Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений
Автор: Малахова Юлия Цыренжаповна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 02.04.2020
Статья просмотрена: 1397 раз
Библиографическое описание:
Малахова, Ю. Ц. Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5009/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: Хореография; музыкально-ритмические движения; творческие способности; ритмопластика; творческое развитие.
Танец — единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом.
Рахель Фарнхаген
Хореография — искусство, любимое детьми. И работать с ними — значит каждый день отдавать ребенку свой житейский и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.
Общество всегда нуждалось в творческих, неординарно мыслящих людях, однако сегодня эта потребность приобретает наибольшую силу. В современном мире происходят преобразования в науке и производстве, поэтому жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Это требует от человека не шаблонных действий, а быстрой ориентации и приспособлению к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. И то, насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Поэтому в дошкольных учреждениях приобрела распространение ранняя хореография. Дети очень любят искусство танца, они проявляют большой интерес к приобретению танцевальных навыков. В детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции, определенную программу и методики. Однако в последнее время настойчиво внедряется ритмика, как инновационная технология.
Хореогра́фия, -и, ж. Искусство танца. Народная хореография. Русская классическая хореография. || Искусство композиции, постановки танцев и балетных спектаклей.
[От греч. χορεία — пляска и γράφω — пишу] [4]
Хореография — это средство эстетического воспитания широкого профиля. Танец, как и музыка, решает те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей. Хореография в детском саду дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.
Издавна существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был сильным, гибким и уверенным в себе. Именно хореография, как вид деятельности, все это может дать ребенку. Многие специалисты из медицинской области утверждают, что танцы являются великолепной физической практикой даже для малышей 3-х лет. В этом возрасте ребенок отличается превосходной гибкостью. Шпагат, мостик и другие подобные упражнения даются ему с легкостью, в то время как взрослым приходится ежедневно прорабатывать их, чтобы вернуть телу детскую гибкость и пластичность. Хореография для детей позволяет сохранить им эти качества на всю жизнь [12].
Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности детей заниматься танцами. Многие родители считают, что если ребенок занимается хореографией, то он обязательно должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами позволяют ребенку дать выход энергетике, заряжая одновременно его бодростью.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у детей плохо развиты музыкально — ритмические умения и навыки. Дети плохо заучивали танцевальные движения, чувствовали ритм, были закованные и не раскрепощенные. Эти же проблемы были выявлены в ходе диагностического обследования детей.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также все процессы, которые лежат в их основе. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, подвижен. О двигательной активности пишут во многих книгах, статьях по воспитанию детей. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю. Зимановский). Учитывая все проблемы, возникшие в процессе работы, мною был создан кружок по ритмике «Ритмическая мозаика», где я разучиваю с детьми танцевальные движения, танцы. Дети участвуют с постановками в различных мероприятиях.
С помощью танца я стараюсь научить детей проявлять свои способности, свою творческую активность. У ребенка развивается фантазия, творческие способности, он учится сам создавать пластические образы. Коллективные выступления перед зрителями так же положительно влияют на развитие у детей творческого потенциала. Так же с помощью занятий танцем ребенок снимает психологическое напряжение, мышечные зажимы, активируется его внимание, что в целом повышает его жизненный тонус.
С помощью танца мы с воспитанниками учимся вырабатывать чувство ритма, уверенность в себе, развиваем выразительность движений в соответствии с музыкальными образами. Это необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Основной целью моей работы по развитию танцевальных навыков — это раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного инструмента.
Для успешной реализации поставленной цели были определены задачи:
− Развитие музыкальности;
− Развитие двигательных качеств и умений;
− Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
− Развитие и тренировка психических процессов;
− Развитие нравственно — коммуникативных качеств личности.
Успех в музыкально — ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог владеет выразительными движениями. Поэтому для себя я тоже поставила определенные задачи:
Совершенствование двигательных навыков и умений;
Совершенствование музыкальности;
Развитие творческих способностей
Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений.
Для чего нужны занятия ритмопластикой?
Ритмопла́стика, ритмопластики, жен. (от слов ритм и пластика) (спец.). Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела [5].
Ритмопластика — это разнообразные движения и упражнения под музыку. Другими словами, чтобы научиться двигаться, прежде всего, надо много двигаться. Однако это процесс должен быть радостным, привлекательным для детей. Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяют решить одновременно несколько задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивают вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое мышление. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, занятия ритмопластикой способствуют развитию разнообразных умений и способностей, а также формируются важнейшие качества личности. Также у детей формируется правильная осанка, укрепляется иммунитет, что благотворно влияет на здоровье ребенка.
Музыкальные впечатления, полученные на занятиях ритмики остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога — заниматься с маленькими детьми, так как их очень сложно подключать к занятиям. Здесь часто проявляется одна из сторон детской психологии: они очень сильно боятся получить замечание педагога. Поэтому одной из основных задач педагога является раскрепощение ребенка, надо заставить его забыть о своей неумелости и создавать на занятиях атмосферу, способствующую этому.
На занятиях ритмики я использую традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе всегда должны сочетаться наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приемы. Исполнение музыки обязательно должно сопровождаться показом. И насколько ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Показ движений нужно заранее хорошо продумывать: сравнительно легко демонстрируются действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее разворачивается сюжет игры. Иногда можно обратиться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.
Также на своих занятиях использую и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку. Это нужно для того, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, рассказ о ее образах) широко применяю в процессе обучения как самостоятельный метод, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегаю при разучивании игры; к объяснению — в упражнениях, танцах.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок сосредотачивает свое внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы [6].
Учитывая психологию детей дошкольного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, я применяю технологию игры. Поэтому занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Применение игровых форм деятельности на занятиях помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать настроение и эмоции, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. В рамках игры возможно решить практически все образовательные задачи и это даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка.
Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и взросления детей в наше время. Именно в игре развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения –самосознание, воля, целеустремлённость. Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка [7].
Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов» [11]. Музыка организует, помогает двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю такта, высоту звучания, динамику, темп. Согласованность текста с музыкой, движением способствует детскому перевоплощению, проявлению большей самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика).
Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие
сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Мною применяется методика проведения традиционных занятий, где в ходе занятия дети получают задание изобразить различных сказочных персонажей, музыкальные игры позволяют детям в игровой форме не заметно для себя раскрывать свои творческие способности, проявлять активность. Задача педагога — воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения гимнастикой приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
Результатом работы стало: проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце, переход к развернутым и более сложным танцевальным композициям, раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Дети с желанием учатся танцевать. При правильном подходе у них возникает желание продолжить обучение в кружках по хореографии, танцевальных студиях.
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка как: воображение, творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.
Систематические занятия ритмикой оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья воспитанников, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.
Конечно, ритмика не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Подводя итоги, хочется отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.
Мы, педагоги, стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствуем их эстетическому развитию, а также способствуем оздоровлению и сохранению их здоровья.
Литература:
- Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в музыкальной — М., 2010. — 128 с.
- Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду — М., 2006. — 272 с.
- Костина, Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста — М., 2008. — 320 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Толковый словарь русского языка: около 88405 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. Ин-т «Сов. Энцикл».; ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. И нац. Слов., 1935–1940. (4 т)
- Богаткова, Л. Н. Танцы для детей: учеб. для пед. ин-тов — М.: Детгиз, 1959. — 175 с.
- Колодницкий, Г. А. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие — М.: Дрофа, 2004. — 96с.
- Астахов, А. И. Воспитание творчеством — М.: Просвещение, 1986.
- Михайлова М. А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» — Ярославль., «Академия Холдинг», 2000 г.
- Варшавская, Р. А. Игры под музыку: учеб. — М.: Просвещение, 1964. — 141 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей — Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/10/polza-detskoy-horeografii-sovety-roditelyam