Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Малютина, Д. В. Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства / Д. В. Малютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88977/ (дата обращения: 15.11.2024).



В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ритма и координации у дошкольников (3–6 лет) средствами хореографического искусства.

Ключевые слова: развитие чувства ритма, развитие координации, дошкольники, хореографическое искусство.

Развитие чувства ритма и координации — важнейшая задача не только физического, но интеллектуального, эстетического развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Результаты тестирования будущих первоклассников часто показывают, что дети не могут прохлопать даже очень простой ритмический рисунок. Растет количество детских травм, связанных с проблемами в координации. Развиваются болезни вестибулярного аппарата.

Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему развивать чувство ритма и координации, приобретать практический жизненный опыт, усваивать социальные ценности.

Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. Цель их — активизация музыкального восприятия через движение.Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.

Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти — вот неполная характеристика красивого движения.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и эстетическое воспитание через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.

Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности: развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка [2].

Практическое исследование проходило в несколько этапов.

На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет.

На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.

На контрольном этапе была проведена диагностика в двух группах по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, и с теми же экспертами.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 4 года

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

16

17

задание 2

13

17

задание 3

8

11

Методика 2

задание 1

18

23

задание 2

15

21

задание 3

17

21

Итого

87

110

У 50 % детей группы 4 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент констатирующего эксперимента.

Получается, что после цикла занятий, способствующих улучшению координации и развитию чувства ритма кроме трех детей с высокими показателями на этапе первичной диагностики, прибавилось еще двое на этапе повторной.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 5–6 лет

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

15

17

задание 2

8

13

задание 3

11

13

Методика 2

задание 1

19

23

задание 2

18

23

задание 3

18

23

Итого

89

112

У 60 % детей группы 5–6 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент повторного эксперимента.

На момент первичной диагностики только 3 дошкольника показали высокий результат по проведенным методикам, а после занятий высокий уровень стали показывать еще трое ребят. Это хорошая тенденция.

Таким образом, из анализа полученных результатов видна положительная динамика в обеих группах, что свидетельствует об эффективности применения на практике предложенного комплекса занятий на развитие координации и чувства ритма у дошкольников.

Литература:

  1. Березкина Л. В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. — 2013. — № 8. С. 373–378.

2. Васильева Д. В., Попова Л. В. Музыкально-ритмические движения, как средство развития координации детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5. С. 375–376.

3. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). С. 259–261.

4. Тишунина А. Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей // Психолого-педагогический журнал «ГАУДЕАМУС». — Т. 17. — № 37. — 2018. С. 76–80.

Основные термины (генерируются автоматически): группа детей, задание, повторная диагностика, развитие координации, развитие чувства ритма, чувство ритма, координация, методика, высокий уровень, первичная диагностика.


Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Задать вопрос