Значение танцевальной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ленская, Т. А. Значение танцевальной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста / Т. А. Ленская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120210/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена роли и значению танцевальной деятельности в процессе формирования творческих способностей воспитанников детского сада. Для наиболее эффективного их развития был создан и реализован проект создания танцевальной студии на базе МБДОУ «Березовский детский сад № 35 «Лесная сказка». В работе изложены методы, приемы, формы работы с детьми с целью воспитания у дошкольников эстетического вкуса, музыкальных и танцевальных способностей, креативного мышления.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, танцевальная деятельность, танцевальная студия, творческие способности.

Среди множества форм художественного воспитания детей дошкольного возраста танцевальная деятельность занимает особое место. Хореография обладает огромным потенциалом для нравственно-эстетического совершенствования детей, их физического, интеллектуального и духовного развития. Через музыку и движения у ребенка формируются художественный вкус, творческое мышление, воображение. Он познает самого себя, учится управлять своим телом.

Танцевальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении неоднократно становилась объектом исследований многих известных педагогов, ученых, психологов прошлого и настоящего (Е. В. Горшкова, М. Б. Зацепина, Н. В. Зарецкая, М. С. Боголюбская, С. Л. Слуцкая, Ж. Е. Фирилева). В процессе изучения материалов был проведен анализ и систематизация публикаций, сделана попытка обобщить научные сведения о положительном влиянии хореографических занятий на развитие детей дошкольного возраста, а также описан апробированный проект создания танцевальной студии «Радуга» на базе МБДОУ д/с № 12.

Основной целью деятельности студии является приобщение детей к танцевальному искусству и формирование у воспитанников творческих способностей. Занятия хореографией полностью соответствуют ФГОС ДО и направлены на всестороннее развитие личности дошкольников.

В познавательном плане занятия способствуют приобщению детей к культурам других народов, они знакомятся с названиями танцев, движений, элементами костюмов.

С целью развития коммуникативных умений музыкальный руководитель — организатор танцевальной студии учит детей взаимодействовать со сверстками и взрослыми.

Занятия по хореографии способствуют формированию воображения, творческого мышления воспитанников, умения выражать свои впечатления через танцевально-творческую деятельность [1, с. 181].

Подготовка к музыкальным занятиям включает изучение необходимой методической литературы, поиск музыкальных композиций, подбор танцевальных движений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, что соответствует ФГОС ДО. Репертуар необходимо подбирать так, чтобы все мелодии была разными по жанру: произведения отечественных и зарубежных композиторов, современные детские песни, плясовые и плавные танцевальные мелодии [4, с. 14].

На этом этапе конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях танцевальной композиции, обращается внимание на темп и настроение, передаваемое мелодией.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня, а их продолжительность зависит от возраста воспитанников: в средней группе по 20 минут, в старшей по 25 минут, в подготовительной по 30 минут.

Немаловажным условием успешной деятельности танцевальной студии является создание предметно-развивающей пространственной среды. Музыкальный зал МБДОУ д/с № 12 оборудован зеркалами, современными техническими средствами: музыкальным инструментом, ноутбуком, колонками, проектором, микрофонами, музыкальным центром.

Эффективность работы с детьми напрямую зависит от используемых методов и приемов работы. Проводя занятия, музыкальный руководитель использует следующие методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой. Практический, импровизационный, метод наглядного моделирования. Благодаря использованию данных методов, педагог студии знакомит детей с музыкальными произведениями, расширяет их кругозор, повышает познавательную и двигательную активность детей, а также добивается более выразительного исполнения постановки [3, с. 56].

Процесс формирования танцевальных способностей зависит и от форм работы с детьми. В начале каждого занятия педагог знакомит воспитанников с историей танца. Во время прослушивания музыки ребята обращают внимание на темп, характер мелодии, ее настроение.

Оставшаяся часть занятия посвящена практическому показу танцевальных движений и обучению воспитанников. Следует отметить, что при демонстрировании определенных движений музыкальный руководитель должен обговаривать определенные действия. Без словесного сопровождения обучающиеся могут воспринять материал подражательно и неосознанно.

Большую роль в танцевальной деятельности детей играет импровизация. Благодаря импровизации воспитанники могут комбинировать различные элементы из знакомых танцев, у них формируется танцевальный вкус, развиваются творческие способности [4, с. 26].

Еще одной интересной формой работы с детьми является проведение праздников. На них дети исполняют, выученные на занятиях, танцевальные движения, чувствуют радость собственного творчества и самовыражения.

Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.

В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт с приглашением родителей воспитанников и администрации детского сада. Данная форма работы с детьми необходима не только для того, чтобы показать о достижениях воспитанников за год, но и помочь ребятам справиться с волнением, стрессом перед выступлением.

Приобщение дошкольников к танцевальной деятельности имеет большое значение для их развития. У детей развиваются музыкальные и танцевальные умения, творческое мышление, память, усидчивость, внимание. Хореографиеское образование и воспитание в нашей стране с каждым годом становится все популярнее. Оно становится одним из успешных инструментов формирования гармонично развитой личности. На наш взгляд, главным результатом студии является не только правильность танцевальных упражнений, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям и их стремления узнать новое об искусстве хореографии. Приятно осознавать, что обучающимся нравится посещать подобные занятия, видеть их сияющие глаза и желания двигаться вперед к новым открытиям.

Литература:

  1. Дедюкина М. И., Таран П. П. Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / М. И. Дедюкина, П. П. Таран // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 2. — С. 181–183.
  2. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 149 с.
  3. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко [и др.]; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 212 с.
  4. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.
  5. Темрязанская О. В. Формирование творческой одаренности в танцевальной деятельности у детей дошкольного возраста / О. В. Темрязанская // Роль и значение науки и техники для развития современного общества. — 2018. — С. 147–150.
  6. Фирилёва Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Ж. Е. Фирилёва, А. И. Рябчиков, О. В. Загрядская. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018. — 160 с.
  7. Шарова Н. И. Детский танец: учебное пособие / Н. И. Шарова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2016. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): танцевальная деятельность, танцевальная студия, ребенок, детский сад, дошкольный возраст, занятие, музыкальный руководитель, форма работы, приобщение детей, творческое мышление.


Ключевые слова

творческие способности, ребёнок, дошкольный возраст, танцевальная деятельность, танцевальная студия

Похожие статьи

Задать вопрос