В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ритмопластика, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей.
This article reveals the essence of the technique of the organization of employment on ritmoplastike with preschool children. Described in more detail on the structure of employment and value ritmoplastike employment data in physical, artistic and aesthetic development of preschool children.
Keywords: ritmoplastika, physical development, artistic and aesthetic development of children.
Актуальность: Впоследнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, восточная гимнастика, стретчинг и др. Ритмопластика — одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику.
Таким образом, решение данной проблемы становится актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный фон, не только активизировать двигательную деятельность, но и сообщить теоретические сведения, включающие формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению ценностей физической культуры, развитию мотивационно-потребностной сферы [1, с. 17–18].
Целью данной статьи являетсяраскрыть методику организации занятий по ритмопластике детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.
Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении — обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева) [2, с. 43–44].
Физическое развитие в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Проблемой физического воспитания занимались многие ученые психологии, физиологии и педагогики. Н. М. Амосов — физическому развитию, Н. М. Шелованов — оздоровлению, Т. И. Осокина — проблеме физического развития дошкольника,П. Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их внутренняя жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому весьма важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Понятие художественно — эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [4, с. 127].
Занятия по ритмопластике являются эффективным средством развития физического и художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста.
Термин «ритмопластика» употребляется достаточно часто в практике дошкольного образования, хотя не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Сам процесс развития ритмопластики у детей рассматривается как многомерный, объединяющий в себе различные задачи по развитию личности ребенка: укрепления физического здоровья детей, гармонизации эмоциональной сферы, развития подвижности и гибкости мыслительных процессов, творческого потенциала, эмоциональности, музыкальности [5, с. 334].
Занятия по ритмопластике в дошкольном учреждении построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованиемразнообразныхметодови приёмов,помогающимдетямпонятьосновыритмопластики.
Каждое занятие проходило под ритмичную музыку, формой организации занятия было — сюжетно-игровое. Занятие разбивалось на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:
Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задачей которой является подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения ритмопластики.
Основной этап. Детей знакомят с новыми движениями, учат их выполнять, а также закреплять ранее изученные. Именно на этом этапе необходимо включить упражнения ритмопластики, направленные на развитие и укрепление физических и эмоциональных данных детей. Все движения переплетаются с музыкой, которая специально подбирается под тему занятия. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности необходимо дополнить занятия по ритмопластике загадками, песнями, соответствующие сюжету занятия.
В конце этапа возможен вариант использования игры, цель которой — развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
Завершающий этап. В заключение ритмопластики подбираются медитативные, дыхательные упражнения. Учат ментально сосредотачиваться на мышечных, зрительных, слуховых ощущениях. Комментируя какое-либо упражнение, необходимо призывать мысленно сосредоточиться на тех ощущениях, которые происходят с мышцами или позвоночником. Медитативные упражнения проводятся с картинами, которые должны быть подобраны с красотой умиротворённостью, пробуждением природы, т. е. красивые пейзажи [3, с. 68].
Таким образом, можноприйтик выводу,что применениев работес детьми дошкольного возраста ритмопластики, положительновлияетнавсюструктуру личности ребенка, так как дошкольный возраст является сензитивнымпериодом. В ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом
Литература:
- Бекина И. С. и др. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984. — 17, 18 с.
- Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 43, 44 с.
- Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М.: 2004 г. — 68 с.
- Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. — М.: ФиС, 1987.- 127 с.
- Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М.: Просвещение, 1972. — 334 с.