На обложке
изображена Кейт Дибиаски, персонаж фильма Адама МакКея «Не
смотрите наверх» (2021 г.).
Фильм повествует
о феноменальном открытии, сделанном двумя астрономами, которые отслеживают
и наносят на карту галактику. Обнаружив комету размером с гору,
летящую к Земле, они стремятся проинформировать правительство Соединенных
Штатов и общественность, чтобы можно было что-то сделать для
предотвращения глобального уничтожения. Что Рэндалл и Кейт узнают
(относительно быстро), так это то, что их сообщение связано с политикой,
капитализмом и динамикой власти, которые угрожают поставить под угрозу
миссию по остановке кометы до того, как ее удар опустошит планету.
Кейт Дибиаски —
кандидат наук, обнаружившая комету, направляющуюся прямо к Земле. Дибиаски
принимает на себя основную тяжесть гнева публики, когда миру впервые становится
известно о существовании и траектории кометы. В «Не смотрите наверх»
Кейт играет Дженнифер Лоуренс, которая снялась во множестве фильмов, включая
франшизу «Голодные игры».
Главных героев
в фильме двое: доктор Рэндалл Минди (в исполнении Леонардо Ди Каприо),
нервозный, неуверенный в себе, пичкающий себя кучей самых разных таблеток,
в том числе и успокоительных. Зрелый мужчина с любящей женой
и уже повзрослевшими детьми. И вторая главная героиня — подающая
большие надежды аспирантка Кейт Дибиаски, которая находится в самом начале
своей большой научной карьеры и в начале романтических отношений, которые
вот-вот должны перейти в более серьезную стадию. У нее все должно
было быть впереди, если бы не комета, которую она же и обнаружила первой.
Когда угроза от кометы становится очевидной, то к их команде
присоединяется глава Координационного офиса планетарной защиты доктор Клейтон
Оглторп (Роб Морган), или просто Тедди.
Им противостоят не
только силы природы в виде кометы. Достаточно неожиданно, но вполне
обоснованно антагонистом оказывается генеральный директор корпорации BASH Питер
Ишервел (его сыграл Марк Райлэнс).
Главные герои
борются сначала за то, чтобы привлечь на свою сторону администрацию
президента-пустышки в исполнении Мерил Стрип, как фигуры, имеющей
возможность принимать решения, а затем за общественное мнение, которое
способно повлиять на принимаемые решения. Президент, социальные сети, СМИ,
разные звезды — все это лишь инструмент в борьбе между наукой
и бизнесом за возможность управлять политическими событиями. На стороне
ученых — знания, проверенные данные и реальная проблематика, а на
стороне бизнеса —меркантильный интерес и жажда наживы.
После яркого
выступления на телепередаче героиня Кейт Дибиаски словно уходит на второй план.
Это нетипичный ход режиссера в драматургии. Он специально разводит двух
героев. Один герой больше похож на классического героя массового кино (пускай
и комедийный персонаж), а вот Кейт вызывает ассоциации с героиней
авторского кинематографа. Некоторые критики даже улавливают некую интонацию «Меланхолии»
Ларса фон Триера.
После
общественного осуждения за то, что она вызвала у зрителей много негативных
эмоций, героиня уже не может привлечь массы на свою сторону, а это один из
главных инструментов в борьбе. Это история изгнанной ученой, порицаемой за
тяжелую правду, брошенной своим возлюбленным. Путь развития ее персонажа —
движение от паники, близкой к истерике, до умиротворения и принятия
смерти.
Тематика фильма
«Не смотрите наверх» крайне актуальна для современного Голливуда. Многие авторы
обратили свой взор на проблему климатических изменений, эта тема становится мейнстримом
в американском кинематографе. Высказывание Адама МакКея звучит особенно сильно
именно из-за своей бескомпромиссности, нежелания играть в общую игру
умиротворения, успокоения. Его прогноз будущего для человечества хоть и высказан
в шутливой форме, но однозначно неутешителен.