В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная, исследовательская, и конечно, ведущая игровая деятельность детей, посредством компьютерных технологий, является увлекательным занятием, а главное, доступным способом получения новых знаний.
Работая в инновационном режиме по проблеме в рамках инновационной площадки «Внедрение цифровой интерактивной среды «НАУСТИМ» в ДОУ предусматривает перевод образования на качественно новый уровень, что является инновационным методическим продуктом для познавательного развития и инженерно-технического творчества дошкольников, разработанным в соответствии с:
— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11552;
— Федеральным государственным образовательным стандартом начального Общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 3733;
— Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 16424;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Участвуя в реализации регионального проекта «Внедрение цифровой интерактивной среды «НАУСТИМ» в ДОУ, мы на начальном этапе работы приобрели два образовательных модуля:
— Образовательный модуль «Курс логики базовый (30 элементов)», «Курс логики базовый (60 элементов)», «Курс логики базовый (расширенный), которые состоят из кубиков, треугольных полукубиков, шестерёнок пяти цветов, дополнительных деталей.
Комплект сопровождается методическими пособиями для проведения занятий с заданиями, которые направлены на развитие и совершенствование мыслительных операций в специально организованной деятельности;
— О бразовательный модуль Академия Наураши «Мультипликационная 3D-лаборатория» , направленный на формирование активной коммуникации и командной работы и нацеленность на законченный результат.
Следующим этапом было знакомство родителей (законных представителей) с перспективами развития ребёнка дошкольного возраста при использовании образовательных модулей Академии Наураши, применяя их не только в образовательной, но и свободной деятельности. Родители стали активными участниками образовательной деятельности. Результатом стало создание в детском саду интерактивно — технического центра «Образовариум». Это специально организованное пространство, оснащённое различным современным оборудованием и материалами, на базе которого проводится обучение дошкольников по целому ряду познавательных, художественно-эстетических, естественно-научных и инженерно-технических направлений.
Центр снабжён образовательным модулем «Курс логики базовый (30 элементов)», «Курс логики базовый (60 элементов)», «Курс логики базовый (расширенный),образовательным модулем Академии Наураши «Мультипликационная 3D-лаборатория», различными типами конструкторов LEGО DUPLО, LEGО «Первые конструкции», тематические LEGО конструкторы, LEGО «Первые механизмы», LEGО WEDО, конструкторами Полидрон Магнитный, Полидрон Гигант, планшетами ЛОГИКО-малыш, роботами «Пчелы», роботом «Ботли».
При посещении «Образовариума» воспитанники соблюдают определённый ряд правил. К таким правилам относят: не бери детали в рот, а тем более не грызи их; если нужна деталь, которая у товарища, то попроси, но не отнимай; не кричи и с пониманием относись к другу; конструктор не разбрасывай; работы, сделанные друзьями, не ломай. Правила и системность делают ребёнка дисциплинированным, формируют привычку послушания.
Работу по созданию мультипликационных фильмов с применением образовательных модулей Академии Наураши мы выбрали не случайно, во-первых, создание мультфильма подразумевает под собой развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Во-вторых, мы сделали вывод, что необходимо применять в работе с детьми новые технологии.
В рамках проекта по «Внедрению цифровой интерактивной среды «НАУСТИМ» в ДОУ на основе дорожной карты был разработан перспективный план. На начальном этапе по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию у детей старшего дошкольного возраста конструкторских способностей на основе элементарного компьютерного программирования и моделирования «Занимательная робототехника» была проведена диагностика. Выяснилось, что дети не узнают детали по их изображениям на картах-схемах, дополняют случайно выбранными фигурами, нуждаются в постоянной помощи педагога; допускают ошибки в выборе и расположении деталей в конструкции, не принимают условную пространственную позицию; при изображении предмета путают «вид сверху» и «вид сбоку»; не могут самостоятельно придумать тему конструирования; не могут осуществлять поиск конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом. В ходе промежуточной диагностики были выявлены следующие результаты: дети узнают на схеме 2–3 детали и находят недостающую фигуру развёртки; прибегают к помощи педагога; допускают ошибки, но исправляют их самостоятельно; при самостоятельном выполнении заданий при исправлении ошибок нуждаются в помощи взрослого; самостоятельно находят тему конструирования, используют общую схему предмета; способы конструктивных решений находят в результате практических поисков.
Дети узнают по схемам все детали и правильно дополняют их недостающими элементами; воспроизводят конструкцию правильно и без помощи со стороны, умеют занять разные позиции по отношению к объекту изображения, самостоятельно создают развёрнутые замыслы конструкций; используют в работе расчленённую схему предмета.
Затем мы изучили возможности внедрения современных конструкторов в образовательный процесс, как первую ступень робототехники, проанализировали имеющиеся условия для занятий по робототехнике, разработали занятия, игры, тренинги, мастер-классы для педагогов ДОУ, создали несколько видеороликов, онлайн-консультаций. Нами были опубликованы статьи: «Использование интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», «Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нами были разработаны сценарии будущих мультфильмов, созданы из образовательных модулей герои мультфильмов. Для получения нужного результата работы важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование на доске с беседой, помогать, детям организовать, рабочие места в студии, чётко ставить цели и задачи перед ними, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ, участвовать в конкурсах. Использование мультлаборатории в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми позволяет «услышать голос ребенка: мы снимаем мультфильмы на темы, интересные детям нашей группы, вместе решаем «головоломные задачи», создаем необычные постройки, программируем роботов, сделанных собственными руками. Мы, взрослые, становимся по-настоящему интересными партнерами для наших детей. А это так важно — быть с детьми на одной волне.
Кроме того, нами был разработан консультационный материал в режиме онлайн для родителей «Создание мультфильмов на сиреневой мультстудии Kids Animation Desk 2.0», «Мультфильм своими руками в домашних условиях». Проведено родительское собрание, на котором родители попробовали создать своих героев мультфильмов. Также для родителей были проведены мастер-классы по ознакомлению с «Курсом логики базовый и расширенный», «Игры с инновационными кубиками».
Таким образом, цифровая образовательная среда «Наустим», как современная технология организации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, позволяет развивать у детей поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной и конструкторской деятельности.
Игры, в которые играет ребенок, незаметно для него помогают приобрести очень важное умение: сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не пробовал сделать сам.