Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 12.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, А. А. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 328-331. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121680/ (дата обращения: 16.01.2025).



На современном этапе развития образования острой становится проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития внимания и деятельности актуальна тем, что эти процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования развития закономерностей всей системы психических процессов. Данная статья посвящена рассмотрению коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрено понятие «внимание» как психический процесс. Показано научное обоснование важности коррекции уровня развития внимания.

Ключевые слова: внимание, учебная деятельность, коррекция, дошкольники, старший дошкольный возраст, развитие внимания, готовность к школе.

Дошкольное образование на сегодняшний момент представляет собой начальную фазу в формировании непрерывного образовательного процесса, обеспечивая связь между дошкольным и начальным уровнем обучения.

Внимание является одной из ключевых составляющих познавательной активности человека. Развитие внимания определяет эффективность восприятия новой информации. Психическая деятельность не может идти целенаправленно и результативно, если индивид не способен сосредоточиться на выполняемом деле или своевременно переключаться между различными задачами. Таким образом, недостаток усидчивости и внимательности может значительно повлиять на учебные достижения школьника, даже если его интеллектуальный уровень изначально высок. В этом контексте внимание выступает в роли катализатора, способного как облегчить функционирование других познавательных процессов (таких как мышление, память, воображение, восприятие и т. д.), так и значительно усложнить их течение [1].

Важно активировать педагогические потенциалы дошкольного учреждения с целью раннего выявления уровня внимательности и его своевременного развития посредством образовательной среды. При правильном планировании педагогической работы в учреждении и организации развивающей среды в быту, возможно методично повысить уровень развития внимания.

Создание стимулирующей образовательной атмосферы может способствовать выявлению и коррекции уровней внимания детей. За счет грамотного подхода к организации занятий и активностей в привычной обстановке, педагоги смогут более эффективно поддерживать развитие данной способности. Таким образом, фокус на педагогической среде в сочетании с целенаправленным планированием позволит значительно улучшить уровень внимания у воспитанников и научить их лучше концентрироваться на различных задачах. Это, в свою очередь, положительно скажется на общем развитии детей и подготовит их к дальнейшему обучению.

Готовность ребенка к учебе в рамках психолого-педагогической сферы рассматривается как всесторонняя подготовка как физического, так и психического состояния малыша к школьной жизни. Многие преподаватели, среди которых выделяется Л. С. Выготский, подчеркивали важность этого процесса, связанного с влиянием на обучение и общее самочувствие ребенка [3].

Внимание как познавательный процесс является набором психических критериев, которые позволяют сохранять, распределять и переключать определенный объем информации в соответствии с ее значимостью, от наиболее важной до наименее значимой. Некоторые исследователи рассматривают внимание как самостоятельный познавательный процесс, в то время как другие включают его в качестве критерия в другие познавательные процессы. Тем не менее, все согласны с тем, что внимание оказывает заметное влияние на другие аспекты психической активности [2].

Важно заметить, что в подготовительной к школе группе преобразовывается вся жизнь ребёнка, он легко вливается в игровую, трудовую, продуктивную, а также учебную виды деятельности. Внимание воспитанников сменяется, обогащаясь различными качественными свойствами с учётом той активности, в которой оно используется и смотря как устраивается эта деятельность. Основополагающим моментом общего развития и совершенствования свойств внимания детей является детская игра как любимый род деятельности ребёнка. Становление свойств и форм внимания ребёнка весьма уславливается от значения, эмоциональности и заинтересованности, представляемого материалом и от формы работы, выполняемой ребёнком. Коэффициент внимания в первую очередь возрастает благодаря всевозможным развивающим играм и упражнениям. Выработка внимания близко соотносится с вырабатыванием воли и произвольности поведения, способности регулировать свое поведение. Без должного отношения к обучению, не видится возможным достижение успеха в его процессе. Именно по этой причине, педагогу необходимо сохранить и возрастить у дошкольников устойчивое внимание.

К особенностям развития внимания у старших дошкольников можно отнести качественные изменения в развитии отдельных свойств внимания, такие как объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение. Помимо этого, принципиально уникальным новообразованием становится формирование произвольности внимания. Это свидетельствует об укреплении критерия сознательности деятельности дошкольника [4].

Фокусировка внимания играет важную роль в развитии детей в возрасте до школы. Умение сосредотачиваться на задании и концентрироваться на определенном аспекте является необходимым навыком, который поможет им в учебных занятиях и в повседневных ситуациях. Рассмотрим несколько подходов к улучшению внимания у детей старшего дошкольного возраста.

1. Игровые упражнения. Возможность обучения через игру является эффективным способом привлечь внимание детей. Простые игры, такие как «Найди отличие» или «Найди пару», помогут развить навык сосредоточенности и улучшить внимание:

— концентрация и устойчивость: «Найди отличия», «Лабиринт», «Слова Струпа», «Найди предметы».

— объем: «Найди героев сказки», «Веселая мозаика», «Найди 2 одинаковых предмета», «Снежный ком».

— переключение: «Летает-не летает», «Запрещенное действие», «Не пропусти профессию», «Зеваки».

— распределение: «Смешанный лес», «Строители», «Я и мои друзья», «Треугольники».

В играх актуализируются правила, которые ребёнок осваивает и во время процесса всегда держит их в поле своего сознания, он проявляет внимание к ним, а иначе игра не случится.

2. Упражнения на внимание. Существует множество упражнений, которые можно использовать для тренировки внимания у детей. Например, дети могут попробовать считать определенные предметы в комнате или на картинке, фокусируясь только на одном типе предметов. Это поможет им сосредоточиться и обучить их внимание.

3. Музыка и ритм: Музыка и ритм могут быть полезными инструментами для контроля и улучшения внимания у детей. Прослушивание музыки и совместные игры с использованием музыкальных инструментов помогут развить у них умение сосредотачиваться и слушать.

4. Визуальные подсказки. Использование визуальных подсказок может быть полезным при обучении детей контролировать свое внимание. Например, использование таймера или часов с определенными индикаторами времени поможет им понять, сколько времени осталось для выполнения задачи и сосредоточиться на ней.

5. Регулярные перерывы. Важно помнить, что дети в дошкольном возрасте имеют ограниченную способность концентрировать внимание на одной задаче в течение длительного времени. Регулярные перерывы и занятия физической активностью помогут им восстановить концентрацию и сосредоточиться на следующей задаче.

Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию внимания и внимательности детей к окружающим предметам и друг к другу, включает в себя применение различных предметов и материалов для улучшения способности сосредотачиваться. Рассмотрим некоторые примеры игр и заданий, которые педагог осуществляет с использованием этих материалов:

— предметы для наблюдения, детального исследования. Несколько раз в день выбирается любой предмет, дети наблюдают за ним некоторое время. Далее дети закрывают глаза (или педагог может убрать предмет) и описывают предмет по памяти. Таким образом, тренируется память, внимательность к деталям;

— наборы картинок. Развитие зрительного внимания и памяти производится с применением картинок. На картинку нужно смотреть несколько минут, после чего описывать все, что удалось запомнить. Число воспроизведенных деталей определяет степень успешности выполнения упражнения;

— набор карточек «Найди 10 отличий». На карточках изображены 2 почти одинаковые картинки с 10 различиями, дети находят — какими именно;

— оформленная полка с несколькими предметами. В течение дня один из предметов может переместиться в другое место, или исчезнуть. Задача детей — по желанию периодически смотреть на полку и установить, изменилось ли в ней что-либо.

Коррекция внимания у дошкольников является важным аспектом их развития. Использование игр, упражнений, музыки, визуальных подсказок и регулярных перерывов поможет развить навык сосредоточенности и улучшить внимание у детей старшего дошкольного возраста [1].

Задача педагога заключается в том, чтобы направлять и поддерживать процесс улучшения внимания у детей через разнообразные игры и упражнения, соответствующие их возрастной категории. Ребёнок, который умеет сосредоточиться, лучше и быстрее усваивает необходимые знания, что способствует его интеллектуальному развитию. Формирование произвольного внимания и его различных аспектов у дошкольников станет основой для успешного выполнения школьных заданий в будущем.

В заключение, можно утверждать, что внимание имеет важное значение в человеческой деятельности. Оно влияет на другие познавательные процессы, и этим способом существенно сказывается на активности человека. Особенно актуально его развитие в начале учебного процесса.

В связи с этим мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на стабилизацию и улучшение показателей внимания.

Литература:

  1. Ближенская Н. В. Психолого-педагогическое воздействие в развитии свойств внимания детей дошкольного возраста / Н. В. Ближенская, А. А. Кузнецова // Коллекция гуманитарных исследований. — 2017. — № 6 (9). — С. 56–65.
  2. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника. Часть 2. Тесты для детей. 5 лет. — М.: Весна-Дизайн, 2018. — С 791.
  3. Иванова М. В. Особенности развития внимания старших дошкольников / М. В. Иванова // Молодой учёный. — 2021. — № 34 (376). — С. 75–78.
  4. Сунцова А. С. Особенности развитие внимания старших дошкольников / А. С. Сунцова, А. Е. Шушкова // Аллея науки. — 2019. — № 11(38). — С. 838–840.
  5. Файзуллаева Е. Д. Развитие внимания и внимательности детей дошкольного возраста как интегративного качества / Е. Д. Файзуллаева, Е. Р. Чебаненко // Глобальная экономика и образование. — 2022. — Том 2. — № 1. — С. 170–185.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, старший дошкольный возраст, предмет, ребенок, игра, развитие внимания, дошкольник, проблема развития внимания, процесс, улучшение внимания.


Похожие статьи

Задать вопрос