В данной статье рассматривается техника вращений в народном танце, ее основные принципы и методы выполнения. Статья будет полезна как профессиональным танцорам, так и любителям народного танца, желающим улучшить свою технику и выразительность движений.
Ключевые слова: техника вращений, народный танец, хореография, танцевальное искусство.
Советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог и общественный деятель Игорь Александрович Моисеев говорил о том, что народный танец — это «пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души … эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им» [2; с. 171]. И действительно, мы привыкли видеть народный танец очень ярким, динамичным, эмоциональным и запоминающимся. Таковым его делает непосредственно техническая часть. Особо важное место в женской исполнительской технике занимают такие элементы, как вращения — многократные повороты телом вправо или влево. Балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский отмечал, что «стремительное вращение требует особой техники исполнения, поэтому вращающих плясунов и плясуний называли «виртуозами»» [1; с. 73]. Совершенно очевидно, что изучение вращений в народном танце нельзя начинать без освоения теоретических понятий и отработки, выполнения подготовительных упражнений, о которых пойдёт речь в данной статье.
Одним из первых и самых важных понятий, с которым необходимо познакомиться учащимся в процессе изучения вращений, является «точка». Принимаем исходное положение и находим свой взгляд в зеркале, то есть «точку». Поднимаемся на полупальцы и начинаем выполнять переступания вокруг себя, оставляя взгляд в зеркале до конца, затем резко переводим голову до нахождения взгляда в зеркале с другой стороны и доводим корпус до положения «точка» en face. В результате освоения этого приёма вращение будет не смазанным, не закружится голова. Необходимо шею держать вертикально, а голову — макушкой точно вверх, не заваливаясь на правое или левое ухо.
Второе понятие — это ось (стержень). Ось — это наша середина. Проводим её через макушку, пятую точку и опорную ногу. Для лучшего понимания, педагог предлагает учащимся представить юлу. Когда мы раскручиваем её за счет палочки в середине, стержня, она точно сохраняет вертикальное положение. Юла раскручивается, и этот баланс нам и нужно найти. Любое вращение будет хорошо исполнено, если мы научимся держать ось (стержень).
Открываем руки во вторую классическую позицию, поднимаемся на полупальцы по VI и, поднимая постепенно одно колено на 90° вперёд, пытаемся удержать равновесие на опорной ноге. Прорабатываем этот приём и на другой ноге. Затем по такой же схеме выполняем «вскок» на опорную ногу, резко поднимая колено другой на 90 градусов, начиная с толчкового demi plie, также стараясь удержать равновесие, и возвращаемся в исходное положение с финальным demi plie.
Третье понятие — сохранение балетного (танцевального) «прямоугольника». Изучать его мы начинаем в курсе партерной гимнастики и классического танца на 1–2 годах обучения. На базе классики, когда корпус поставлен, дети научены легко держать позиции и чувствовать своё тело, легче понять, как сохранять балетный «прямоугольник» во время вращения.
«Прямоугольник» — два плеча, два бедра. Этот «прямоугольник» мы никуда не смещаем, не отворачиваем верхнюю часть корпуса без нижней и нижнюю без верхней. Мы поворачиваем весь этот прямоугольник одновременно.
Держим «прямоугольник», выполняя следующее задание. На примере пируэта это так: позиция ног VI. Берём preparasions руками на счёт «раз-и», и делаем маленькое толчковое приседание (demi plie плие) На счёт «два-и» — исполняем «вскок» с поворотом вокруг себя. Если мы делаем вращение вправо — опорная нога левая, правая приподнимается, влево — наоборот. Заканчиваем вращение en face в VI позицию, смягчая маленьким приседанием (demi plie). Варианта исполнения — два: стопы вместе на полупальцах и опорная нога берет на себя ответственность проворота вокруг себя, и, когда мы исполняем «вскок», поднимая одно колено на 90 градусов вперед. Тоже самое задание стараемся исполнить в другом направлении. В ходе изучения вращательных приемов, учащийся начинает понимать, в какую сторону у него получается «крутить» лучше — вправо или влево, на какой ноге он держится увереннее, с какой руки удобнее брать preparasions.
Четвёртое понятие — форс. Если на первом и втором годах обучения на занятиях по классическому и народному танцу учащиеся начинают изучать полуповороты на шагах, подскоках, переступаниях, а затем полные повороты, что помогает развивать общую подвижность, ловкость, координацию, то на последующих годах обучения стоит непосредственно переходить к понятию «вращение». По сути, повороты от вращений, отличаются только скоростью.
«Форс» — самое главное понятие во вращении, которое, собственно, и делает его вращением, отличая от всех поворотов. Это толчок, который мы задаем плечом по направлению к вращению при сохранении балетного «прямоугольника», который придает нам скорость, от силы которого зависит темп вращения и его зрелищность.
Тренируем понятие «форс» на примере пируэта «юла». Ноги во II параллельной позиции на низких полупальцах. Выполняем preparasions и раскручиваемся на правой ноге вправо, осуществляя отталкивание для вращения внутренним ребром стопы левой ноги, толчковая нога совпадает с плечом, дающим «форс». Заканчиваем «юлу» en face в исходном положении.
Важно подходить к изучению вращений постепенно, не торопя события, осваивая каждое из этих понятий по очереди, отдельно: сначала освоить понятие «точка», когда дети точно поймут, как «держать точку», чётко будут исполнять поворот головы, тогда можно добавлять отдельно разученную «ось» (стержень), а затем и «форс», всё это собирать вместе и в медленном темпе всё это начинать отрабатывать. И только затем приступать к наращиванию скорости вращения.
Если мы поспешим, то потеряем форму, взболтаем точку и эффекта необходимого мы не достигнем, растеряем все то, что пытались собрать в одно единое целое.
В народном танце существуют вращения на месте, по диагонали и по кругу. Существует мнение, что вращения на месте являются самыми простыми. Порядок их изучения зависит от индивидуальных особенностей исполнителей. Нами будет рекомендован традиционный порядок изучения вращений: на месте, по диагонали, по кругу.
Изучение различных групп вращений должно происходить по мере наращивания мастерства на тренировочных занятиях по классическому и народному танцу. Таким образом, можно говорить о том, что при исполнении вращений необходимо чётко контролировать своё тело, состояние всех мышц для достижения наиболее профессионального исполнения, а также во избежание возможных травм. Только после уверенного исполнения простейших вращений можно переходить к комбинированию вращательных приемов с дробными перестукиваниями, с вариациями поз, положений тела и позиций, характерных для того или иного народного танца и добиться в конечном итоге виртуозного исполнения.
Литература:
- Богданов Г. Ф. Технология самодеятельного плясового творчества: учебно-методическое пособие / Г. Ф. Богданов. — Москва: Директ-Медиа, 2017. — 350 стр.
- Моисеев И. А. Я вспоминаю…: Гастроль длиною в жизнь / И. Моисеев. — 3. изд., испр. и доп. — Москва: Согласие, 2001. — 225 стр.
- Устинова Т. А. Лексика русского танца / Т. А. Устинова. — Москва: Редакция журнала «Балет», 2006. — 208 стр.