Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 2100 раз

Библиографическое описание:

Османова, Э. Д. Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике / Э. Д. Османова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 469-472. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37865/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном возрасте как наиболее благоприятном для воспитательных воздействий периоде развития человека.

  1. Актуальность проблемы развития чувства темпо-ритма удетей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.

На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение, через танец. В танце не звучит речь, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык движений понятен всем — и взрослым, и детям.

Приступая к работе по проблеме влияния ритмопластики на здоровье детей, мы исходили из того, что ритмопластика — лишь составная часть, дополнение к ведущим занятиям хореографией. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства.

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Занятия ритмопластикой актуальны и широко используются многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию.

В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

Ритмопластика является синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать чувство темпо-ритма и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, пластики и т. д. В своей методической рекомендации мы делаем основной упор на занятия ритмопластикой, как средство развития чувства темпо-ритма у детей дошкольного возраста.

Ритмопластика — предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично соединены два компонента: полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и легкость их практического исполнения. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

  1. Влияние ритмопластики на здоровье детей дошкольного возраста

В задачи занятий ритмопластикой входит раскрытие пластических способностей детей, реализация творческого потенциала посредством спортивных танцев, имитационных упражнений. Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии — отличная возможность развития у детей чувства темпо-ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела. На занятиях дети развивают координацию движений, крупную моторику, узнают характер музыки и могут самостоятельно выстраивать рисунок своего движения под музыку.

Каково же влияние ритмопластики на здоровье детей?

В первую очередь это, конечно, сохранение правильной осанки.

Во-вторых, именно на занятиях ритмопластикой происходит психофизическая гармонизация личности ребенка. Его психическое и психологическое здоровье, эмоциональное благополучие достигается в танце через творческую импровизацию самого ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом, или музыкальном, пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положительных изменений в организме ребенка.

Психологи утверждают, что танец — это диалог души и тела. Для детей дошкольного возраста даже танцевальная минутка является жизненно важным процессом, ибо сам творческий акт имеет огромное социальное значение, так как тело ребенка становится средством раскрытия души.

Правильно же организованные занятия ритмопластикой решают многие психические и психологические проблемы детей.

  1. Методические основы развития чувства темпо-ритма удетей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике.

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические аспекты: целеполагание, календарно-тематическое планирование, содержание, технологии, методы, приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Невозможно, собрав ребят, переходить сразу к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятие простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм детей. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Цель комплекса занятий ритмопластики: физическое и художественно-эстетическое развитие детей, развитие чувства темпо-ритма формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Особенности календарно-тематического планирования состоят в том, что занятия строятся от простого к сложному и проходят по следующему циклу:

Обучающие занятия, на которых детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2–3 комбинаций.

Закрепляющие занятия, предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3–4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других. Можно использовать метод игры-соревнования между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль помощника педагога и привыкают к индивидуальному показу (что часто вызывает затруднение у детей дошкольного возраста).

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Содержание занятий во многом зависит от подбора музыкального материала, от уровня подготовленности группы, от индивидуальных особенностей обучающихся.

Обычно занятие строится по следующему плану:

п/п

Раздел

Виды упражнений

Задачи

1.

Разминка

Общеразвивающие

Разогрев мышц, подготовка суставов и мышц к более сложным танцевальным движениям, формирование навыка правильной осанки.

Фитнес-упражнения

Развитие ориентирования в пространстве, силы, выносливости.

2.

Основная часть

Ритмические упражнения

Развитие чувства ритма, умения двигаться под музыку.

Пластические импровизационные упражнения

Развитие воображения и фантазии, умения импровизировать под музыку.

Танцевально-ритмические упражнения

Развитие представления о танце, хореографии, формирование интереса к занятиям хореографией.

3.

Заключительная часть

Игровые упражнения

Развитие эмоционально-образного мышления, чувственной сферы обучающихся.

4.

Рефлективная часть

«Шкала удовольствия»

«Рисую свое настроение»

«Что получилось очень хорошо»

Развитие умения оценивать и анализировать свою деятельность.

На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам.

Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды. Так, например, когда исполняется торжественный марш, дети ходят энергичным, четким шагом; когда звучит напевная народная мелодия — шаги становятся плавными, спокойными, при передаче игрового или сказочного образа дети двигаются эмоционально, выразительно.

В детских хороводах, играх, плясках преобладают такие движения, как ходьба, бег, прыжки, поскоки. Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски.

Танцевально-ритмичные упражнения дадут представление о танце. На занятиях ритмопластики широко используется импровизационная работа. Выполняя задания педагога, дети танцуют придуманные ими вариации; выполняют упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен; передают в движениях развернутый сюжет музыкального рассказа; меняются ролями в импровизации; выполняют действия с воображаемыми предметами. Такие задания развивают фантазию. Каждый ребенок через ритмопластику пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Сюжетный танец — очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е выступающие в качестве своеобразного языка. Основные приемы и методы в обучении детей ритмопластике, которые используются на занятиях ритмопластикой:

– Наглядно-зрительный

– Наглядно-слуховой

– Практический метод

– Метод музыкальной драматизации

– Метод ритмопластического диалога

– Метод пластического интонирования

Интересно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку. Музыка в ритмике вообще занимает одно из центральных мест. Необходимо подбирать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества (Дж.Ласт, Папетти, П. Мориа, Клаудерман, Шуман, Чайковский). Следует также учитывать возрастные особенности детей (песни из мультфильмов, детские песни).

  1. Заключение

Подводя итог всего выше сказанного, можно сформулировать следующие правила организации занятий ритмопластикой:

  1. Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры. Виды исполнительской музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения — пляски, игры, хороводы) обычно уже достаточно сформированы у детей этого возраста. Благодаря максимальному насыщению игровыми приемами музыкальных занятий, мы видим взаимопроникновение и взаимодействие различных видов музыкального исполнительства детей.
  2. В работе с детьми должны использоваться разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям. Это платочки, косынки, кубики, ложки, флажки, погремушки, колокольчики, палочки, ленточки, бубны, самолетики, лодочки и кораблики, птички и т. д. Шапочки птиц, насекомых тоже обогащают игры детей и их пляски. Использование пособий, игрушек дает нам возможность максимально разнообразить детские игры и пляски, так как движения детей по объему весьма ограничены.
  3. Каждое наше занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание.
  4. Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста.
  5. Общение с детьми на музыкальных занятиях должно проходить в атмосфере радости — и это самое главное, так как радость — могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.
  6. Всегда нужно помнить, что, прежде всего, занятия ритмопластикой направлены на сохранение здоровья ребенка.

Анкета для воспитателей по развитию удетей чувства темпо-ритма посредством ритмопластики

  1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду развивать чувство темпо-ритма? Если да, то укажите, с какого возраста. ____________________________________________
  2. Известны ли Вам программы и методические разработки по развитию чувства темпо-ритма? _____________________________________________________________
  3. Знакомите ли Вы детей своей группы с упражнениями по ритмопластике? Если нет, укажите причину. _________________________________________________________
  4. Какие формы, приемы и методы Вы используете в своей работе с детьми на занятиях по физической культуре: ___________________________________________________
  5. Какие занятия Вы проводите по развитию чувства темпо-ритма, как проводите ли определенные упражнениях на развитие этого чувства? (укажите примерную тематику).________________________________________________________________
  6. Считаете ли Вы необходимой организацию. Совместной деятельности детского сада и семьи в данном направлении? _____________________________________________
  7. Какие формы взаимодействия с родителями по развитию чувства темпо-ритма с детьми Вы используете? Укажите. ___________________________________________
  8. Если к Вам обратятся родители, что бы Вы предложили им почитать для самообразования по данной проблеме? _______________________________________
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, дошкольный возраст, музыка, упражнение, развитие чувства темпо-ритма, ритмопластика, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза

В статье рассмотрен нетрадиционный подход к построению и проведению физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на объективные законы развития человеческого организма.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза

В статье рассмотрен нетрадиционный подход к построению и проведению физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на объективные законы развития человеческого организма.

Задать вопрос