В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ритма и координации у дошкольников (3–6 лет) средствами хореографического искусства.
Ключевые слова: развитие чувства ритма, развитие координации, дошкольники, хореографическое искусство.
Развитие чувства ритма и координации — важнейшая задача не только физического, но интеллектуального, эстетического развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Результаты тестирования будущих первоклассников часто показывают, что дети не могут прохлопать даже очень простой ритмический рисунок. Растет количество детских травм, связанных с проблемами в координации. Развиваются болезни вестибулярного аппарата.
Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему развивать чувство ритма и координации, приобретать практический жизненный опыт, усваивать социальные ценности.
Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. Цель их — активизация музыкального восприятия через движение.Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.
Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти — вот неполная характеристика красивого движения.
На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и эстетическое воспитание через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности: развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка [2].
Практическое исследование проходило в несколько этапов.
На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет.
На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.
На контрольном этапе была проведена диагностика в двух группах по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, и с теми же экспертами.
Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет (баллы)
Задания по методикам |
Группа 4 года |
||
первичн. |
повторн. |
||
Методика 1 |
задание 1 |
16 |
17 |
задание 2 |
13 |
17 |
|
задание 3 |
8 |
11 |
|
Методика 2 |
задание 1 |
18 |
23 |
задание 2 |
15 |
21 |
|
задание 3 |
17 |
21 |
|
Итого |
87 |
110 |
|
У 50 % детей группы 4 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент констатирующего эксперимента.
Получается, что после цикла занятий, способствующих улучшению координации и развитию чувства ритма кроме трех детей с высокими показателями на этапе первичной диагностики, прибавилось еще двое на этапе повторной.
Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет (баллы)
Задания по методикам |
Группа 5–6 лет |
||
первичн. |
повторн. |
||
Методика 1 |
задание 1 |
15 |
17 |
задание 2 |
8 |
13 |
|
задание 3 |
11 |
13 |
|
Методика 2 |
задание 1 |
19 |
23 |
задание 2 |
18 |
23 |
|
задание 3 |
18 |
23 |
|
Итого |
89 |
112 |
|
У 60 % детей группы 5–6 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент повторного эксперимента.
На момент первичной диагностики только 3 дошкольника показали высокий результат по проведенным методикам, а после занятий высокий уровень стали показывать еще трое ребят. Это хорошая тенденция.
Таким образом, из анализа полученных результатов видна положительная динамика в обеих группах, что свидетельствует об эффективности применения на практике предложенного комплекса занятий на развитие координации и чувства ритма у дошкольников.
Литература:
- Березкина Л. В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. — 2013. — № 8. С. 373–378.
2. Васильева Д. В., Попова Л. В. Музыкально-ритмические движения, как средство развития координации детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5. С. 375–376.
3. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). С. 259–261.
4. Тишунина А. Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей // Психолого-педагогический журнал «ГАУДЕАМУС». — Т. 17. — № 37. — 2018. С. 76–80.