2021. — № 3 (1). — С. 15–25.
- Социально-эмоциональное обучение в школе: практические аспекты / А. И. Клименко, Н. В. Зайцева — Текст: непосредственный // Научный вестник. — 2021. — № 12 (2). — С. 88–99.
- Семенова, Т. П. Роль эмоционального интеллекта в повышении мотивации учащихся / Т. П. Семенова — Текст: непосредственный // Современные исследования социальных проблем. — 2020. — № 2 (70). — С. 107–115.
- Степанова, Л. С. Эмоциональный интеллект в педагогической деятельности: теоретические и практические аспекты / Л. С. Степанова — Текст: непосредственный // Вестник психологической науки. — 2023. — № 15 (4). — С. 32–45.
- Петрова, М. В. Эмоциональный интеллект и его влияние на учебный процесс: сравнительный анализ / М. В. Петрова — Текст: непосредственный // Журнал педагогики и психологии. — 2024. — № 10 (3). — С. 178–190. (2024).