Статья посвящена роли и значению танцевальной деятельности в процессе формирования творческих способностей воспитанников детского сада. Для наиболее эффективного их развития был создан и реализован проект создания танцевальной студии на базе МБДОУ «Березовский детский сад № 35 «Лесная сказка». В работе изложены методы, приемы, формы работы с детьми с целью воспитания у дошкольников эстетического вкуса, музыкальных и танцевальных способностей, креативного мышления.
Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, танцевальная деятельность, танцевальная студия, творческие способности.
Среди множества форм художественного воспитания детей дошкольного возраста танцевальная деятельность занимает особое место. Хореография обладает огромным потенциалом для нравственно-эстетического совершенствования детей, их физического, интеллектуального и духовного развития. Через музыку и движения у ребенка формируются художественный вкус, творческое мышление, воображение. Он познает самого себя, учится управлять своим телом.
Танцевальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении неоднократно становилась объектом исследований многих известных педагогов, ученых, психологов прошлого и настоящего (Е. В. Горшкова, М. Б. Зацепина, Н. В. Зарецкая, М. С. Боголюбская, С. Л. Слуцкая, Ж. Е. Фирилева). В процессе изучения материалов был проведен анализ и систематизация публикаций, сделана попытка обобщить научные сведения о положительном влиянии хореографических занятий на развитие детей дошкольного возраста, а также описан апробированный проект создания танцевальной студии «Радуга» на базе МБДОУ д/с № 12.
Основной целью деятельности студии является приобщение детей к танцевальному искусству и формирование у воспитанников творческих способностей. Занятия хореографией полностью соответствуют ФГОС ДО и направлены на всестороннее развитие личности дошкольников.
В познавательном плане занятия способствуют приобщению детей к культурам других народов, они знакомятся с названиями танцев, движений, элементами костюмов.
С целью развития коммуникативных умений музыкальный руководитель — организатор танцевальной студии учит детей взаимодействовать со сверстками и взрослыми.
Занятия по хореографии способствуют формированию воображения, творческого мышления воспитанников, умения выражать свои впечатления через танцевально-творческую деятельность [1, с. 181].
Подготовка к музыкальным занятиям включает изучение необходимой методической литературы, поиск музыкальных композиций, подбор танцевальных движений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, что соответствует ФГОС ДО. Репертуар необходимо подбирать так, чтобы все мелодии была разными по жанру: произведения отечественных и зарубежных композиторов, современные детские песни, плясовые и плавные танцевальные мелодии [4, с. 14].
На этом этапе конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях танцевальной композиции, обращается внимание на темп и настроение, передаваемое мелодией.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня, а их продолжительность зависит от возраста воспитанников: в средней группе по 20 минут, в старшей по 25 минут, в подготовительной по 30 минут.
Немаловажным условием успешной деятельности танцевальной студии является создание предметно-развивающей пространственной среды. Музыкальный зал МБДОУ д/с № 12 оборудован зеркалами, современными техническими средствами: музыкальным инструментом, ноутбуком, колонками, проектором, микрофонами, музыкальным центром.
Эффективность работы с детьми напрямую зависит от используемых методов и приемов работы. Проводя занятия, музыкальный руководитель использует следующие методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой. Практический, импровизационный, метод наглядного моделирования. Благодаря использованию данных методов, педагог студии знакомит детей с музыкальными произведениями, расширяет их кругозор, повышает познавательную и двигательную активность детей, а также добивается более выразительного исполнения постановки [3, с. 56].
Процесс формирования танцевальных способностей зависит и от форм работы с детьми. В начале каждого занятия педагог знакомит воспитанников с историей танца. Во время прослушивания музыки ребята обращают внимание на темп, характер мелодии, ее настроение.
Оставшаяся часть занятия посвящена практическому показу танцевальных движений и обучению воспитанников. Следует отметить, что при демонстрировании определенных движений музыкальный руководитель должен обговаривать определенные действия. Без словесного сопровождения обучающиеся могут воспринять материал подражательно и неосознанно.
Большую роль в танцевальной деятельности детей играет импровизация. Благодаря импровизации воспитанники могут комбинировать различные элементы из знакомых танцев, у них формируется танцевальный вкус, развиваются творческие способности [4, с. 26].
Еще одной интересной формой работы с детьми является проведение праздников. На них дети исполняют, выученные на занятиях, танцевальные движения, чувствуют радость собственного творчества и самовыражения.
Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт с приглашением родителей воспитанников и администрации детского сада. Данная форма работы с детьми необходима не только для того, чтобы показать о достижениях воспитанников за год, но и помочь ребятам справиться с волнением, стрессом перед выступлением.
Приобщение дошкольников к танцевальной деятельности имеет большое значение для их развития. У детей развиваются музыкальные и танцевальные умения, творческое мышление, память, усидчивость, внимание. Хореографиеское образование и воспитание в нашей стране с каждым годом становится все популярнее. Оно становится одним из успешных инструментов формирования гармонично развитой личности. На наш взгляд, главным результатом студии является не только правильность танцевальных упражнений, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям и их стремления узнать новое об искусстве хореографии. Приятно осознавать, что обучающимся нравится посещать подобные занятия, видеть их сияющие глаза и желания двигаться вперед к новым открытиям.
Литература:
- Дедюкина М. И., Таран П. П. Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / М. И. Дедюкина, П. П. Таран // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 2. — С. 181–183.
- Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 149 с.
- Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко [и др.]; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 212 с.
- Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.
- Темрязанская О. В. Формирование творческой одаренности в танцевальной деятельности у детей дошкольного возраста / О. В. Темрязанская // Роль и значение науки и техники для развития современного общества. — 2018. — С. 147–150.
- Фирилёва Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Ж. Е. Фирилёва, А. И. Рябчиков, О. В. Загрядская. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018. — 160 с.
- Шарова Н. И. Детский танец: учебное пособие / Н. И. Шарова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2016. — 64 с.