Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Шапортова, В. А. Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств / В. А. Шапортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 481-484. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92102/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподавателей по народно-бытовой хореографии. Танец необходим для изучения в фольклорном ансамбле. Знакомство с танцевальной культурой разных региональных традиций развивает чувство ритма с раннего детства. Занятия танцем укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют интеллектуальному развитию, позволяют развить координацию движения, управлять своим телом. Фольклор по своей природе синкретичен, именно поэтому народно-бытовая хореография актуальна и необходима в фольклорном коллективе.

Ключевые слова: народно-бытовая хореография, методы, построение занятия, хореографическая деятельность .

Как известно, общими задачами на занятиях по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений являются:

  1. Освоение хореографической лексики;
  2. Развитие пластики и координации движений;
  3. Овладение приемами исполнения хореографических форм, характерных для разных региональных традиций;
  4. Развитие умения совмещать различные виды творческой деятельности, в числе которых движение, пение и игра на музыкальных инструментах [1, с.1–2].

Особенностям обучения действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:

  1. Принцип комплексности . На протяжении всего занятия, учащиеся выполняют сразу несколько задач, при которых изучение хореографических форм происходит совместно с изучением песен, игры на инструментах.
  2. Дифференциация или разделение учащихся по гендернему признаку. Сюда можно отнести отдельное изучение мужской пляски, женской в ее традиционном проявлении, а так же разделение на группы разных возрастов.
  3. Природосообразность и доступность, где будет применен подбор личной программы по возможностям учащегося, индивидуальный подход к каждому ребенку по его природным умениям.
  4. Целенаправленность . В ходе каждого занятия нужна четко поставленная цель. Например: в конце занятия выучить определенный вид дроби.
  5. Наглядность . Обязательным является показ педагога изучающих движений, а так же демонстрация видео материалов аутентичных и профессиональных исполнителей.
  6. Повторность и систематичность . Должно подкрепиться пониманием задач уроков, что способствует сознательному отношению занимающихся к освоению нового материала. Получение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков в процессе обучения. Равномерное нарастание нагрузки, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач по системе от простого к сложному [2, с.2].

К основным этапам занятия относятся: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть занятия начинается с приветствия. Неотъемлемой частью является поклон в характере русского традиционного танца, символизируя начало занятия. Это приветствие настраивает группу на основную часть. Далее педагог сообщает о цели и задаче занятия.

Основную часть занятия, во избежание проблем с мышцами и суставами перед физической нагрузкой нужно начинать с разминки. Это комплекс простых «разогревающих» элементов, помогающих разогреть мышцы и настроиться на рабочий процесс без риска получить травму. Самым главным, не только научить исполнять упражнения, а воспитать культуру здоровья, научить пользоваться знаниями самостоятельно [3,с.3].

Разминка начинается с шейного отдела.Стоит особенно тщательно отнестись подобным к упражнениям. Выполнение движений строго в медленном темпе. В дальнейшем, переход к плечевой части, рукам, в частности к ладоням. Финальным упражнением для рук является произвольные расслабленные движения руками. Далее проводим разминку туловища. В конце, подключаем руки и производим круговые хаотичные движения всем телом. В фазе расслабления рук, туловища и всех мышц, учащиеся смогут почувствовать естественное состояние тела.

Завершается разминка неполными приседаниями с чередованием вставания на полупальцы. В конце, прыжки сомкнув ноги вместе, далее поочередно меняя ноги.

Следующее упражнение — «Пружинка», представляющая собой не большие, легкие приседания, не выпрямляя коленей. Практика «пружинки» с добавлением обычного шага с различными элементами, дает ребенку почувствовать пульсацию, четкий ритм, настроится перед пляской.

После того, как мышцы подготовлены, следуют упражнения на ритмику с помощью ударов. Производятся удары сначала одной ногой на целую по длительности, далее другой ногой. В дальнейшем длительность удара сокращается до шестнадцатых. Это дает ученикам четко понять какие длительности возможно применять в пляске.

Далее, ученики двигаются по кругу обычным шагом. В дальнейшем добавляют удар каблучка, при этом поочередно меняя акцентную долю;

Такой способ смены акцентной доли дает ученикам понятие о начальном варьировании шагов.

Далее, переменный шаг , т. е. три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой. В данном случае, шаг может варьироваться разными длительностями.

Например:

1)

2)

В конце данного блока можно соединить два вида шага, которые были выучены ранее.

Например:

1)

2)

После этого можно переходить к упражнениям по подготовки к дробям. Прежде чем приступать к сложным элементам, очень важно чтобы учащиеся освоили соскок, прыжок, подскок. Для того чтобы ученик чувствовал разницу между движениями.

Далее можно переходить к различным вариациям ключей и к дробным дорожкам, которые представляют собой варьирование различных элементов ключа. После выполненных упражнений можно перейти к связующим элементам с дробями, с помощью которых можно передохнуть между дробными дорожками в пляске. К ним относятся моталочка простая, моталочка с поворотами, веревочка, веревочка с ударом. С помощью этих движений тренируется вестибулярный аппарат, равновесие тела. Эти элементы добавляют яркости и разнообразия в пляске.

Чтобы разнообразить пляску, нужно применять хлопушки. Хлопушки в вариациях с использованием ладошек, ног с различными ритмическими вариациями. В группах подросткового возраста различные элементы, такие как хлопушки с использованием не только рук, ног, но и плечевого пояса, туловища, позволяют перейти к более сложным задачам, которые не доступны для детей младшего возраста.

После освоения материала, достигнутой цели в раскрепощении, плавности и легкости в движениях, группа сможет приступать к простейшему варьированию движений, используя весь пройденный материал. Таким образом, завершающим этапом основной части занятия является перепляс. Участники должны друг перед другом показать пройденные элементы через варьирование. Каждый должен в обязательном порядке исполнить частушку. Это показ индивидуальности каждого ребенка, его характера, демонстрация исполнения движений — колен. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов. То есть, это возможность для каждого участника группы показать свои навыки в полном объеме.

Заключительнаячасть занятия — подведение итогов и поклон.

Схема построения занятия:

Основной задачей занятий по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся. Улучшить чувство ритма, музыкальность учащихся. После всех пройденных элементов, каждый участник коллектива сможет импровизировать в пляске, с легкостью взаимодействуя с другими людьми. Так же, воспитывается музыкальных вкус, более глубокие понятия о традиционной культуре, в частности о народно-бытовой хореографии различных региональных традиций.

Литература:

  1. Зубренко, Т. П. Танец. Учебная программа для фольклорного отделения ДШИ им. С. П. Дягилева / Т. П. Зубренко. — Текст: непосредственный //. — Зеленоград:,. — С. 1–2.
  2. Буксикова, О. Б. Эстетическое воспитание средствами хореографии в детской школе искусств / О. Б. Буксикова, С. С. Хорольская. — Текст: непосредственный // Культура. Духовность. Общество. — Белгород:, 2014. — С. 2.
  3. Тимошенко, Л. Г. Изучение и преподавание традиционной народно-бытовой хореографии в условиях современности / Л. Г. Тимошенко. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-prepodavanie-traditsionnoy-narodno-bytovoy-horeografii-v-usloviyah-sovremennosti (дата обращения: 25.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): народно-бытовая хореография, элемент, акцентная доля, движение, занятие, народная хореография, нога, основная часть занятия, пляска, чувство ритма.


Ключевые слова

методы, хореографическая деятельность, народно-бытовая хореография, построение занятия

Похожие статьи

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное, полифункциональное методич...

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Похожие статьи

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное, полифункциональное методич...

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Задать вопрос