В статье рассматриваются особенности занятий физической культурой на примере волейбола в дистанционном формате. Неполное прохождение курса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, очная форма, инвентарь, теоретическая и практическая части, волейбол.
Данная тема является актуальной на данный момент, так как недавно прошла пандемия и все учились и работали дома, в будущем такая ситуация может повториться, поэтому нужно быть к этому готовыми.
Дистанционные образовательные технологии имеют слабый потенциал в направлениях обучения, требующих лабораторных работ и практических занятий на техническом оборудовании (в спортивном зале, на полигоне, в тире и т. д.). Это плохо сказывается на любых занятиях, включая физическую культуру и спорт. Ограничения сильно влияют на подготовку и на занятия в целом.
В настоящее время существует проблема, связанная с проведением занятий по волейболу и спортивным играм в дистанционном формате, это связано с тем, что мир еще не сталкивался с необходимостью обучения студентов данной дисциплине, находясь в домашних условиях.
Рассмотрим влияние дистанционного обучения на дисциплину «Спортивные игры» в рамках программы у студентов высших учебных заведений.
Для обучения данной дисциплины требуется специальное помещение — спортивный зал, преподаватель, который будет следить за техникой выполнения заданий, инвентарь (в волейболе — волейбольный мяч, сетка) и конечно требуется группа студентов, они будут играть на игровом поле.
На первом занятии по волейболу преподаватель рассказывает про технику работы с мячом и технику безопасности студентам, те в свою очередь расписываются в журнале по технике безопасности (что они внимательно прослушали курс по технике безопасности и будут его соблюдать). Если кому-то из студентов что-то не понятно, он может задать вопрос преподавателю и узнать ответ на свой вопрос. Данное занятие можно провести в дистанционном формате.
Последующие занятия предполагают очную форму обучения. Ведь в домашних условиях нет соответствующих специальных условий для практики (это само помещение для практики с мячом, а также специальный инвентарь для занятия). Студенты в дистанционном формате могут изучить теоретическую часть данной дисциплины. Но данная дисциплина предполагает не только изучение теоретической части, но и в большинстве занятий — практическую, что в свою очередь в формате дистанционного обучения — невозможно. Формирование умений и навыков производится эффективнее в очном режиме. В части волейбольных тренировок это непрерывный процесс, требующий тщательного и индивидуального подхода к каждому обучаемому при непосредственном контакте с мячом и под постоянным контролем со стороны преподавателя для соблюдения техник безопасности. Также обучающиеся при работе с мячом допускают такие ошибки как: неправильная поставка рук и ног при верхних и нижних передачах, подаче мяча и т. п. Данные ошибки невозможно устранить при проведении дистанционных занятий по волейболу, а лишь непосредственно в контакте с мячом перед преподавателем.
Необходимо рассмотреть вопрос о возможности обучения волейболу дистанционно, путем создания программ, в которых для студентов будут предоставлены тренировки или же сами игры в 3д виртуальном мире, которые будут имитацией волейбола и других игр с мячом. Поскольку, как мы видим, в настоящее время присутствует необходимость в модернизации образовательной программы, путем применения дистанционных способов образования.
В результате изучения литературных источников, были сделаны следующие выводы: обучение в дистанционном формате несовершенно и требует больших доработок, студенты могут изучить только теоретическую часть по волейболу и другим командным видам спорта, что является не полным прохождением курса. Вследствие чего дисциплина считается не до конца изученной.
Литература:
- Платонова Н. И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов // Концепт. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voleybol-kak-sredstvo-razvitiya-fizicheskih-kachestv-studentov-vuzov (дата обращения: 28.11.2022).
- Одинцов, А. Н. Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся / А. Н. Одинцов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 31–37. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33513/ (дата обращения: 28.11.2022).
- Саая Р. Д. Спортивная игра «волейбол» как средство сохранения и совершенствования физического здоровья тувинских студентов // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 1А. С. 301–308.
- Перспективы применения дистанционных форм обучения в России / С. А. Коноваленко, Е. А. Лопатин, Д. В. Кузнецов, М. Н. Трофимов // Современные образовательные технологии (на примере Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя): сборник научно-практических статей / Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. — Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. — С. 53–64. — EDN YKHCTZ.
- Железняк Ю. Д., Кашкаров В. А. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. М.: Академия, 2001. 384 с.
- Visnes & Bahr (2013) Visnes H, Bahr R. Training volume and body composition as risk factors for developing jumper’s knee among young elite volleyball players. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2013;23:607–613. doi: 10.1111/j.1600–0838.2011.01430.x.
- Фанат спорта. Правила игры в волейбол [Электронный ресурс]. URL: https://sportsfan.ru/sports-academy/summer-sports/volleyball/rules-of-the-game-in-volleyball.html (дата обращения: 28.11.2022)