Проектная и исследовательская деятельность как формы организации работы с одаренными детьми во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Хертуева, Т. Г. Проектная и исследовательская деятельность как формы организации работы с одаренными детьми во внеурочное время / Т. Г. Хертуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58800/ (дата обращения: 06.06.2025).



Статья посвящена проблеме – работе с одаренными детьми: современному обществу необходимы люди, обладающие ключевыми компетенциями XXI века, профессионалы, которые могут находить новые пути решения предложенных задач. Автор статьи рассматривает методические вопросы по работе с одарёнными детьми. Эти формы работы позволяют им в полной мере раскрыть свои таланты. В данной работе автор представляет собственный опыт, выделяет ключевые моменты по организации проектной и исследовательской деятельности, на которые стоит обратить внимание при работе с этой категорией детей.

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, метод проектов.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли,

и требующий к себе огромного внимания.

В.А. Сухомлинский

Многие годы отечественная школа уделяла больше внимания отстающему ученику. Но жизнь не стоит на месте. В связи с изменением общества меняются требования к школьному образованию. Современному обществу необходимы люди, которые обладают ключевыми компетенциями, находят выход из нестандартных ситуаций. Поэтому сегодня проблема работы с одаренными детьми очень актуальна.

«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [8]. Одаренный ребенок – это особенный ребёнок, любознательный, энергичный. У такого ребёнка хорошо развита речь, он обладает большим словарным запасом, ему интересно буквально всё. Одаренные дети – это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному интеллектуальному и духовному развитию, они умеют осознанно ставить перед собой определённые цели и делают все возможное, чтобы реализовать их. Именно таким детям интересно принимать участие в научно-практических конференциях, олимпиадах.

Каждый ребёнок приходит в этот мир со своими способностями и скрытыми талантами, задача педагога и школы помочь раскрыть и развить их. Здесь важная роль, конечно, принадлежит учителю, который должен стать для ребенка авторитетом, личностью, увлеченной своей работой. Задача учителя не оставить без внимания работу одарённого ребёнка, отметить его результаты и достижения, таким образом, стимулировать интерес к последующей творческой работе.

Для выявления одаренных детей: сначала начинаем работу со всем классом, затем во время урочной и внеурочной деятельности мы отмечаем наиболее заинтересованных обучающихся. Особенно заметно проявляют себя одарённые дети при подготовке к внеурочным образовательным событиям. Следующий этап работы с такими детьми – индивидуализация: более углублённая работа с теми из них, кто проявил большую заинтересованность в той или иной предметной области.

Наиболее продуктивными формами работы являются проектная и исследовательская деятельность, участие в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

Особенностью проектного метода является то, что после сбора необходимого материала, вещественных доказательств, их анализа, систематизации и оформления, обучающиеся должны получить некий продукт: выпуск фильма, видеоролик, презентацию, компьютерный альбом, выставку работ в школьном музее. Этот учебный метод даёт возможность одарённому ребёнку освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, развить свои коммуникативные способности.

Выбор темы исследовательской работы или проекта обычно вызывает затруднение: одарённому ребёнку многое интересно. Именно на этом этапе очень важна роль учителя, который поможет обучающемуся определиться с выбором темы.

Это могут быть темы, связанные с историей семьи, города. Например, при выполнении проектной работы «История семьи» продуктом может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись.

«Путеводитель по городу», «История создания улицы…» – такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города, истории создания улицы. «Ученик приобретает знания об архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. В качестве продукта могут выступать брошюра – путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города, видеоролик, презентации» [3].

«Мой герой» – такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины. Учащийся в своём проекте может рассказать о своих родственниках – участниках, детях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который пополнит экспозиции школьного музея.

Исследовательские работы и проекты, направленные на изучение традиций и обычаев своего народа, пробуждают интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям, воспитывают интерес и любовь к малой родине.

«Метод проектов – один из методов обучения детей, стимулирующий интерес учащихся к актуальным и значимым проблемам современности. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает учащихся в работу, позволяет провести самостоятельное практическое исследование по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбия, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно – деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека – гражданина своей страны» [6].

Таким образом, технологию проектирования можно определить как совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося.

Главной целью проектной и исследовательской работы является развитие личности учащегося. Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Учащиеся, занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью, приобретают положительный, развивающий их результат:

  1. при формулировании выводов они могут интегрировать знания из различных предметных областей;
  2. они самостоятельны при выборе решений проблемных ситуаций;
  3. они развивают коммуникативные умения, ораторские способности;
  4. они приобретают возможность развить культуру умственного труда;
  5. учащиеся – победители и призеры конкурсов и научно-практических конференций разного уровня – получают дополнительный стимул к развитию своего творческого потенциала.

Творческие формы работы помогают одарённым детям в выборе профессии и дальнейшем самоопределении.

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение ученика и учителя. Происходит передача жизненного опыта и нравственных установок от учителя к ученику. А это отвечает главной цели исследовательской и проектной работы – развитие личности учащегося. Обеспечивает дальнейшее творческое развитие одарённого ребёнка.

Литература:

  1. Краснова В.В. проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения// Юный ученый. – 2016. – №6.1.- С. 31 – 33. URL https://yun.moluch.ru. (дата обращения 12.01.2019).
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // "Завуч", № 1, 2001.
  3. Нарышкина В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5 – 7 классов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г.Казань: Бук, 2018. – С.44-46.- URL https://moluch.ru (дата обращения 03.02.2019).
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003.
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996 –р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
  6. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Педагогич. соч.: 6 т.- Т.1. – М.: Педагогика,1988. – с.253.
  8. Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред Н.Б. Шумяковой. Одаренный ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, одаренный ребенок, ребенок, работа, исследовательская работа, история создания улицы, метод проектов, проектная работа, современное общество, школьный музей.


Похожие статьи

Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО

В данной статье обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях профессионального образования. В настоящее время являются очень актуальными проблемы выявления, диагностики, корректировки обучения и развития одаренных обуч...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Проблема подготовки специалистов по социальной работе: обзор современных исследований

В данной статье изучены и проанализированы актуальные научные работы, направленные на изучение проблемных моментов в процессе подготовки будущих социальных работников. Поднимаются такие проблемы, как престиж профессии, этика сотрудников социальной сф...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Интерактивные дидактические материалы как способ развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка

В современном мире люди все больше ориентируются на интерактивность и активную работу с информацией. В связи с этим, дидактические материалы начали использовать не только для ознакомления с новыми знаниями, но и для развития исследовательских навыков...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Рекомендации по эффективному формированию естественно-научной функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования естественно-научной функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения окружающему миру. Представлены теоретические основы и практические рекомендации по организации эффективно...

Похожие статьи

Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО

В данной статье обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях профессионального образования. В настоящее время являются очень актуальными проблемы выявления, диагностики, корректировки обучения и развития одаренных обуч...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Проблема подготовки специалистов по социальной работе: обзор современных исследований

В данной статье изучены и проанализированы актуальные научные работы, направленные на изучение проблемных моментов в процессе подготовки будущих социальных работников. Поднимаются такие проблемы, как престиж профессии, этика сотрудников социальной сф...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Интерактивные дидактические материалы как способ развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка

В современном мире люди все больше ориентируются на интерактивность и активную работу с информацией. В связи с этим, дидактические материалы начали использовать не только для ознакомления с новыми знаниями, но и для развития исследовательских навыков...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Рекомендации по эффективному формированию естественно-научной функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования естественно-научной функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения окружающему миру. Представлены теоретические основы и практические рекомендации по организации эффективно...

Задать вопрос