В статье рассматриваются особенности развития музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики. Раскрыты понятия «одарённость», «музыкально-ритмические движения», «ритмопластика».
Ключевые слова: одарённость, музыкально-ритмические движения, ритм, ритмопластика, музыкально-ритмическая одарённость.
В настоящее время одаренность выступает в виде «состояния личностного психологического ресурса, которое дарит возможность креативной деятельности в той или иной профессиональной сфере (т. е. деятельности, совокупной с формированием субъективно и объективно новейшего, применением уникальных подходов в исследовании вопросов, сензитивностью к ключевым, далеко идущим путям решения той или иной отрасли, доступностью всем инновациям и т. д.) 4.
Следует отметить, что одаренность выделяет интегральные качества личности. Так, например, В. Д. Шадриков определяет одаренность как интегральное проявление способностей в разных видах деятельности. Беспристрастным началом для интеграции отдельных способностей, согласно автору, является деятельность (ее психологическая структура). Именно деятельность является той формой, которая создает количество умений, обязательных для ее благополучного выполнения 6.
Понятие одаренности как единой особенности зафиксировано и в коллективной монографии ведущих российских экспертов в области исследования способностей и одаренности «Рабочей концепции одаренности». Следуя актуальному «рабочему» понятию, одаренность — это «единое, формирующееся в течение жизни качество психики, которое находит способ достижения человеком гораздо максимальных (необычных, незаурядных) показателей в одном или нескольких видах деятельности по аналогии с другими людьми» 2.
В большей мере это указывает на то, что одаренность одного и того же вида может иметь исключительный, особый характер, потому как уникальные элементы одаренности у многих личностей могут проявляться по-разному. Наиболее яркая одаренность (или талант) указывает на наличие большого потенциала во всех видах деятельности, а также о силе интеграционного развития «внутри» личности, увлекающего его индивидуальную сферу.
С позиции отечественных психологов, одаренность — это комплекс умений и навыков, создающих успешность (уровень и своеобразие) реализации поставленных задач. При этом весь комплекс компонентов одаренности, должен составлять единую функциональную структуру, контактировать друг с другом.
Музыкально-ритмическая одаренность по своей природе многозначна и показывает природу одаренности как феномен меняющегося, превращающегося, многомерного. Одаренные музыкально-ритмическими способностями дети, уже в раннем возрасте, отличаются от своих сверстников мгновенным и твёрдым усвоением музыки. У таких детей весьма рано обнаруживается способность подбирать на инструменте по слуху (к примеру, композитор А. Даргомыжский стремился подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно на шестом году).
При формировании музыкально-ритмических способностей, следует предоставить ребенку шанс поверить себя в разных формах музыкального творчества, к примеру — музыкальном движении 3, с.67. Услышать длительность музыкального предложения, почувствовать характер произведения, передать особенности развития музыкального произведения и выразить себя в самостоятельном решении, вот что дают ребенку, музыкально-ритмические движения.
Одной из разновидностей деятельности, тесно связанной с музыкально-ритмическими движениями, является ритмопластика. Ритмопластика способствует формированию у детей музыкальности, кинетических качеств и умений, чувства ритма, темпа, креативности, нравственно-эстетических качеств, психологической раскованности. Ритмопластика улучшает референтивные навыки, моторику и концентрирует эмоциональный мир ребенка, динамично влияет на центральную нервную систему и состояние высших психических функций. Именно в этом заключается актуальность данной темы [1].
Б. М. Теплов сделал вывод, что моторика — это целостная составляющая чувствования ритма, а не параллельное по взаимосвязи к нему проявление. Он отмечает, что ритм в музыке ощущается всеми клетками организма, слухом и сознанием. Во время восприятия музыкальных произведений у человека интуитивно появляется тяготение к движению. Ритм в музыке в большей степени действует на эмоциональность человека. Чувствование ритма — это динамичный процесс, непосредственно относящийся к восприятию музыки [5].
Суть ритмопластики содержится в погружении и разграничении средств музыкальной экспрессии, формы, изобразительности, образности и развития выразительности движения.
Таким образом, функция ритмопластики как действенного средства формирования музыкально-ритмической одаренности, состоит в индивидуальной особенности ритмопластики — полнота влияния на организм и на все качества личности ребенка. Задача педагога в ритмопластике, заключается в развитии чувства темпа-ритма, функция которых, в большей мере значима для усвоения программных умений. Создание комфортной атмосферы для детей во время занятия по ритмопластике, это гарантия достижения положительного результата [1].
Миссия педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей навык к восприятию нового материала, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети обучаются творческому методу решения задач и не только музыкальных. Главное — укрепить в ребенке его скрытые возможности, чтобы в будущем он стал уверенным и счастливым человеком.
Литература:
- Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 655–658.
- Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993.- 153с.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Н. Г. Пантелеев и др.; под ред. Н. Г. Ветлугиной. — М.: «Просвещение», 1989. — 79с.
- Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность: в 2 т./ Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15–41.
- Цагарелли, Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дисс.… канд. психол. наук / Ю. А. Цагарелли. — Л., 1981. — 34с.