На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обучаются различным навыкам. Вместе с этим, в результате игровых занятий у детей формируется устойчивое психоэмоциональное развитие, происходит личностное становление и развитие базовых умений, необходимых во взрослой жизнедеятельности.
Для полноценного исследования сущностного содержания и характерных аспектов уровня развития словаря детей дошкольного возраста нами была организована опытно-экспериментальная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр и лексических упражнений.
Ключевые слова: дидактические игры, развития словаря детей дошкольного возраста, психология подростков, лексические упражнения.
Throughout any periods of historical development, play activity has always been fundamental for preschool children. This is due to the fact that it is during play activities that children optimally perceive the world around them and learn various skills. At the same time, as a result of play activities, children develop sustainable psycho-emotional development, personal formation and the development of basic skills necessary in adult life.
For a full-fledged study of the essential content and characteristic aspects of the level of development of the vocabulary of preschool children, we organized experimental work on the development of the vocabulary of preschool children using didactic games and lexical exercises.
Keywords: didactic games, vocabulary development for preschool children, adolescent psychology, lexical exercises.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), являющимся основным законоположением, регламентирующим учебно-воспитательную деятельность в детских образовательных организациях, отмечается, что в рамках данных учреждений ключевая роль отводится воспитателю, которому необходимо осуществлять работу по развитию познавательного мышления и активности к изучению окружающего мира у детей дошкольного возраста [1, с. 13].
Целью исследования является определение направлений употребления дидактических игр и лексических задач в вырабатывании самостоятельного и емкого словаря детей дошкольного возраста, соответствующих реалиям этого возрастного периода.
Дидактические игры и упражнения обширно употребляются в дошкольной педагогике и представляются В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, Н. В. Нищевой, З. Е. Агранович, А. К. Бондаренко и другими исследователями [4, с. 101].
Цель разработанной игровой технологии заключается непосредственно в познавательном развитии детей дошкольного возраста [2, с. 15]. На основании представленной цели появляется возможность сформулировать задачи технологии: развитие произвольности познавательных процессов дошкольников, расширение кругозора и формирование мировоззренческих идеалов, представленных моральными ценностями, принципами честности, достоинства, патриотизма, долга, свободы [6, с. 132].
Практическое внедрение данной технологии в учебно-воспитательную деятельность старших дошкольников является постепенным и включает в себя следующие этапы:
1) Подготовительный этап:
— обоснование целей игры;
— определение параметров её эффективности;
— формирование ее пространственно-временных ограничений;
— подбор материалов для формирования содержательного компонента;
— постановка игровых целей и задач;
— выбор игроков, диагностика их игровых качеств;
— объяснение игрокам процесса игровой деятельности и распределение ролей;
2) Практический этап:
— организационные процедуры игрового процесса;
— осуществление контроля за проведением игры;
3) Аналитический этап:
— фиксирование результатов игры (подсчет баллов, обоснование характера принимаемых решений);
— подведение итогов игры, их обсуждение с другими участниками и проведение самоанализа, предложение мер по их улучшению в дальнейшем;
— организация иной деятельности, следующей после завершения игры и связанной с ней по содержанию [7, с. 30].
Для полноценного исследования сущностного содержания и характерных аспектов уровня развития словаря детей дошкольного возраста нами была организована опытно-экспериментальная работа, первым этапом которой стал констатирующий эксперимент. Его практическая реализация направлена на определение уровня познавательного развития среди детей дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово» Альметьевского муниципального района РТ.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 24 ребенка дошкольного возраста. Исследуемая выборка дошкольников была разделена на несколько групп с равным количеством участников. Так, в состав первой экспериментальной группы вошли 12 детей (7 мальчиков и 5 девочек).
Ко второй контрольной группе были отнесены 12 дошкольников, 6 из которых — мальчики, 6 — девочки.
Для выявления уровня развития словарного запаса нами выбрана методика, разработанная под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.
Данная методика обследования направлена на выявление особенностей наименования объектов, основное внимание обращается на соответствие представлений ребенка о предмете слову, его обозначающему.
Данная методика позволяет выделить количественный и качественный аспект, направленный на выявление понимания значения (смысла) слов и формирование умения сочетать, употреблять слова в высказывании. Имеется в виду взаимосвязь двух планов: понимания и употребления.
Детальное описание исследуемых групп старших дошкольников представлено в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика выборки исследования
Экспериментальная группа (ЭГ) (старшая группа № 4) |
Контрольная группа (КГ) (старшая группа № 5) |
|
количество |
12 |
12 |
возраст |
5–6 лет |
5–6 лет |
девочек |
7 |
6 |
мальчиков |
5 |
6 |
По результатам диагностики видно, что с высоким уровнем 5 детей (в экспериментальной группе нет таких детей, в контрольной группе — 5 детей); со средним уровнем — 18 детей (в экспериментальной группе — 11 детей, в контрольной группе — 7 детей); с низким уровнем — 1 ребенок (в экспериментальной группе).
Рис. 1. Уровень сформированности словаря детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, %
Дети со средним и высоким уровнем вошли в контрольную группу. Дети со средним и низким уровнем вошли в экспериментальную группу.
Характеристика детей экспериментальной группы
Низкий уровень (Паша К.). Понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает преимущественно жестом, использует упрощенные слова. В речевой контакт не вступает.
Средний уровень (Света Б., Гена Д., Саша К., Настя К., Вова М.). Понимают речь, отвечают простыми предложениями, но затрудняются в подборе слов, обозначающих предмет, признак, действие. Снижен словарный запас. В контакт с воспитателем и близкими вступают охотно.
Средний уровень (Вова В., Игорь В., Толя К., Сема М., Света П., Егор Р.). Понимают речь, отвечают фразой из двух слов, затрудняются в подборе слов, словарный запас резко снижен, в речевой контакт вступают с трудом.
С детьми, вошедшими в экспериментальную группу, была организована словарная работа посредством дидактических игр
В состав контрольной группы вошли Артем С., Ксюша П., Даша П., Света Н., Саша Н., Даша Н., Света Л., Катя М., Женя К., Нина К., Денис Д., Саша А.
Преимущественно у дошкольников узок потенциал не только в части активного, но и пассивного словаря, за место слов они выбирают употребление жестов, мимики. Большинство детей 3–4 лет имеет простую фразу либо только односложную речь.
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента подтверждает необходимость целенаправленной работы по развитию словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений.
По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что среди исследуемых старших дошкольников преобладает низкий и средний уровень развития словаря детей дошкольного возраста. Это обосновало необходимость формирования соответствующих педагогических условий, которые обеспечат повышение уровня познавательного развития. Для этого необходимо провести формирующий эксперимент.
Цель — апробация путей использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря детей дошкольного возраста:
— подбор дидактических игр и лексических упражнений в соответствии с особенностями речевого развития детей;
— целенаправленное использование дидактических игр и лексических упражнений на речевых занятиях;
— использование дидактических игр и лексических упражнений в индивидуальной работе в утренние часы с целью уточнения и активизации словаря детей.
Нами была разработана перспективная программа с использованием различных мероприятий, носящих игровой характер. Основой для их разработки послужили методики, предложенные М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку» [8, с. 61], Ф. А. Сохиным «Развитие речи детей дошкольного возраста. Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей» [9, с. 58].
В течение первой недели мы включаем в свою работу по обогащению словаря следующий метод — рассматривание картин И.И Левитана «Осень золотая», при рассматривании картины дети рассказывают своим сверстникам и воспитателю, что изображено на картине, какие чувства вызывает творчество данного художника, тем самым мы развиваем кругозор детей и обогащаем активный словарь, в данном случае цель воспитателя — акцентировать внимание детей на наречиях, которые употребляются в рассказе: пасмурно, дождливо, ветрено.
Следующий метод — дидактическая игра «Времена года». При рассматривании дидактического материала дети учатся подбирать соответствующие карточки природных явления к основной картинке «Осень», цель воспитателя — входе игры ввести в словарь детей глаголы, такие как: лить, моросить, шелестеть, краснеть, засыхать.
Для связной речи мы используем составление рассказов по мнемотаблицам, сюжетным картинам. В последующих занятиях мы вводим упражнения на разгадывание загадок о транспорте, посуде, природных явлениях для активизации словаря.
Также мы организовывали выставки детских книг «Книжки-малышки», проводили развлечение в честь 8 марта «Моя милая, мама, бабушка», выставляли в информационный центр папки-передвижки «Загадки о транспорте», раздавали индивидуально каждой семье памятки «Дидактические игры по обогащению словаря», наглядный материал «Частушки и скороговорки».
Таким образом, мы смогли описать комплекс мероприятий, который направлен на развитие словарного запаса детей в игровой деятельности, нами были подобраны наиболее подходящие игры и игровые приёмы.
Для оценки результативности работы по апробации путей использования дидактических игр и упражнений в формировании словаря детей дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента, в ходе которого использовали те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента .
В итоге проведенной экспериментальной работы мы наблюдаем значительную положительную динамику в развитии словаря детей экспериментальной группы.
У детей контрольной группы динамика также наблюдается, она объясняется начальным высоким уровнем речевого развития данных детей.
По данным диагностики, на контрольном этапе эксперимента, нами выявлены следующие уровни развития словаря в контрольной и экспериментальной группах, наглядно представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты изучения уровня развития словаря детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе, %
Анализ данных сводного мониторинга показал, что в экспериментальной группе после формирующего эксперимента детей с высоким уровнем развития словаря стало 8, со средним 4, с низким 0.
В контрольной группе детей с высоким уровнем развития словаря стало 6, со средним 6, с низким 0.
Таким образом, о позитивных изменениях вследствие проделанной нами работы свидетельствует сравнительный анализ результатов эксперимента показавший, что количество детей с высоким уровнем развития словаря в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют констатировать, что у большей части детей сформировался не только пассивный, но и активный словарь, соответствующий возрастным нормам.
Дети экспериментальной группы охотнее включают в речь новые слова, минуя мимику и жесты. У 8 детей характер экспрессивной речи перешел в более высокий уровень, в то время, как в контрольной группе такие изменения произошли у 6 детей. Воспитанники экспериментальной группы чаще используют обобщающие слова, употребляют слова–действия, слова — признаки.
Таким образом, грамотное применение дидактических игр и упражнений, включение их в различные виды деятельности детей позволяют значительно повысить уровень сформированности словаря детей дошкольного возраста. При этом дети учатся играя, что соответствует ведущему виду деятельности в данном возрасте.
Дети более активно вступают в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес во всех видах деятельности.
Анализируя показатели развития уровня развития словаря детей дошкольного возраста из обеих групп, становится очевидным, что дошкольники экспериментальной группы имеют наиболее высокий уровня развития словаря, нежели дети контрольной группы.
В соответствии с представлениями воспитателей и педагогов детского дошкольного учреждения, дети из экспериментальной группы стали иметь высокую заинтересованность к занятиям разной направленности, а также начали проявлять характерные личностные качества.
К тому же, при реализации контрольного эксперимента дошкольники данной группы активно принимали участие в повторной диагностике и на постоянной основе проявляли инициативу.
Тем самым, опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная программа по повышению уровня развития словаря детей дошкольного возраста оказала положительное воздействие, что в целом способствовало формированию высокой заинтересованности к учебно-воспитательной деятельности.
В заключении приведем ряд методических рекомендаций, направленных на повышение уровня развития словаря детей дошкольного возраста и использование разработанной игровой программы на практике в учебно-воспитательной деятельности детского образовательного учреждения:
— проводить занятия, направленные на повышение уровня развития словаря детей дошкольного возраста, в форме игровых образовательных ситуаций с применением дополнительных инструментов: презентаций, видеофильмов, слайд-шоу, электронных дидактических игр;
— расширить область практического использования организационных средств учебно-воспитательной деятельности по техническому моделированию, благоприятно отражающихся на формировании познавательного развития дошкольников;
— сформировать предметно-развивающую среду в ДОУ, ориентированную на осуществление игровой и познавательной деятельности старших дошкольников;
— активно использовать разработанную программу для детей дошкольного возраста, способствующую последующему повышению уровня развития словаря детей дошкольного возраста.
Литература:
- Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр, 2020. — С.88.
- Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2018. — С.152–153.
- Кочюнас Р. А. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кочюнас Р. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2015. — С.160.
- Кумарина Г. Ф. Педагогические условия предупреждения школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2019. — С. 21–22.
- Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2022. — 420 c.
- Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. — 2022. — 307 с.
- Николаева, Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. — 2020. — 176 с.
- Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 143 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81548.html (дата обращения: 12.11.2023).
- Мартынова Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е. В. Мартынова. — 2-е изд. — Москва: Генезис, 2020. — 383 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/95360.html (дата обращения: 10.11.2023).