Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 8572 раза

Библиографическое описание:

Катряева, И. В. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду / И. В. Катряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52907/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений.

Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку.

The article examines trends in the development of musical rhythmic movements of the preschoolers.

The author of the article presents the practical work experience.

The musical rhythmic movements or dance is an interesting, comfortable and fascinating form of education which enables to express yourself.

Key words: musical rhythmic movements, musical rhythmic hearing, movements to musical.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н. Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям — Е. В. Коноровой, Н. П. Збруевой, В. И. Гринер, Н. Е. Кизевальтер, М. А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т. д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

«Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Музыкально-ритмические движения- вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения — являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают имузыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования. В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Дети дошкольного возраста в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально — игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить. К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети 5 лет уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приступая к работе по проблеме развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:

– Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;

– Формировать умение ориентироваться в пространстве;

– Формировать навыки основных танцевальных движений:

Воспитательные:

– Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.

– Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

– Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,

– Развивать музыкальный слух и чувство ритма;

– Побуждать детей к творчеству.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

Поэтому, разработала и изготовила пособия:

«музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:

1 игра — на ориентировку в пространстве зала

Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

2 игра — на развитие ритмического слуха

Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.

Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

3 игра — характерно-образные движения животных

Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.

Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:

ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.

«ритмический паровоз», помогает развивать ритмический слух и внимание.

«К нам приехал паровоз.

Что в вагончиках привез?

Как вагончики все сложишь,

Ритм прохлопать сам ты сможешь!»

– подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т. д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую:

– схемы танца (ИКТ).

Импровизируя, дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы:

– «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

– «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

– при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

– Игра «карусель» — помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

Главными условиями развития детей на занятиях являются:

– поддержка интереса и желания заниматься;

– сочетание игровых и творческих моментов

– доброжелательная обстановка.

Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.

Литература:

  1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
  2. А. И. Буренина «Коммуникативные игры» — 2007.
  3. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу» — М.: Гном и Д, 2002.
  4. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1981.
  5. А. А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): движение, ребенок, ритмический слух, Игра, дошкольный возраст, музыка, музыкально-ритмическое воспитание, музыкальный слух, умение, сторона кубика.


Ключевые слова

музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку

Похожие статьи

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет

В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе

В статье рассматриваются методы развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках в школе. Описаны метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Развитие эмоционально-волевой сферы детей средствами арт-терапии

Статья посвящена исследованию развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста средствами арт-терапии. Рассматриваются различные техники арт-терапии, применяемые для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников: рисование и живопись...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Похожие статьи

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет

В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе

В статье рассматриваются методы развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках в школе. Описаны метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Развитие эмоционально-волевой сферы детей средствами арт-терапии

Статья посвящена исследованию развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста средствами арт-терапии. Рассматриваются различные техники арт-терапии, применяемые для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников: рисование и живопись...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Задать вопрос