Танцевальное искусство — один из важнейших факторов развития ребенка, который с древнейших времен приравнивался к важным наукам, способствующим всестороннему развитию человека. Именно танец способствует гармоничному развитию личности, потому что благодаря музыкальному и хореографическому искусству дети становятся ритмически, художественно и эстетически развитыми, а также креативными и коммуникабельными.
Хотелось бы отметить, что для обучения танцевальному искусству и воспитанию творческих способностей посредством танца необходима «фундаментальная» основа. Развивать ребенка физически и учить его управлять своим телом всегда было принято посредством движения, потому что процесс формирования танцевальных способностей у детей занимает значительное время. А сделать так, чтобы сложился настоящий танцевальный коллектив сложно вдвойне, так как в процессе занятий хореографией педагогу приходиться объединить воедино совершенно разных детей с разным уровнем подготовки.
Сейчас, в наше столь мобильное и креативное время, активно внедряют новшества даже в процесс преподавания танца и развития танцевального коллектива, но забывать про методико-педагогический потенциал народного урока (станка) в танцевальной программе не стоит, потому что методы построения движений или комбинаций у станка всегда максимально направлены на развитие творческих способностей обучающихся.
Такие приемы работы заключаются не только в физическом развитии ребенка, но и должны иметь логически связанные между собой объяснения. Прежде всего у опоры (станка) сразу видно манеру и характер исполнения, так как у каждого танцора своя профессиональная база, а у каждого коллектива направление. Все характерные и сценические образы комбинаций заключают в себе смысл «перерождения» в танцевальный номер или этюд [2, с. 76].
Чтобы педагогу действительно добиться результата в обучении и воспитании творческих способностей детей, процесс обучения исполнительскому искусству должен начинаться с самых детальных и проверенных методов. Все упражнения, выполняемые у станка, играют огромную роль в воспитании танцевальных способностей у молодых танцоров. Структура такого урока сформировывается только тогда, когда цели и задачи могут быть наглядно приложены хотя бы для самой важной части занятия.
Рассматривая влияние народного урока (станка) на исполнительскую деятельность танцевального коллектива, мы считаем необходимым более подробно рассмотреть результаты такого влияния. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками танцевальных коллективов, мы подразумеваем под этим понятием сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники, которые могли сформироваться в полной мере под влиянием народного урока (станка).
Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия с танцевальными коллективами по народному уроку (станку) являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без занятий народным уроком (станком), ограничиваясь только работой над репертуаром, невозможно добиться от обучающихся высокой танцевальной техники и выразительности исполнения.
Отсутствие тренировочных упражнений по народному уроку (станку), прежде всего, отражается на технике исполнения танца: движения рук исполнителей будут однообразными, скованными, лишенными выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо исполнить весь танец, потому что уже к его середине танцоры начнут уставать и выдыхаться, особенно если это быстрый танец, а к концу исполнения у танцоров неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по-иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводится учебно-тренировочная работа по народному уроку (станку). Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только не снижая общего тонуса, но и, наоборот, повышая его до полной кульминации [2, с.54].
Во время учебных занятий по предмету «народный урок (станок)» необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваясь выразительности и пластичности исполнения, развивая координацию всех частей тела и овладевая техникой классического танца, составляющей одну из основных черт актерской выразительности [3, с.25].
Одной из основных задач танцевального коллектива является изучение и освоение народных танцев, чему максимально способствуют занятия по народному уроку (станку). Если в любом из танцев движения головы, корпуса и особенно рук передают особенности характер человека, то национальные особенности танца передают еще и внутренне состояние исполнителя.
Поэтому особенное внимание необходимо уделять работе над выразительностью движений и, главным образом, над постановкой и движением рук, над жестом. Жест должен быть, прежде всего, свободным, широким, естественным. Подразделять его следует на три момента: зарождение жеста (его начало), наивысшую точку развития (кульминацию) и окончание. Иногда наивысшей точкой движения может быть и окончание жеста, но во всех случаях он должен быть точным настолько, чтобы можно было проследить все его фазы, особенно начало и конец [2, с.70].
Кроме технической стороны танца, занятия народным уроком (станком) влияют и на эстетическую сторону исполнительской культуры танца, которая формировалась не одним поколением танцовщиков. Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Эстетические установки народного урока (станка), выработанные годами, явились фундаментом для создания русского национального танцевального искусства.
В настоящее время для всех школ русского танца характерен строгий академический стиль, но при этом допустима самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, наоборот, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и своеобразие танца. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу. Именно этому способствует систематические занятия народным уроком (станком) для танцевальных коллективов.
Исполнительская и общая культура танцевальных коллективов определяет в целом манеру движения исполнителей, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана должным образом. Манера танцевальных движений для коллектива — это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщиков, это подлинный талант коллектива, а не подражание кому-либо. Движения танцевального коллектива обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, когда они зиждутся на основах народного урока (станка), благотворно влияющем на исполнительскую деятельность танцевального коллектива. [4, с.15].
Воспитание и обучение талантливого танцевального коллектива средствами народного урока (станка) во многом определяет самобытность исполнительского коллектива: его традиции, направление и отличительные особенности.
В заключение хотим отметить, что существенное значение имеет владение основами народного урока (станка) для танцоров при комплектовании танцевальных коллективов, так как верно подобранный состав танцоров, обладающих фундаментальной академической базой танцевальных движений, несомненно, во многом будет успешнее своих коллег, не имеющих классического танцевального образования. Значит, допустимо утверждать, что присутствует значительное влияние народного урока (станка) на исполнительскую деятельность танцевального коллектива в будущем. Такой танцевальный коллектив отличается высочайшим профессионализмом, артистизмом, индивидуальностью. Исполнители, имеющие в своем арсенале классическую школу танца, отличаются, как правило, значительным мастерством и профессионализмом, а сочетание таких качеств у всех членов танцевального коллектива непременно приведет его к успеху в творческой деятельности, потому что танцоры, научившись чувствовать себя и свое тело благодаря народному уроку (станку), начинают понимать и удовлетворять потребности своего внутреннего мира, потому что в любом профессиональном танце основную роль играет вдохновение и душевное состояние.
Литература:
- Каримов М. А. Обучение и творческое воспитание профессионального танцовщика ансамбля народного танца. Методическое пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.-96 с.
- Кутасова Т. Д. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.: Профиздат. — 1954. — 112с.
- Соковикова Н. В. Введение в психология балета. Новосибирск: Сова, 2006–294 с.
- Стенюшина А., Ткаченко Т. С. Танцевальный коллектив в клубе. Методическое пособие. М.: Советская Россия, 1962. — 110 с.