Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 08.07.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Микитенко, А. А. Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся / А. А. Микитенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93846/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование готовности будущих/молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, образовательный процесс, исследовательская компетентность педагога, профессиональная подготовка учителя.

В связи с внедрением исследовательского подхода и его элементов в образовательную систему и закрепление положений об организации исследовательской деятельности учащихся во ФГОС, становится актуальным вопрос развития исследовательских навыков и у учителя [4]. Поскольку, чтобы взращивать исследовательскую компетентность у школьника, учитель и сам должен обладать ею.

Под исследовательской компетентностью учителя мы будем понимать «интегративное, динамическое свойство личности учителя, включающее совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса, а также психологическую, научно-педагогическую и практическую готовность к диагностико-аналитико-проектировочной деятельности» [2].

На основе данного определения можно заключить, что ключевыми факторами, влияющими на процесс формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, выступают их теоретическая и практическая подготовка, которая должна осуществляться в рамках обучения в вузах/ссузах.

Для изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, а также их готовности организовывать и сопровождать исследовательскую деятельность школьников, авторами был проведён социологический опрос «Исследование готовности будущих/молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся». Опрос поделён на смысловые блоки:

1) теоретические вопросы (выявление понимания представления об исследовательской деятельности обучающихся, способов её организации и сопровождения);

2) оценочные вопросы (оценка собственных исследовательских компетенций и уровень рассмотрения теории данного вопроса в вузе)

3) практические вопросы (собственный практический опыт в исследовательской деятельности, его влияние на работу в школе).

В опросе участвовали 105 респондентов, в возрасте от 20–27 лет. Из них студенты 4–5 курсов — 55 % (57 опрошенных), магистранты -12 % (13 опрошенных) и выпускники МПГУ — 33 % (35 опрошенных). Среди всех респондентов есть те, кто совмещает обучение и преподавательскую деятельность 30 % (31 опрошенных), некоторые имели опыт преподавания в школе на производственной практике 36 % (38 опрошенных). Остальная часть респондентов, только думает о работе в школе.

Для выявления теоретических аспектов исследования, респондентам был задан вопрос: «Что такое исследовательская деятельность учащихся?». 80 % (84 опрошенных) выбрали вариант ответа, который максимально полно раскрывает данное понятие, — «это форма деятельности учащихся, осуществляемая под руководством учителя, в процессе которой учеником осуществляется поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и умения, развиваются творческие способности. В таком случае, можно сделать вывод о том, что большая часть участников опроса понимает значение исследовательской деятельности в образовательном процессе, именно поэтому респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, какие компетенции (знания, умения, навыки, способности) формируются у ученика благодаря исследовательской деятельности? (если затрудняетесь с ответом, напишите это)». В табл. 1 обобщены результаты вопроса.

Таблица 1

Понимание респондентами ЗУН, формирующихся у учащихся посредством исследовательской деятельности

Умение работать с источниками (поиск информации)

57,3 % (59)

Умение анализировать, обобщать и делать выводы

46,6 % (49)

Развивает самостоятельность

13,3 % (13)

Умение выявлять проблему, находить способы решения

13,3 % (13)

Развитие творческих способностей

6,6 % (6)

Знания по изучаемой теме

6,6 % (6)

Затрудняюсь ответить

26,6 % (28)

Из данной таблицы следует, что примерно 73,4 % (77 опрошенных) в обобщенном виде понимают значение исследовательской деятельности для формирования ЗУН учащихся. Стоит также отметить, что те же 73, 4 % (77 опрошенных) на вопрос: «Знали ли Вы, что во ФГОС ОО содержится положение о включение исследовательских элементов в образовательный процесс?», отметили, что обращали на это внимание, остальные 26,7 % (28 опрошенных) впервые слышат об этом.

Также участникам был задан вопрос о том, «Какие формы организации исследовательской деятельности существуют?». 93,3 % (97 опрошенных) отметили урочную и внеурочную формы, однако лишь 53,3 % (56 опрошенных) выделили домашнюю работу, что является достаточно распространенной ошибкой. Стоит отметить, что 80 % (84 опрошенных) путаются с предполагаемым результатом научно- и учебно-исследовательских работ, отмечая последнее как решение задачи с заранее неизвестным результатом, направленным на выявление закономерностей процессов и явлений, что характерно для научных исследований.

Важно было также определить понимают ли респонденты, что может быть продуктом исследовательской деятельности учащихся. В табл. 2 представлены результаты вопроса.

Таблица 2

Что может быть продуктом исследовательской деятельности?

Выводы по изучаемому вопросу

Статья, эссе

Реферат, доклад

Журнал

Видеофильм

Затрудняюсь ответить

73,3 %

93,3 % (98)

93,3 % (98)

26,6 % (28)

40 % (42)

6,6 % (6)

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что большинство опрошенных характеризуют исследовательскую деятельности как научную и выделяют продуктами те виды, которые более привычны их пониманию такого рода деятельности. Что может быть свидетельством недостаточной компетентности в данном вопросе.

Также респондентам был задан вопрос, представленный в табл. 3

Таблица 3

Определите последовательность педагогического сопровождения исследовательской деятельности (ИД)

Этапы

1

2

3

4

5

1

Подготовительный

33,3 %

26,6 %

33,3 %

6,6 %

-

2

Диагностический

46,6 %

33,3 %

20 %

-

-

3

Мотивационный

26,6 %

40 %

33,3 %

-

-

4

Практический

-

6,6 %

13,3 %

53,3 %

26,6 %

5

Рефлексивно-диагностический

-

6,6 %

6,6 %

26,6 %

60 %

Из данной таблицы следует, что у респондентов возникли трудности с определением 3 этапом (либо мотивационный, либо подготовительный). А согласно методике, подготовительный этап должен быть первичным.

При оценке уровня своих профессиональных исследовательских компетенций (характеристика личности, которая предполагает владение исследовательскими умениями, методологическими знаниями, признанием их ценности и готовности их использования в профессиональной деятельности) от одного до пяти, 53,3 % (56 опрашиваемых) отметили значение «3», 33,3 % (35) отметили значение «4» и, лишь 13,3 % (14), отметили значение «5».

55 % (58 опрошенных) связывают выбранную отметку с недостаточным уровнем теоретической базы, которую они получили в вузе по темам: исследовательская деятельность школьников, способы и методы её организации/сопровождения в школе (40 % опрошенных вообще не затрагивали данные вопросы). Около 80 % (84 опрошенных) считают это недостающим элементом системы обучения.

При оценке своей профессиональных исследовательских компетенций многие респонденты также опирались на собственный практический опыт, а именно:

1) участие в конференциях, написание научных работ и т.д (40 % участвовали редко, 40 % иногда);

2) практический опыт в организации и сопровождении исследовательской деятельности учеников (в школе на практике, в школе на работе и др.) (у 66,7 % (69) не было, 33,3 % (34) был).

33,3 % (34 опрашиваемых), имеющих собственный опыт в организации и сопровождении исследовательской деятельности учащихся, на вопрос о трудностях, с которыми они сталкивались отметили:

1) нехватка времени, из-за загруженности 78,6 % (82);

2) низкий уровень владения теорией в этом вопросе 57,1 % (60);

3) незаинтересованность учащихся — 50 % (53);

4) нет поддержки со стороны администрации 21,4 % (22).

Также важно отметить и тот факт, что 100 % респондентов считают, что недостаток практического опыта собственной исследовательской деятельности влияет на эффективность её организации и сопровождения в школе.

73 % (77 опрашиваемых) считают, что недостаток практического опыта в организации и сопровождении исследовательской деятельности учеников, повлияет на их готовность к ее реализации в профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что готовность будущих/молодых педагогов к организации и педагогического сопровождения исследовательской деятельности школьников определена как удовлетворительная, о чём свидетельствуют результаты исследования. Хоть многие респонденты и понимают её общее определение и значение для развития личности обучающегося, однако, когда перед респондентами были поставлены углубленные вопросы, у многих возникли затруднения, в частности вопросы о группах исследовательских работ, формах организации исследовательской деятельности и её продуктах, последовательности этапов педагогического сопровождения исследовательской деятельности и др. были неоднозначны.

Педагог, владеющий теоретической базой и практическими навыками организацией и сопровождения исследовательской деятельности, сможет эффективно справиться с поставленными перед ним образовательными задачами. Успех в этой работе зависит от профессиональной подготовки учителя, которая должна осуществляться в стенах высших/средних специальных учебных заведениях. Готовность будущего/молодого учителя к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся, определяется высоким уровнем исследовательской компетентности самого педагога, а также успешностью прохождения педагогической практики (выполнению заданий, отзывам о работе от закрепленных за ними учителей).

Педагог Е. А. Афанасьева писала, что достижение высокого уровня компетентности — главная стратегическая цель профессионального педагогического образования [1]. Поэтому для подготовки качественных профессиональных педагогических кадров, способных в полной степени реализовывать ФГОС, в стенах высших и средних специальных учебных заведениях должны быть предусмотрены все условия, обеспечивающие такую подготовку, в том числе способствующую взращиванию исследовательской компетентности будущих специалистов-преподавателей.

Литература:

  1. Афанасьева, Е. А. Исследовательская деятельность: условие или показатель профессионализма педагога (размышления) / Е. А. Афанасьева. — г. Москва: Научно-методический журнал 54 (4) 2015, — 89 c.
  2. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов — будущих учителей // Вестник ТГПУ. 2012. № 11 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ostrukture-i-soderzhanii-issledovatelskoy-kompetentsii-studentov-buduschih-uchiteley (дата обращения: 01.07.2022).
  3. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: монография / И. Ю. Исаева. — 2-е изд., стереотип. — М: ФЛИНТА, 2011. — 161 с.
  4. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов. — URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020. — Загл. с экрана. — Яз. рус. (дата обращения: 01.07.2022). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, исследовательская деятельность школьников, образовательный процесс, готовность будущих, исследовательский подход, педагогическое сопровождение, практический опыт, работа, респондент.


Ключевые слова

исследовательская деятельность, образовательный процесс, исследовательская компетентность педагога, профессиональная подготовка учителя

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие формировани...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие формировани...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Задать вопрос