В статье рассматриваются основные аспекты организации физического развития детей в детском саду в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленного подхода к физическому воспитанию, учитывающего современную тенденцию увеличения значимости здоровья и благополучия детей на фоне роста времени их пребывания в виртуальной среде. Особое внимание уделяется влиянию физической активности на интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка, а также социальной адаптации. В статье описаны методы привития устойчивого интереса детей к физической культуре через игровые и образовательные подходы, а также развитие ключевых двигательных навыков и личностных качеств на разных этапах дошкольного возраста.
Ключевые слова: физическое развитие, дошкольное образование, детский сад, двигательные навыки, психоэмоциональное развитие, социальная адаптация, игровая форма обучения, мотивация, физическая культура, личностное развитие.
Организация физического развития в детском саду является одной из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В последние годы концепция физического воспитания претерпевает значительные изменения, что связано с возрастающим вниманием к здоровью и благополучию подрастающего поколения. В условиях ускоряющегося ритма жизни и увеличения времени, проводимого детьми в виртуальном пространстве, сфера физического развития приобретает всё большее значение.
Физическое развитие детей в дошкольных учреждениях — это не только вопрос формирования двигательных навыков и укрепления здоровья, но и аспект, который затрагивает сферу психоэмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Дж. Пиаже подчеркивал, что «физическое и умственное развитие тесно взаимосвязаны, и успешное формирование физической стороны способствует интеллектуальному росту» [1]. Этот подход находит широкую поддержку среди современных педагогов и психологов.
Игровая форма проведения занятий по физкультуре для детей дошкольного возраста позволяет сделать процесс не только эффективным, но и захватывающим для самих детей. Э. О. Левин в своих исследованиях отмечает важность игры в развитии ребенка, говоря, что «игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и через неё ребенок осваивает социальные нормы и формы поведения» [2].
Профессионально разработанная программа физического развития в детском саду позволяет удовлетворить биологические и психологические потребности ребенка. Сюда входят занятия, направленные на развитие координации, ловкости, выносливости и силы. Специалисты подчеркивают, что важно формировать у детей устойчивый интерес к занятиям спортом и физической активностью. В. Я. Струков считает, что «физическая культура должна стать частью повседневной жизни детей, и для этого необходимо развивать мотивацию и положительное отношение к движению» [3].
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основной задачей при работе с детьми от трех до четырех лет является обогащение двигательного опыта детей. Вовлечение в занятия основной гимнастикой и спортивными упражнениями способствует развитию координации и способности взаимодействовать с другими детьми. Дети осваивают навыки начальных движений, где каждое упражнение способствует укреплению психофизических качеств, что в свою очередь помогает формировать интерес к физической культуре и активному отдыху [8].
По мере достижения ребенком четырех-пяти лет основной акцент ставится на развитие технического выполнения упражнений. В этом возрасте происходит активное вовлечение детей в спортивные игры, что способствует укреплению их силы, ловкости и выносливости. Также важно обращать внимание на воспитание волевых качеств и положительного отношения к физической активности, помогая детям осваивать более сложные спортивные элементы.
В возрасте пяти-шести лет перед образовательной деятельностью встает задача оптимального развития двигательной активности, уделяя внимание мелкой моторике и координации. Занятия включают элементы спортивных игр и элементарные туристские навыки. В это время детям необходимо помогать проявлять творческую инициативу, что положительно сказывается на их самостоятельности и умении работать в команде.
Дети шести-семи лет продолжают обогащать двигательный опыт посредством более сложных физических упражнений. Таким образом, в этот период перед педагогами стоит задача обучения детей техничному и рациональному выполнению упражнений, а также поощрение партнерского взаимодействия в команде. Продолжая развивать патриотические чувства и нравственно-волевые качества, организаторы образовательного процесса ставят акцент на формирование сознательной потребности в двигательной активности и расширении представлений о числе доступных видов спорта.
Таким образом, организация физического развития в детском саду тесно связана не только с укреплением физического здоровья, но и с формированием целого ряда личностных качеств, необходимых для гармоничного развития ребенка. Система физической культуры в дошкольном учреждении направлена на создание здоровой образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей и формированию у них устойчивого интереса к активному образу жизни.
Кроме того, в программе цели физической подготовки направлены на развитие эмоциональной области ребенка. Через физические упражнения дети учатся переживать успехи и неудачи, работают над достижением целей и развивают уверенность в собственных силах. Эти качества являются залогом будущей успешной социализации. С. А. Рубинштейн отмечал, что «через движение и физическую активность ребенок учится взаимодействовать с миром и окружающими его людьми, и это служит основой для формирования гармоничной личности» [4].
Каким образом дети приобщаются к физкультуре в детском саду? Это не только специально организованные занятия, но и повседневная активность, интегрированная в режим дня. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, утренние гимнастические упражнения — все это способствует развитию физической активности у детей. Д. Н. Алиев в своих исследованиях указывает, что «привитие привычки к регулярной активности в детстве является важным фактором поддержания здоровья на протяжении всей жизни» [5].
С этой точки зрения, значительную роль играет и организация пространства в детских садах. Просторные залы и игровые площадки, обеспеченные всем необходимым инвентарем, являются основой для поддержания высокого уровня физической активности среди детей. Благодаря правильно организованной среде можно создать условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Как подчеркивает Н. Ф. Рубанов, «создание материально-технической базы является обязательным компонентом успешного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» [6].
Отдельного внимания заслуживает работа с детьми, у которых есть особые потребности или чьи физические возможности ограничены. Индивидуальный подход, адаптированные маршруты и специализированное оборудование помогают интегрировать таких детей в общий процесс обучения и развития. Это позволяет не только улучшать физическое состояние, но и способствует развитию толерантности и чувства сопричастности у всех участников образовательного процесса. По словам М. Д. Шиловой, «инклюзивное образование создает основу для социального равенства, предоставляя каждому ребенку возможность раскрыть свой потенциал» [7].
Таким образом, организация физического развития в детском саду является многоаспектной задачей, требующей планирования, постоянного контроля и инновационного подхода. Только комплексная работа в этой сфере позволяет добиться высоких результатов и создать необходимую базу для дальнейшего обучения и социализации детей.
Литература:
- Пиаже, Дж. Психология интеллекта. — М.: Прогресс, 1969. — 416 с.
- Левин, Э. О. Игра и личность. — М.: Просвещение, 1983. — 240 с.
- Струков, В. Я. Физическая культура и воспитание. — СПб.: Лань, 2002. — 352 с.
- Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Алиев, Д. Н. Физическая культура и здоровье. — М.: Наука, 2010. — 304 с.
- Рубанов, Н. Ф. Организация образовательной среды в ДОУ. — М.: Академия, 2015. — 364 с.
- Шилова, М. Д. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. — М.: Экзамен, 2017. — 248 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, 2023 г.