Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а также определена роль музыкального педагога в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, танец, дошкольное воспитание.
The article is devoted to the significance of musical-rhythmic and dance activities in the process of forming the creative abilities of preschool children; an analysis of the methodology for teaching children’s movements according to the stages of their formation, as well as the role of a music teacher in the educational process.
Keywords: musical rhythmic activity, dance, preschool education.
В современном социокультурном пространстве возросла потребность в обновлении методик, приемов и средств воспитания личности ребенка в дошкольных учреждениях. Это связано с тем, что данный период является стержневым для последующего развития и эффективной социализации детей. Именно в эти годы закладываются основы умственного, нравственного и физического развития. В настоящее время работа в дошкольных образовательных учреждениях направлена на «поддержку разнообразия детства, уважение личности ребенка, носит развивающий и гуманистический характер» [6].
Основной целью музыкального педагога является формирование творческих способностей ребенка, развитие индивидуальных качеств, всестороннее развитие личности.
Особое место в процессе формирования гармонично-успешной личности ребенка занимает музыкально-ритмическая и танцевальная виды деятельности.
Музыкально-ритмическая деятельность — это «один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движении» [3, с.204].
Необходимость музыкально-ритмических занятий не требует доказательств. Они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, способствуют формированию многих социально-значимых качеств, широко используются для лечения различных патологий и их коррекции [8, с. 103].
Общеизвестно, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе творческих. Большой потенциал в их формировании содержат музыкальные движения.
Музыкальные движения — это «продуктивный вид деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности» [7, с. 88].
Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает несколько этапов. Целью первого этапа является раскрепощение детей посредством образных музыкально-двигательных упражнений.
Методика обучения на данной стадии традиционна: педагог прослушивает вместе с детьми произведение, показывает движения и предлагает выполнить его ребятам. Такой показ движений позволяет воспитанникам своевременно переводить зрительное восприятие движений в двигательную реакцию, совпадающую с музыкальным ритмом.
На следующем этапе дети стараются овладеть различными движениями (прыжки, бег, ходьба, пляска, хоровод и др.). Основной задачей данного этапа является осознанное выполнение движений.
Третья стадия заключается в закреплении движений, создании целостного образа и ориентировки в пространстве. Методика совершенствования танцевальных движений направлена, в первую очередь, на качественное исполнение [5, с.67].
Следует отметить, что на всех этапах формирования музыкально-ритмических способностей детей большую роль играет позиция педагога, который должен поддерживать детей при разучивании движений, отмечать удачное исполнение, создавать условия для эмоционального выполнения дошкольниками музыкально-ритмических и танцевальных движений и развития у них на этой основе творческих способностей.
Процесс формирования у детей музыкально-ритмических навыков должен быть привлекательным, игровым и творческим, тогда разнообразные движения будут осваиваться легко, непринужденно и естественно.
Примером формирования и развития творческих способностей является сюжетный танец. Привлекательность данного вида детской художественной деятельности обусловлена его особенностями: перевоплощение в различные образы, разнохарактерность персонажей, их общение между собой [1, с.56].
Благодаря данным характеристикам танец позволяет создать игровую ситуацию, побуждающую детей к творческой активности, основой которой может стать импровизация.
В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы. Это способствует активизации деятельности воспитанников, оживлению их интереса к занятиям и повышению мотивации овладеть различными умениями и усовершенствовать навыки.
Таким образом, развивая в детях музыкально-ритмические навыки и творческие способности, можно заметить, что дети становятся музыкальнее, ритмичнее, увереннее в себе. Они хорошо слышат характер, темп, форму музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, растет интерес к танцевальному искусству, музыке. Стать людьми творческими и активными выпускникам помогают знания, умения и навыки, приобретенные в дошкольном образовательном учреждении.
Во время занятий очень важно воспитывать внимательное и уважительное отношение детей друг к другу, формировать умение радоваться успехам товарищей и желание помочь в трудной ситуации. Эти факторы также важны при создании творческой атмосферы на музыкальных занятиях, без которых невозможно развитие творческих способностей.
Последовательная, систематическая работа в области музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, открывает для детей мир добра, света, красоты и направляет к преобразовательной деятельности.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 271 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Попова Н. Л. Организация музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ / Н. Л. Попова // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства. — 2017. — С. 204–212.
- Смольникова Н. А. Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности детей /
- Н. А. Смольникова // Наука и образование: Новое время. — 2015 — № 6(11). – С. 132–137.
- Тимченко О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность / О. В. Тимченко // Педагогика и современность. — 2014. — № 2. — С. 66–69.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.02.2020).
- Черепанова Е. П. Развивающий потенциал музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста / Е. П. Черепанова // VIII Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург». — 2015. — С. 88–89.
- Щепенко А. Н. Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста / А. Н. Щепенко // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 30. — С. 102–104.