В статье изложена краткая характеристика банкротства, рассмотрены процедуры проведения банкротства и их отличительные особенности. Переходя от командной экономики к рыночной, Российская Федерация наряду с положительными аспектами получила и ряд проблем, связанных с неэффективностью различных предприятий, которые, как «ком в горле» не дают нормальному и перспективному развитию отечественной экономике. В этой связи и обращаются к институту банкротства, который призван к стимулированию результативной деятельности хозяйствующих субъектов и для ликвидации неэффективных организаций.
Ключевые слова: банкротство, финансовое оздоровление, санация
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу банкротства. В свою очередь предметом исследования выступает процесс исследования такого явления как оздоровление экономики путём несостоятельности(банкротства).
Целью данного исследования выступает изучение банкротства как инструмента оздоровления экономики. Для достижения данной цели предполагает решение следующих задач:
– Рассмотреть сущность и содержания такой категории как банкротство
– Выявить возможные варианты оздоровления экономики
– Рассмотреть практику применения в Российской Федерации
Методы исследования
Для достижения цели, которую мы поставили перед исследованием, для решения задач, выдвинутых нами, мы использовали в работе следующие методы исследования, которые можно разделить на две группы: 1) общенаучные методы исследования (анализ, синтез, аналогия, выделение); 2) методы частных наук (статистический, формально-юридический, функциональный).
Гипотеза исследования: На сегодняшний день банкротство является эффективным способом оздоровления экономики.
Прежде чем рассмотреть данную проблему, введем понятие «банкротства» и «финансового оздоровления». Итак, несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. [1]
Финансовое оздоровление в России — это сравнительно новая процедура, которая появилась в Законе (О несостоятельности (банкротстве) предприятий) в 2002 г. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами.
Главной задачей института банкротства является защита социально- экономических процессов и функционирование в качестве инструмента организационно-экономического механизма, что способствует созданию благоприятной конкурентной среды. Таким образом, можно сказать, что институт банкротства призван помочь участникам рынка с минимальными потерями в законном порядке избавляться от неэффективных субъектов хозяйственной деятельности, т. е. это, по сути, определенный инструмент постоянного финансово-экономического «естественного» отбора. Кроме того, банкротство нашло применение в качестве инструмента санации (финансового оздоровления) предприятия и является единственным способом взыскания средств с должника [2].
Смысл банкротства, принятый в настоящее время, — это исключение из гражданского оборота несостоятельных хозяйственных субъектов, восстановление платежеспособности финансово неустойчивых предприятий и наращивание числа эффективных собственников. Для находящегося в глубокой коме предприятия банкротство — не гибель, а трудный возврат к жизни.
Однако, если обратиться к анализу отечественной практики применения процедур банкротства, который был проведен Толпегиной А.О, можно сделать вывод о том, что в практике Российской Федерации за период с 1998 по 2012 года преобладали ликвидационный меры над, использующимися крайне редко, не говоря уже об их успехе, реабилитационными. Исходя из того же анализа, мы можем увидеть, что в период с 1998 по 2002 года дел по финансовому оздоровлению как таковых не было, и только с 2003 года заметен небольшой рост. Более того, видна тенденция в увеличении количества дел по банкротству, к примеру, в 2012 году на 33226 дел всего 92 подлежали процедуре финансового оздоровления, то есть 0,28 %. [3]
Всё это можно объяснить тем, что страна проходила процесс перехода от плановой экономики, когда был один собственник — государство, который в случае финансовой несостоятельности различных предприятий просто перекладывало деньги из одной копилки в другую. Однако, при становлении рыночной экономики, особенно в конце 90-х, начале 2000-х годов, организации были не в состоянии отвечать по обязательствам перед кредиторами в силу различных факторов, главным из которых, на мой взгляд, является отсталость экономики и её неготовность к резкой модернизации. В условиях отмены госзаказа и прекращения централизованного финансирования экономические отношения резко изменились. Опасность неплатежеспособности подстерегает предприятия значительно чаще, чем в условиях централизованной плановой системы, так как с каждым годом количество частных предприятий становится всё больше. К примеру, Росстат приводит следующую статистику (на примере Республики Калмыкия): на 522 государственных предприятия приходится 3580 частных.
Финансовое оздоровление вводится судом на срок не более двух лет с назначением административного управляющего на основании решения собрания кредиторов [5]. Известно, что при разработке норм законодательного регулирования отношений банкротства Россия в первую очередь ориентировалась на опыт США, Англии, Германии и Франции.
В США, например, одним из распространенных способов финансирования оздоровления является использование заемного капитала, выдаваемого банками компании, фактически подавшей заявление по Закону «о банкротстве». Характерно, что в Англии, чье законодательство о банкротстве традиционно содержит больше норм, направленных на удовлетворение требований кредиторов, нежели интересов должников, количество проводящихся процедур финансового оздоровления в процентном соотношении даже превышает аналогичные показатели в США. Во Франции представители суда при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности стремятся инициировать переговоры должника с кредиторами. Для сравнения в Германии распространена традиционная процедура по несостоятельности с участием администратора, которого назначил суд [6]. В этой связи для России заинтересована в положении немецкого законодательства, которое закрепляет процедуру реорганизации по инициативе общего собрания кредиторов. В этом случае кредиторы разрабатывают план оздоровления, который при одобрении судом может быть введен в действие в принудительном по отношению к должнику порядке — в отсутствии его заявления и даже, возможно, согласия. [3]
Что же касается практики применения, то статься 33 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» обозначает дело о несостоятельности индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по месту прописки банкрота. Заявление о признании ИП банкротом принимает арбитражный суд, если требование к гражданину составляют более 10 тыс. рублей, а определенные требования в течение трех месяцев от даты, когда они должны были быть удовлетворены. На 15 апреля 2017 года зафиксировано 34595 дел(а) о банкротстве физических лиц. Из них процедуры реализации имущества — 25642. И процедуры реструктуризации задолженности — 8953 [4].
Кредиторы потенциального банкрота-предпринимателя по обязательствам, которые не связаны с исполнением предпринимательской деятельности, также вправе предъявлять ему свои требования в процессе осуществления процедуры признания его несостоятельным. Незаявленные требования подобных кредиторов после завершения процедуры несостоятельности сохраняют силу и предъявляются уже в общеисковом порядке к гражданину.
Обязательность обобщения практики использования положений Закона «О несостоятельности» в процессе рассмотрения дел о банкротстве ИП объясняется не только возросшим за последние несколько лет числом заявлений (в 2015 году поступило заявлений 1,4 раза больше, чем в 2014 году, а в дальнейшем это число только возрастало), но и необходимостью определить ряд обстоятельств, принимаемых судом во внимание во время рассмотрения таких заявлений.
Стоит сказать о том, что банкротство как инструмент оздоровления экономики не всегда эффективно и порой не достигает поставленных целей. Однако, несмотря на всё это, все же видится положительная динамика увеличения количества дел по финансовому оздоровлению, и к 2017 году данная процедура приобретает все большую актуальность.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)
- Bubhardi H., Stephan N. Steady Rise of the Restructuring Plan in Germany [Текст]/ Bubhardi H., Stephan N // EufoFenix. — 2010. — № 7.
- Мелехова Т. В. «Практика финансового оздоровления предприятия в России и за рубежом»
- Ткаченко А. В. «Банкротство как инструмент рыночной экономики»
- Толпегина А. О. «Анализ отечественной практики применения процедур банкротства»
- Финансовое оздоровление физических лиц. Режим доступа: https://finzdor.ru/