В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, ритмопластика, развитие ритмопластики, музыкальные игры.
This article reveals the methodological basis of classes for the development of rhythmoplastik and provides examples of musical and rhythmic exercises that are effective in the development of rhythmoplastik of pre-schoolers.
Key words: pre-schoolers, rhythmoplastik, development of rhythmoplastik, music games.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что разнообразные виды музыкальной деятельности могут подарить ребенку дошкольного возраста моменты самовыражения, развивая творчества. Дети дошкольного возраста получают огромное удовольствие от того, что они могут импровизировать и сочинять движения, просто двигаясь под музыку. Эффективным видом деятельности, в основе которого лежит музыка, развивающее музыкальность, чувство темпа и ритма, двигательные умения и качества, творчество и эстетические способности является ритмопластика. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок дошкольного возраста развивает не только двигательную активность, но и личностные качества.
Цель данной статьи: рассмотреть возможности развития ритмопластики в современных условиях ДОО.
Начать наш анализ важно с положения, которое было выдвинуто известным психологом Б. М. Тепловым, о том, что любые процессы, осуществляемые и происходящие в организме человека сопровождаются точным ритмом. Также автор писал, что по причине того, что ритм музыки воспринимается человеком не только через слуховые анализаторы, но и сознание, у человека развивается потребность движений, осуществления дыхания в определенном ритме. Именно поэтому крайне важно с самого раннего возраста заниматься развитием у детей ритмопластики [7].
Многие экспериментально-психологические исследования рассматривали чувство ритма с различных точек зрения. Музыкальный ритм, с точки зрения Г. А. Ильиной — это определенная способность переживания музыки в движении, а ранее упомянутый нами Б. М. Теплов констатировал, что ощущения движения — это органический компонент в процессе восприятия ритма. Опираясь на положения авторов мы можем сделать вывод, что чувство ритма — это способность личности двигательно переживать музыкальные произведения, ощущая, при этом, ясную выразительность музыкального ритма в процессе воспроизведения [2].
Опираясь на исследования, можно сделать вывод, что основой целью ритмопластики является дифференциация процесса восприятия музыки, то есть определенного процессы выделения выразительности, формы, образца, которые оказывают влияние на формирование движений, а именно выразительности последних.
Задачами ритмопластики являются:
- Обучение детей восприятия, развития музыкальных образов, включая выражение их в движениях, согласование движений и характера музыки;
- Развитие основ музыкальной культуры ребенка;
- Развитие музыкальных способностей детей, то есть эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, темпа, слуховых представлений;
- Обучение навыкам определения жанров музыки, видов ритмики, различий простых музыкальных понятий;
- Формирование здорового образа жизни, профилактики здоровья, красивой осанки, пластичности;
- Развитие творческих способностей [1].
С целью развития ритмопластики применяют следующие виды музыкально-ритмических упражнений: танцы, хороводы, музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры, которые мы рассмотрим более подробно.
В таблице 1 отобразим виды музыкально-ритмических упражнений.
Таблица 1
Виды музыкально-ритмических упражнений, применяемых вДОО сцелью развития ритмопластики [6]
Музыкально-ритмические упражнения |
|
Подготовительные — носят подготовительный характер |
Самостоятельные- носят законченную форму |
Разучивание «пружинки» Ритмичные поскоки детей Разучивание прямого галопа Подпрыгивание на одной и двух ногах |
Украинская народная мелодия «Вертушки» «Всадники» В. Витлина «Упражнение с ленточками» под музыку В. А. Моцарта Австрийская народная музыка «Насмешливая кукушка» |
Далее, в таблице 2 приведем примеры следующего вида средства развития ритмопластики — танцев, хороводов.
Таблица 2
Виды танцев ихороводов, применяемых вДОО сцелью развития ритмопластики [4]
Танцы и хороводы |
|
Зафиксированные, то есть имеющие авторскую композицию движений |
Свободные, то есть те, которые дети придумали сами |
Народные, бальные, современные, хороводные танцы «Круговая пляска» «Парная пляска» «Пляски с платочками» Полька И.Штрауса Хоровод «Елочка» Хоровод «Веснянка» Характерный танец |
Танец «Зеркало» В.Золотарев «Танцуй как я» Ю.Слонов «Веселые матрешки» |
Однако одним из важных средств развития ритмопластики у детей дошкольного возраста является музыкальная игра, по причине того, что ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, а музыкальная игра может усилить эмоциональное воздействие игры через процессы погружения ребенка в мир сказочного персонажа. Ребенок, стараясь воспринять и перенять сказочный образ, будет развивать движения [5].
В рамках ДОО при развитии ритмопластики дошкольников применяют такие методы, как: словесный, наглядный и практический. При применении наглядного метода педагог использует, как правило, сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного приёмов, которые направлены на развитие тактильно-мышечной наглядности. При применении словесных методов, к которым относят беседы о музыке, объяснение выразительности музыкального произведения, рассказы об образах и так далее наиболее эффективно сочетать с другими приемами, которые на практическом опыте сформируют у детей нужны уровень развития ритмопластики. При применении практического метода, то есть многократного выполнения определенных музыкально-ритмических движений, важно вносить в работу элементы развития физической и двигательной активности детей, что закрепит освоение навыка, сосредоточить внимание на образе [3].
Таким образом мы можем заключить, что развитие ритмопластики — это эффективное средство комплексного воздействия на организм ребенка, а также на личностное развитие дошкольника. Эффективность процесса развития ритмопластики будет зависеть от соблюдения поставленных задач педагогом, а также выбора средств и методов развития.
Литература:
1. Аджимуратова З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 655–658.
2. Жуйкова А. А. Развитие музыкальных способностей детей 4–5 лет в системе дополнительного музыкального образования // Концепт. 2016. № 9.
3. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М.: Гном-Пресс, 2000. — 61 с.: ил.
4. Куприна, Н. Г. Танцуем вместе с мамой: развитие ритмопластики у дошкольников [Текст]: монография / Куприна Надежда Григорьевна, Нечаева Татьяна Борисовна; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т”, МАОУК ДОД Екатеринбургская детская шк. искусств «АртСозвездие”. — Екатеринбург: УрГПУ, 2015. — 185 с.
5. Меркель, С. Музыкально-ритмическое воспитание детей-дошкольников [Текст]: Упражнения. Навыки. Праздники / С. Меркель, Ф. Шапиро; Под ред. Н. А. Метлова. — Москва; Ленинград: Огиз — Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1931 (М.: нотный отд. тип. «Образцовой»). — 38 с.
6. Мухина, С. Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мухина Светлана Николаевна; [Место защиты: Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования]. — Москва, 2009. — 168 с
7. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теп-лов // Б. М. Теплов / отв. ред. Э. А. Голубева; РАН Ин-т психологии. — М.: Наука, 2003.-282 с.