Организация физического развития в детском саду по ФОП ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Кодаченко, А. Ю. Организация физического развития в детском саду по ФОП ДО / А. Ю. Кодаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 408-409. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119535/ (дата обращения: 07.01.2025).



В статье рассматриваются основные аспекты организации физического развития детей в детском саду в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленного подхода к физическому воспитанию, учитывающего современную тенденцию увеличения значимости здоровья и благополучия детей на фоне роста времени их пребывания в виртуальной среде. Особое внимание уделяется влиянию физической активности на интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка, а также социальной адаптации. В статье описаны методы привития устойчивого интереса детей к физической культуре через игровые и образовательные подходы, а также развитие ключевых двигательных навыков и личностных качеств на разных этапах дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, дошкольное образование, детский сад, двигательные навыки, психоэмоциональное развитие, социальная адаптация, игровая форма обучения, мотивация, физическая культура, личностное развитие.

Организация физического развития в детском саду является одной из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В последние годы концепция физического воспитания претерпевает значительные изменения, что связано с возрастающим вниманием к здоровью и благополучию подрастающего поколения. В условиях ускоряющегося ритма жизни и увеличения времени, проводимого детьми в виртуальном пространстве, сфера физического развития приобретает всё большее значение.

Физическое развитие детей в дошкольных учреждениях — это не только вопрос формирования двигательных навыков и укрепления здоровья, но и аспект, который затрагивает сферу психоэмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Дж. Пиаже подчеркивал, что «физическое и умственное развитие тесно взаимосвязаны, и успешное формирование физической стороны способствует интеллектуальному росту» [1]. Этот подход находит широкую поддержку среди современных педагогов и психологов.

Игровая форма проведения занятий по физкультуре для детей дошкольного возраста позволяет сделать процесс не только эффективным, но и захватывающим для самих детей. Э. О. Левин в своих исследованиях отмечает важность игры в развитии ребенка, говоря, что «игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и через неё ребенок осваивает социальные нормы и формы поведения» [2].

Профессионально разработанная программа физического развития в детском саду позволяет удовлетворить биологические и психологические потребности ребенка. Сюда входят занятия, направленные на развитие координации, ловкости, выносливости и силы. Специалисты подчеркивают, что важно формировать у детей устойчивый интерес к занятиям спортом и физической активностью. В. Я. Струков считает, что «физическая культура должна стать частью повседневной жизни детей, и для этого необходимо развивать мотивацию и положительное отношение к движению» [3].

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основной задачей при работе с детьми от трех до четырех лет является обогащение двигательного опыта детей. Вовлечение в занятия основной гимнастикой и спортивными упражнениями способствует развитию координации и способности взаимодействовать с другими детьми. Дети осваивают навыки начальных движений, где каждое упражнение способствует укреплению психофизических качеств, что в свою очередь помогает формировать интерес к физической культуре и активному отдыху [8].

По мере достижения ребенком четырех-пяти лет основной акцент ставится на развитие технического выполнения упражнений. В этом возрасте происходит активное вовлечение детей в спортивные игры, что способствует укреплению их силы, ловкости и выносливости. Также важно обращать внимание на воспитание волевых качеств и положительного отношения к физической активности, помогая детям осваивать более сложные спортивные элементы.

В возрасте пяти-шести лет перед образовательной деятельностью встает задача оптимального развития двигательной активности, уделяя внимание мелкой моторике и координации. Занятия включают элементы спортивных игр и элементарные туристские навыки. В это время детям необходимо помогать проявлять творческую инициативу, что положительно сказывается на их самостоятельности и умении работать в команде.

Дети шести-семи лет продолжают обогащать двигательный опыт посредством более сложных физических упражнений. Таким образом, в этот период перед педагогами стоит задача обучения детей техничному и рациональному выполнению упражнений, а также поощрение партнерского взаимодействия в команде. Продолжая развивать патриотические чувства и нравственно-волевые качества, организаторы образовательного процесса ставят акцент на формирование сознательной потребности в двигательной активности и расширении представлений о числе доступных видов спорта.

Таким образом, организация физического развития в детском саду тесно связана не только с укреплением физического здоровья, но и с формированием целого ряда личностных качеств, необходимых для гармоничного развития ребенка. Система физической культуры в дошкольном учреждении направлена на создание здоровой образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей и формированию у них устойчивого интереса к активному образу жизни.

Кроме того, в программе цели физической подготовки направлены на развитие эмоциональной области ребенка. Через физические упражнения дети учатся переживать успехи и неудачи, работают над достижением целей и развивают уверенность в собственных силах. Эти качества являются залогом будущей успешной социализации. С. А. Рубинштейн отмечал, что «через движение и физическую активность ребенок учится взаимодействовать с миром и окружающими его людьми, и это служит основой для формирования гармоничной личности» [4].

Каким образом дети приобщаются к физкультуре в детском саду? Это не только специально организованные занятия, но и повседневная активность, интегрированная в режим дня. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, утренние гимнастические упражнения — все это способствует развитию физической активности у детей. Д. Н. Алиев в своих исследованиях указывает, что «привитие привычки к регулярной активности в детстве является важным фактором поддержания здоровья на протяжении всей жизни» [5].

С этой точки зрения, значительную роль играет и организация пространства в детских садах. Просторные залы и игровые площадки, обеспеченные всем необходимым инвентарем, являются основой для поддержания высокого уровня физической активности среди детей. Благодаря правильно организованной среде можно создать условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Как подчеркивает Н. Ф. Рубанов, «создание материально-технической базы является обязательным компонентом успешного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» [6].

Отдельного внимания заслуживает работа с детьми, у которых есть особые потребности или чьи физические возможности ограничены. Индивидуальный подход, адаптированные маршруты и специализированное оборудование помогают интегрировать таких детей в общий процесс обучения и развития. Это позволяет не только улучшать физическое состояние, но и способствует развитию толерантности и чувства сопричастности у всех участников образовательного процесса. По словам М. Д. Шиловой, «инклюзивное образование создает основу для социального равенства, предоставляя каждому ребенку возможность раскрыть свой потенциал» [7].

Таким образом, организация физического развития в детском саду является многоаспектной задачей, требующей планирования, постоянного контроля и инновационного подхода. Только комплексная работа в этой сфере позволяет добиться высоких результатов и создать необходимую базу для дальнейшего обучения и социализации детей.

Литература:

  1. Пиаже, Дж. Психология интеллекта. — М.: Прогресс, 1969. — 416 с.
  2. Левин, Э. О. Игра и личность. — М.: Просвещение, 1983. — 240 с.
  3. Струков, В. Я. Физическая культура и воспитание. — СПб.: Лань, 2002. — 352 с.
  4. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  5. Алиев, Д. Н. Физическая культура и здоровье. — М.: Наука, 2010. — 304 с.
  6. Рубанов, Н. Ф. Организация образовательной среды в ДОУ. — М.: Академия, 2015. — 364 с.
  7. Шилова, М. Д. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. — М.: Экзамен, 2017. — 248 с.
  8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, 2023 г.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, физическая активность, физическое развитие, физическая культура, дошкольный возраст, дошкольное образование, двигательная активность, образовательный процесс, Федеральная образовательная программа.


Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Профилактика эмоционального выгорания у родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях постоянного стресса и высоких требований к родительской роли, многие из них сталкиваются с истощением эмоцион...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Профилактика эмоционального выгорания у родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях постоянного стресса и высоких требований к родительской роли, многие из них сталкиваются с истощением эмоцион...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Задать вопрос