В этой статье рассматриваются особенности института банкротства в зарубежных странах, в целях выявления наиболее перспективных направлений его развития.
Ключевые слова: институт банкротства в зарубежных странах, особенности института банкротства в зарубежных странах.
Законы о банкротстве или несостоятельности значительно различаются в зарубежных странах по своей применимости к определенным правовым статусам юридических и физических лиц.
Германский закон о банкротстве, и следуя его примеру, австрийский и японские законы распространяют процедуру банкротства на всех физических и юридических лиц, независимо от того, занимаются ли они коммерческой деятельностью или нет, и не проводят различия между заявлениями самого банкрота или кредиторами.
В США физические лица, будь то частные предприниматели или физические лица без статуса частного предпринимателя, а также частные корпорации, за исключением некоторых финансовых учреждений, подпадают под действие Кодекса о банкротстве США. Однако против фермеров и некоммерческих корпораций нельзя подавать заявления о признании банкротом. Кроме того, кредиторы не могут инициировать производство по урегулированию задолженности физических лиц [8].
В Канаде также применяют свой закон к отдельным лицам и корпорациям. Однако он исключает некоторые финансовые учреждения и некоммерческие корпорации в целом.
В Англии существует двойная система банкротства, где, с одной стороны, применяется Закон о банкротстве [9], который распространялся только на физических лиц, вне зависимости от их отношения к лицам, осуществляющим коммерческую деятельность. Банкротство в отношении юридических лиц осуществляется на основе Закона о компаниях. Однако многие положения Закона о банкротстве также применяются при банкротстве юридических лиц.
А. Э. Кирокасян, отмечает, что двойная система также господствует в Австралии, Новой Зеландии и Индии. Ряд стран, следуя образцу французского закона 1838 года, распространяют свои законы о банкротстве только на лиц, квалифицируемых как предприниматели или занимающихся предпринимательской деятельностью, но не делают различий между физическими лицами и корпорациями. К этому классу относятся законы о банкротстве Италии (за исключением малых предприятий), Испании, Португалии, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки, в том числе Боливии, Бразилии, Колумбии, Мексики и Венесуэлы [4].
Аргентина, Чили и Перу, следуют немецкому образцу и применяют свои законы о банкротстве, как ко всем юридическим, так и физическим лицам, которые как относятся к субъектам предпринимательской деятельности, так и не относятся к таковым. Однако ряд стран, которые ограничивают банкротство предпринимателей, включили в свои гражданско-процессуальные кодексы положения о процедурах несостоятельности, регулирующих деятельность некоммерческих предприятий. Закон о несостоятельности Франции (1985 г.) распространяется на физических и всех юридических лиц, даже если они не осуществляют коммерческую деятельность.
Современное законодательство о банкротстве в зарубежных странах предусматривает инициирование ликвидационного производства в случае ходатайства либо самого банкрота, либо его кредиторов. Здесь имеются сходства с законодательством Российской Федерации, в частности с положениями статьи 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в РФ» [1].
Существуют различия в количестве кредиторов, которые должны присоединиться к заявлению о банкротстве должника. Большое количество заявлений о банкротстве в зарубежных странах удовлетворяется по ходатайству одного кредитора, независимо от суммы его требования, общего числа кредиторов или суммы непогашенной задолженности, пока должник не в состоянии выполнить свои текущие платежи или совершил так называемый акт банкротства.
Л. В. Масленникова и Д. С. Залесная, отмечают, что по закону Германии (1877 г.) и, вслед за ним, Японии достаточно заявления от одного кредитор. В Австрии должен присутствовать еще один кредитор, хотя он может и не присоединяться к заявлению о банкротстве в отношении должника [5].
Несколько иной режим существует в странах общего права. В Англии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, а также в Индии один кредитор может быть заявителем, если необеспеченная часть его требования равна или превышает установленную сумму. В противном случае другие кредиторы должны присоединиться до тех пор, пока совокупная сумма их требований не сравняется с необходимой суммой задолженности.
В некоторых странах инициирование банкротства может осуществляться с помощью декрета суда ex officio или по заявлению государственных должностных лиц. Действия суда ex officio предусмотрены, например, в Италии, Франции и Мексике. Более того, эти страны уполномочивают государственных должностных лиц подавать ходатайства о ликвидации недвижимости должника.
В ряде стран, следуя в этом отношении традиционному, французскому подходу, должники-банкроты обязаны подать заявление, и их возбуждение не оставлено на их собственное усмотрение, как в странах общего права.
Законодательство о банкротстве различных стран существенно различается в отношении определения существенных оснований для возбуждения производства по делу о несостоятельности, особенно по инициативе кредиторов.
В большинстве законов используются общие формулы, такие как прекращение платежей, со стороны должника (Аргентина); невозможность покрытия текущей задолженности располагаемыми активами (Франция); отсутствие возможности оплатить все долги с учетом условных и будущих обязательств (Англия); общая невыплата долгов, не являющихся предметом добросовестного спора, по мере их погашения (США); неплатежеспособность или превышение обязательств над активами (Германия); или неспособность регулярно выполнять свои обязательства (Италия) [4].
Некоторые страны общего права, включая Австралию, Канаду, Индию и Новую Зеландию требуют подачи ходатайства кредитором после совершения должником в течение определенного периода до подачи заявления одного или нескольких «актов банкротства» или «актов несостоятельности», перечисленных в соответствующих законах. Эти действия, которые варьируются в зависимости от закона, включают доказательства публичного проявления несостоятельности должника, а также поведения, которое ставит под угрозу возможность взыскания долгов или влечет за собой привилегированное отношение к определенным кредиторам со стороны неплатежеспособного лица.
В некоторых юрисдикциях действуют смешанные системы. Банкротство постановляется, если должник либо прибег к прекращению платежей, либо совершил определенные действия, свидетельствующие о неплатежеспособности. Законы такого типа применяются в Испании, Португалии, Бразилии, Чили и Мексике. В некоторых из этих законов (например, в мексиканском) совершение этих конкретных действий вызывает лишь презумпцию прекращения платежей [2].
В Бразилии и Чили даже однократное невыполнение обязательств по выплате ликвидной и существенной задолженности требует судебного разбирательства, если обязательство осталось непогашенным после предъявления требования. В Швейцарии возбуждение ликвидационного производства также может быть основано на прекращении платежей или совершении иных определенных актов банкротства.
Одним из наиболее важных аспектов законодательства о банкротстве является определение активов, подлежащих аресту и продаже с целью распределения доходов между кредиторами. Различные правовые системы имеют совершенно разные подходы. Несоответствия связаны главным образом со статусом активов, приобретенных банкротом после судебного решения или переданные им до даты его вынесения [7].
В Германии все не освобожденные активы, принадлежащие банкроту на дату вынесения судебного решения, составляют конкурсную массу. Активы, которые более не принадлежат банкроту на момент вынесения судебного решения, не включаются в конкурсную массу, за исключением случаев, когда их продажа, передача или иное отчуждение являются оспоримыми в соответствии со специальными правилами, позволяющими избежать мошеннических или льготных сделок.
Кодекс о банкротстве США придерживается аналогичного подхода, за исключением того, что «датой разделения» является не дата вынесения судебного решения, а дата подачи заявления о признании банкротом. Приобретения после подачи заявления являются частью имущества банкрота в соответствии с законодательством США только в том случае, если они представляют собой узко определенные «непредвиденные доходы» (например, такие как наследство или завещанное имущество выплачивается банкроту в течение шести месяцев с даты подачи заявления) [10].
С другой стороны, многие другие законы о банкротстве включают в имущественную массу, подлежащую распределению, все активы, не подлежащие освобождению от налогообложения, приобретенные после вынесения судебного решения и в течение периода судебного разбирательства.
Так, английский Закон о несостоятельности 1986 г. предусматривает, что в случае банкротства отдельных лиц конкурсная масса включает все неиспользованное имущество, принадлежащее должнику на день вынесения постановления о банкротстве, а также любое имущество, на которое претендует банкрот, доверительный управляющий (лицо, которому поручено управление и ликвидация имущества банкрота), которое было приобретено или передано банкроту с этого времени и до даты вынесения судебного решения.
Аналогичные положения существуют в Канаде, Австралии и Новой Зеландии, за исключением того, что в Австралии и Новой Зеландии дата определения того, что является имуществом конкурсной массы, относится к (т. е. имеет обратную силу) дате самой ранней комиссии в течение определенного периода. Однако эта теория «обратных отношений» имеет многочисленные исключения.
В большинстве стран с гражданским правом, которые следуют традиционной французской модели, конкурсная масса также включает все неиспользованное имущество, принадлежащее должнику на дату вынесения судебного решения, и все имущество, приобретенное в ходе судебного разбирательства до закрытия дела или реабилитация должника.
С учетом различий в деталях, законы такого типа действуют, например, в Аргентине, Австрии, Бразилия, Италия, Португалия, Испания и Швейцария. Некоторые из этих законов (например, законы Чили и Италии) предусматривают специальные исключения для будущих доходов в той мере, в какой они необходимы для содержания должника.
Французский закон 1985 года об экономической реабилитации и ликвидации также включает в конкурсную массу все имущество, приобретенное на любых основаниях до завершения судебного разбирательства. За исключением Австрии, Италии и Швейцарии, перечисленные выше страны переносят дату вступления в силу судебного решения на дату прекращения платежей [3].
Законы о несостоятельности или банкротстве Англии и других стран, которые следуют английской модели, передают право собственности на имущество, составляющее конкурсную массу, доверительному управляющему или правопреемнику в случае банкротства.
В США недвижимость представляет собой категорию с отдельным правовым статусом, который подразумевает, предоставление недвижимости в управление доверительному управляющему. В других странах ликвидационное производство лишает банкрота его права управления и распоряжения, но сохраняет право собственности на имущество.
Как указывалось выше, ряд законов о банкротстве содержит эффект обратного отношения, датируя конкурсную массу на момент подачи ходатайства, самого раннего совершения акта банкротства или прекращения платежей. Образцом для такого подхода в странах с гражданским правом, законы которых основывались на французских кодексах, был Французский торговый кодекс 1807 года [5].
В 1838 году Франция заменила «общую теорию обратных отношений» каталогом трансакций, в основном различных видов безвозмездных сделок или льготных переводов, которые были признаны неэффективными по отношению к массе, если они были совершены в критический период. Закон 1985 г. по существу сохраняет этот подход. Большинство стран ограничивают продолжительность периода возможной обратной силы. Испания является одной из стран, все еще придерживающихся общего признания сделок недействительными после прекращения платежей. Италия отменила эффект обратной связи в 1942 году [7].
Таким образом, в разных странах используются различные подходы к проведению процедуры банкротства. Одним из основных принципов, регулирующих ликвидацию неплатежеспособного имущества, является равное отношение к кредиторам, которое представляет собой «классическое кредитное условие». Должники накануне банкротства либо по собственной воле, либо под давлением могут предоставлять преференциальный режим — в виде платежа или обеспечения — некоторым кредиторам. Законы о банкротстве большинства, если не всех стран, содержат правила, направленные на реинтеграцию конкурсной массы путем отказа от преференций, предоставляемых после неплатежеспособности или прекращения платежей, а в некоторых случаях раньше их приостановления. Эти положения включены, заменяют или объединяются общим отношением назад последствий судебного решения. Опять же, законы разных стран сильно различаются в отношении условий, которые должны присутствовать, чтобы сделать передачу недействительной в качестве преференции, особенно элементы субъективного характера, такие как умысел со стороны должника или осведомленность о финансовом положении должника со стороны кредитора.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022) «О несостоятельности (банкротстве)" // «Российская газета», N 209–210, 02.11.2002.
- Алферов В. Н., Коригова М. М. Развитие концепции субсидиарной ответственности как инструмента повышения эффективности института банкротства и обеспечения экономической безопасности страны // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kontseptsii-subsidiarnoy-otvetstvennosti-kak-instrumenta-povysheniya-effektivnosti-instituta-bankrotstva-i-obespecheniya (дата обращения: 26.09.2022).
- Близно Л. В. Институт банкротства физических лиц: зарубежный опыт и российская практика // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7. С. 196–197.
- Киракосян А. Э. Сравнительный анализ зарубежных процедур корпоративного банкротства // Скиф. 2020. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-zarubezhnyh-protsedur-korporativnogo-bankrotstva-2 (дата обращения: 26.09.2022).
- Мельникова А. К. Развитие института банкротства в России и за рубежом // Синергия наук. 2020. № 50. С. 161–165.
- Масленникова Л. В., Залесная Д. С. Цели и задачи института несостоятельности (банкротства): сравнительная характеристика российского и зарубежного законодательства // Молодой ученый. — 2016.
- Рябичева О. И., Магомедова З. Г., Султанова Л. Ш. Анализ отечественного и зарубежного опыта процедур банкротства предприятий // Журнал прикладных исследований. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-otechestvennogo-i-zarubezhnogo-opyta-protsedur-bankrotstva-predpriyatiy (дата обращения: 26.09.2022).
- Bankrupcy Code and Related Legislation, Legislated History, Editorial Commentary. 200–2001 ed./ William L. Norton. N.-Y., 200 i.
- Insolvency Act 1986. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/i986/45/contents
- Scott D. Dyreng, Michelle Hanlon and Edward L. Maydew. The Effects of Executives on Corporate Tax Avoidance // The Accounting Review: July 2010. Vol. 85. No. 4. pp. 1163–1189. DOI: https://doi.org/10.2308/accr.2010.85A1163