Влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.09.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Непомнящих, О. А. Влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста / О. А. Непомнящих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117777/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует роль занятия танцами с детьми дошкольного возраста. Также автор рассматривает цели и задачи занятия танцами с дошкольниками, раскрывает основные условия и принципы организации занятия танцами с детьми 5–6 лет.

Ключевые слова: хореография, дошкольный возраст, танцы, эмоциональное состояние, физическое развитие.

В настоящее время все большую популярность приобретают занятия хореографией в дошкольных образовательных учреждениях, потому как именно хореография дает возможность самоактуализации и придает уверенность в межличностных взаимодействиях. Одной из наиболее эффективных форм проведения хореографии в дошкольном учреждении является танцевальная терапия. Использование танцевальной терапии с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить физическое и эмоциональное состояние ребенка. Помимо этого занятия танцами помогает выработать у дошкольников более позитивный образ своего тела и повысить самооценку. А овладение новыми движениями и танцевальными навыками дает возможность приобрести новые ощущения. Следовательно, танцевальная терапия имеет огромное воспитательное значение, что доказывает ее актуальность.

Бриске И. Э. определяет танцевальную терапию как психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, который способствует индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции [1].

Танец автор рассматривает с двух точек зрения. По его мнению, танец — это [1]:

  1. Своеобразный язык, который используется вместо слов движения тела;
  2. Способ выражения эмоций, который помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.

Основная цель занятия танцами в дошкольном возрасте — достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.

Занятия танцами с детьми 5–6 лет способствуют решению основных задач (рисунок 1).

Задачи танцевальной терапии

Рис. 1. Задачи танцевальной терапии

Педагоги и психологи считают наилучшим возрастом для начала занятий танцами возраст 4–6 лет. Это связано, в первую очередь, с достижением достаточного уровня развития всех систем организма ребёнка. Детям этого возраста легко даются ходьба, бег и прыжки, но они часто испытывают трудности в выполнении сложно координированных движений и движений, связанных с дифференциацией мышечных усилий и работой мелких мышц кистей рук. Поэтому особенно полезно включать в занятия упражнения различного темпа и амплитуды, а также упражнения для кистей рук. Некоторые дети испытывают особые сложности в ориентации в пространстве танцевального зала. Упражнения, позволяющие свободно ориентироваться в пространстве, позволяют детям легче ориентироваться в пространстве листа бумаги при подготовке к школьному обучению.

Нельзя не упомянуть о роли занятий танцами в развитии памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, танец и музыка способны совершенствовать основные нервные процессы — возбуждение и торможение. Танец может быть средством расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения и возбуждения с одной стороны, и средством борьбы с гиподинамией, замкнутостью, стеснительностью с другой [4].

Организуя занятия танцами с детьми 5–6 лет, руководитель должен планировать педагогический процесс как гармоничное сочетание разнообразных форм, методов и способов его проведения. Так, в рамках проведения танцевального занятия в возрастной категории 5–6 лет, руководитель может использовать пальчиковые игры, элементы художественной и спортивной гимнастики, партерная гимнастика и т. д.

Занятия танцами с детьми 5–6 лет включают следующие условия [3]:

– правильная дозировка нагрузки с учетом индивидуальных особенностей детей;

– предупреждение случаев гипердинамии и перевозбуждения;

– активизация пассивных детей.

Распространёнными способами дозировки физической нагрузки являются:

– длительность выполнения упражнений;

– подбор самих упражнений;

– количество повторений упражнений;

– темп и ритм движений и др.

При подготовке занятия танцами с детьми 5–6 лет, очень важно, чтобы занятия были разнообразными. Особенно аккуратно педагогу следует относиться к выбору танцевальных номеров для разучивания детьми.

Также при подготовке занятия танцами педагогу необходимо соблюдать определенные принципы обучения танцам.

Принципы обучения танцам представлены на рисунке 2.

Принципы обучения танцам

Рис. 2. Принципы обучения танцам

Принцип доступности и индивидуализации заключается в учете возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка дошкольного возраста.

Принцип систематичности предполагает непрерывность и регулярность занятий танцами.

Принцип наглядности предусматривает практический показ движений педагогом или наиболее подготовленными детьми.

Принцип сознательности включает обучения танцу на основе сознательного и заинтересованного отношения дошкольника к занятиям.

Принцип повторяемости материала способствует выработке двигательных навыков [2].

Таким образом, занятия танцами с детьми 5–6 лет играет важную роль в развитии ребенка, влияет на физическое и эмоциональное развитие, дает возможность помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным детям, помогает поддержать детей с психическими и физическими недостатками, позволяет выявить творческие способности ребенку, а также позволяет повысить его собственную самооценку.

Литература:

1. Бриске И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособ. / и. Э. Бриске. — Челябинск, 2019. — 180 с.

2. Дрожжина Е. Ю., Снежкова М. Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 64 с.

3. Стукаленко, Н. М. Интегративное влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста / Н. М. Стукаленко, А. Г. Исмагулова // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 12–1. — С. 65–66.

4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие танцами, ребенок, танец, дошкольный возраст, танцевальная терапия, принцип обучения, подготовка занятия.


Похожие статьи

Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников

В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников

В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос