В статье рассматривается методика проведения занятий по физической культуре с тувинскими студентами на примере игры волейбол, как массового вида спорта. Для реализации данной методики автором были выбраны студенты Тувинского государственного университета. Результаты исследования показали, что спортивно-массовая игра «волейбол» может выступать не только в качестве интересного вида спорта, но и являться одним из определяющих факторов двигательной активности студентов, способствующим совершенствованию технико-тактической подготовленности студентов. Занятия этим видом спорта способствует улучшению физического, психоэмоционального состояния, улучшается зрительный анализатор, двигательные навыки, укрепляется мышечно-связочный аппарат, сердечно-сосудистая система и так далее.
Ключевые слова: спортивно-массовая игра, студент, молодежь, волейбол, физическая культура, физическая подготовленность.
Введение. Изменения, происходящие в современном обществе, повлияли на мировоззрение, культуру и образование студенческой молодежи. Процесс обучения в вузе можно охарактеризовать психологическим напряжением, наличием стрессовых ситуаций и прогрессирующей гипокинезией. Отсутствие двигательной активности отрицательно отражается на состоянии здоровья студентов, наблюдается низкий уровень развития физической подготовленности [Кичалов, 2000, 82; Лубышева, 1995, 2].
В исследованиях Аг-оол Е. М. [Аг-оол, 2006, 217] показано, что в Республике Тыва заболеваемость подростков и молодежи социально обусловленными болезнями остается высокой, продолжается рост числа больных алкоголизмом, возросла группа риска по токсикомании в 5 раз. Численность лечащейся от наркомании молодежи увеличилась с 294 до 990 человек. Наибольшее количество таковых отмечалось в 2000-х годах, но с 2010 по 2016 годы [Статистические показатели состояния..., 2016] показатели значительно улучшились.
Анализ структуры заболеваемости свидетельствует, что низкий уровень здоровья подростков и молодежи в Республике Тыва обусловлен не только ухудшением социально-экономической ситуации, но также не своевременным обхватом молодежи спортивно-массовыми мероприятиями. В связи с этими проблемами разработаны программы, направленные на улучшения физического и моторного развития студенческой молодежи [Аг-оол, 2015, 156]. Одной из таких программ и является использование спортивно-массовой игры «волейбол» в учебно-тренировочном процессе студентов ТувГУ.
Особенно популярным среди тувинской молодежи в настоящее время стала спортивная игра «волейбол», которая имеет оздоровительный и профилактический эффект для повышения физической активности студентов.
Предлагаем методику организации занятий по физической культуре со студентами ТувГУ на примере спортивно-массовой игры «волейбол».
В специальной медицинской группе (СМ) учебный процесс направлен на профилактику и устранение функциональных отклонений в физическом развитии, в укреплении здоровья студентов и на улучшение их физической работоспособности.
В основной группе учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку с учетом комплексного развития физических качеств, укреплению здоровья.
В спортивной группе студенты формируются по видам спорта, занятия проводятся по расписанию и выносятся за рамки учебных занятий.
Формирование программы занятий в течение учебного года базируются на следующих положениях:
- Принципах и методах обучения и совершенствования двигательным действиям [Ооржак, 1994, 135].
- Спортивно-массовая игра «волейбол» дается с учетом выявленных методических положений [Железняк, Кашкаров, 2001, 17].
Студентам ТувГУ мы предлагаем больше времени уделять спортивно-массовым играм, особенно волейболу, так как в настоящее время волейбол — один из культивируемых видов спорта в Туве, и он развивается почти наравне с национальными видами спорта как один из главных и распространенных видов спорта, который может охватить все населения республики. Проводятся президентские турниры, чемпионаты и первенства РТ среди мужских и женских команд, также среди сборных команд юношей и девушек.
Заключение. Таким образом особенность спортивно-массовой игры «волейбол» для тувинских студентов это — определение факторов двигательной активности, совершенствование не только общей, но и технико-тактической подготовленности студентов, повышение общего уровня здоровья занимающихся. Можно сказать что, волейбол, как спортивно-массовая игра, динамичная скоростная, в условиях вуза может выступать в качестве интересного и высокоэффективного вида спорта, направленного на физическую активность студенческой молодежи.
Литература:
- Аг-оол Е. М. Республика Тыва: конституционные особенности, физическое развитие о состояние здоровья подрастающего поколения. Москва — Кызыл, 2006. 217 с.
- Аг-оол Е. М. Физическое воспитание в вузе. Кызыл: ТывГУ РИО, 2015. 156 с.
- Бальсевич В. К. физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2–7.
- Баршай В. М. Мониторинг отношений молодежи к здоровью и наркотикам в Южном Федеральном округе / В. М. Баршай // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 32.
- Железняк Ю. Д., Кашкаров В. А. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. М.: Академия, 2001. 384 с.
- Кичалов В. А. Проблема управления качеством обучения в вузах / В. А. Кичалов // Стандарты и качество. 2000. № 4. С. 82–91.
- Ооржак Х.Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года. Кызы, 1994. 135 с.
- Статистические показатели состояния здравоохранения Республики Тыва, здоровья населения и деятельности учреждений в 2016 году (по данным государственной и отраслевой статистической отчетности) Кызыл, 2016.