Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.11.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Ленская, Т. А. Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) / Т. А. Ленская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108307/ (дата обращения: 22.12.2024).



Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Однако не все педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, могут использовать весь его потенциал. В данном научном исследовании представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с № 47 по формированию творческих способностей дошкольников с помощью танцевальных упражнений. Развитие танцевального творчества представлено в трех этапах, сформулированных Н. А. Ветлугиной и А. И. Ходьковой.

Ключевые слова: танец, творчество, способности, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.

Творческие проявления детей в танцах являются важным показателем их музыкального развития. Когда ребенок начинает импровизировать и создавать свои собственные музыкально-игровые образы и танцевальные движения, это говорит о его развитом восприятии музыки, ее характера и выразительных средств, об отличных двигательных навыках. Чтобы развить танцевальное творчество, ребенку необходимо эмоционально откликаться на музыку, верить в необычные ситуации, выполнять движения с воображаемыми предметами и свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Однако многие музыкальные руководители в своей профессиональной деятельности сталкиваются с проблемой, что многие дети не умеют импровизировать танцевальные движения. Танцевальное движение — это сложный кинетический процесс, включающий в себя множество движений рук, ног, корпуса и головы. Для его выполнения необходимо использовать мелкую мускулатуру, пространственные ориентации и вестибулярный аппарат. Дошкольники имеют ограниченный жизненный опыт, их двигательные умения еще не сформированы, а мышление у них преимущественно наглядно-образное. Поэтому они копируют то, что видят перед собой и подражают другим. Детям такого возраста сложно представить себе абстрактные образы, им нужна конкретная ситуация для воплощения своих идей. Индивидуальные особенности и природные задатки также оказывают влияние на результат (некоторым детям легче дается танцевальное задание, в то время как другие имеют большие трудности). Именно поэтому импровизация в танце является сложной задачей для педагога.

Этапы развития детского танцевального творчества, такие же, как и в песенном и творческом музицировании, были определены Н. А. Ветлугиной и А. И. Ходьковой [1, с.15].

Первый этап, первоначальная ориентировка в творческой деятельности, заключается в том, что ребенку дается задание на создание нового, придумывание, изменение и сочинение. Второй этап — освоение способов творческих действий и поиск решений. Наконец, на третьем этапе, дети уже выполняют самостоятельные действия [1, с.17].

На первом этапе необходимо погружать детей в эмоционально-окрашенную воображаемую ситуацию. Это нужно для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимал музыку и пытался передать ее в движении. Этот метод актуален и широко используется в личной практике. Например, при прослушивании произведения Баха «Шутка», музыкальный руководитель показывает детям металлические бабочки на палочке. Он обращает их внимание на то, как бабочка летает, кружится, садится на цветочек и собирает сладкий нектар. Таким образом, педагог направляет их на создание образа. В процессе активного слушания дети уже не только изображают летающую бабочку, но и применяют элементарные образные действия. «Активное слушание» — метод, объединяющий музыку и движение, был основан великим Эмилем Жак-Далькрозом в XX в. Благодаря этому методу дети легко могут запомнить структуру музыкального произведения, его построение и чередование музыкальных фраз, а также особенности выразительных средств музыкального произведения [1, с. 21].

При организации танцевального творчества в МБДОУ д/с № 47 музыкальный руководитель использует следующие средства и приемы: иллюстративный материал, стихотворения, рассказы с подсказками, демонстрирование поз для обдумывания задания, элементы импровизации.

На первом этапе подсказки являются неотъемлемым инструментом музыкального руководителя. При чем если старшим дошкольникам в качестве подсказок можно использовать лишь движения, то детям помладше необходимо их обговаривать [2, с. 28]. Например, прослушав русскую народную песню в обработке Н. А. Римского-Корсакова «Заинька», дети должны изобразить прыгающего по тропинке зайчонка. С целью более полного погружения в воображаемую ситуацию можно использовать следующие речевые подсказки: «Прыгал зайчик и вдруг увидел лисицу», «заяц высматривает, где морковка». Подобные танцевальные упражнения схожи с элементами сюжетно-ролевой игры и способствуют эффективному развитию воображения, навыков импровизации, наглядно-образного мышления.

Большой развивающий потенциал содержат различные материальные средства, используемые непосредственно на занятиях. Благодаря исполнению танцевальных движений с ленточками, листиками, цветочками, снежинками и др. все ребята включаются в процесс, создается легкая, непринуждённая атмосфера, что способствует более эффективному формированию пластики движений, двигательного опыта и экспериментированию с предметами под музыкальные мелодии [3, с. 148].

На втором этапе музыкальный руководитель усложняет музыкальные композиции, разрабатывает новые более сложные движения для формирования внутренней музыкальности и выразительности детей. Особое внимание следует уделить синхронности и координации движений дошкольников. Они не только учатся выполнять движения синхронно, но и двигаться, чувствуя ритм и темп музыкальных композиций. Старшие дошкольники начинают выполнять более сложные последовательности и комбинации движений, учатся танцевать под быструю музыку.

На данном этапе музыкальный руководитель должен совершенствовать техническую сторону движений детей, способствовать развитию навыков контроля своим телом при выполнении различных упражнений.

Также важен и творческий подход при выполнении подобных упражнений. Дети начинают экспериментировать с различными вариантами движений, ищут подходящие для них танцевальные позы, самостоятельно создают интересные комбинации. Такой подход на музыкальных занятиях способствует формированию самовыражения дошкольников, развития их творческих способностей [2, с. 31].

В конце данного этапа можно проследить следующие изменения: движения детей становятся более уверенными, они отлично владеют своим телом, умеют выполнять технически сложные упражнения, эмоционально передают настроение музыкальных композиций через свое тело. Таким образом, процесс усложнения танцевальных движений и использование разнообразных элементов является основой для развития физических и творческих способностей детей.

В своей профессиональной деятельности автор старается расширить и представления детей о мире танца. С этой целью на музыкальных занятиях используются видеоматериалы (записи ярких танцев в исполнении танцевальных коллективов взрослых и детей), фрагменты мультфильмов «Золушка», «Щелкунчик», «Красавица и Чудовище», «Пер Гюнт»; подбирается доступный материал, который понятен и интересен дошкольникам [4, с. 391].

Закрепление и совершенствование двигательных навыков, переход к творческому показу и самовыражению составляют суть третьего этапа. Дошкольники начинают свободно управлять своим телом, двигаться, передавая эмоциональное настроение композиций. Благодаря ярким, живым мелодиям у детей развивается воображение. Танец для них становится средством самовыражения, возможностью проявить свою фантазию и почувствовать свою значимость. У некоторых дошкольников в этот период появляется индивидуальный стиль [2, с. 36].

Танцевальное творчество — это радость общения. Благодаря подобным занятиям в детском саду дети не только учатся «общаться» с музыкой, но и познавать мир, и конечно, же самого себя и возможности своего тела.

Как в любой творческой деятельности, особенно в дошкольном учреждении, отрицательного оценивания не должно быть. Дети искренне нуждаются в положительном оценивании со стороны педагога, указании на оригинальность их движений и самостоятельность выполнения танцевальных упражнений.

Таким образом, занимаясь с детьми танцевальной импровизацией, в МБДОУ д/с № 47 создаются все необходимые условия для формирования творческой активности, воображения, фантазии дошкольников. На музыкальных занятиях происходит систематическое закрепление двигательных навыков, педагог помогает детям гармонично и разносторонне развиваться. Благодаря подобным упражнениям расширяется и обогащается собственный педагогический опыт, так как творческая деятельность бесконечна и многогранна!

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.
  3. Пантелеева Н. Г. Воспитание основ художественно-эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства / Журнал «Искусство и образование. — № 3. — 2020. — С. 144–152.
  4. Пантелеева Н. Г. Формирование танцевально-игрового творчества дошкольников на основе ритмопластики / Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — 2023. — С. 390–394.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, танцевальное творчество, движение, дошкольное учреждение, творческая деятельность, этап, музыкальное произведение, профессиональная деятельность, развивающий потенциал.


Похожие статьи

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Похожие статьи

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Задать вопрос