Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 18.05.2021

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Лоськова, Е. С. Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет / Е. С. Лоськова, Л. М. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 429-432. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81139/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается вопрос, касающийся физического воспитания младших школьников, в частности воспитания и совершенствования координационных способностей. Также говорится о необходимости поиска новых средств и методов целенаправленного воздействия на данное двигательное качество, так как проблема совершенствования методики развития координационных способностей остается мало разработанной. Включение танцевальной аэробики в процесс воспитания координационных способностей младших школьников способствует повышению его эффективности.

Ключевые слова: координационные способности, аэробика, танцевальная аэробика, танцевальные упражнения.

Актуальность проблемы. За последние годы выявлены тенденции, свидетельствующие об ухудшении состояния здоровья, физического развития и снижения уровня физической подготовленности подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает физическая подготовленность детей младшего возраста, в котором закладываются основы полноценного развития и всесторонней подготовки к будущей жизнедеятельности [1, с. 60].

В младшем возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, развитие физических способностей, в том числе и координационных. Благоприятным периодом для развития координационных способностей является возраст от 10 до 11 лет. На практике наблюдается незначительный объем и однообразие используемых средств, усредненный подход к физкультурному процессу, занятия мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых. Отсутствуют элементы танцевальной аэробики [2, с. 28]. В то же время занятия танцевальной аэробикой имеют значительный потенциал не только для развития координационных способностей, но и для: комплексного развития физических качеств, формирования культуры движений, эстетического вкуса.

Цель исследования : разработать и экспериментально обосновать методику воспитания координационных способностей у детей 10–11 лет средствами танцевальной аэробики.

Объект исследования : тренировочный процесс детей 10–11 лет.

Предмет исследования: средства и методы танцевальной аэробики.

Гипотеза: предполагаем, что методика занятий с детьми 10–11 лет, основанная на применении средств танцевальной аэробики в комплексе с базовой хореографией, танцевальными композициями и подвижными играми, позволит повысить уровень координационных способностей у детей 10–11 лет, если:

1) изучить структуру и особенности воспитания координационных способностей;

2) подобрать наиболее адекватные средства и методы танцевальной аэробики, соответствующие возрастным особенностям и уровню подготовленности детей 10–11 лет.

Организация исследования

Экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2019 по май 2020 года. В ходе исследования приняли участие две группы детей 10–11 лет. Под наблюдением находились 30 человек. Из них 15 человек составили контрольную группу, 15 — экспериментальную.

Суть эксперимента заключалась во внедрении экспериментальной методики с использованием танцевальных композиций, базовой хореографии и подвижных игр с целью повышения развития координационных способностей.

В процессе исследования контрольная группа занималась классической аэробикой, которая представляет собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, танцевальные движения, и выполнение базовых шагов аэробики под музыку. Экспериментальная группа так же занималась классической аэробикой, но с целью повышения уровня координационных способностей занятия проводились с некоторыми дополнениями. В основной части занятия вводились упражнения базовой хореографии и разучивались танцевальные композиции, а в заключительной части занятия проводились подвижные игры на развитие координационных способностей.

С целью выявления уровня развития координационных способностей детей 10–11 лет было проведено педагогическое тестирование контрольной и экспериментальной групп. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития координационных способностей детей 10–11 лет опытных групп до эксперимента

Педагогические тесты

КГ

M±m

ЭГ

M±m

t

P

Челночный бег 3х10 м, с

9,94±0,06

9,95±0,04

0,14

P<0,05

Поза Ромберга, с

11,3±0,53

11,5±0,65

0,17

P<0,05

Три кувырка вперед, с

7,45±0,07

7,43±0,06

0,22

P<0,05

Метание теннисного мяча на дальность, м

6,63±0,04

6,61±0,05

0,31

P<0,05

Балансирование на гимнастической скамейке, с

15,5±0,08

15,6±0,05

0,64

P<0,05

Таким образом, результаты тестирования показали, что статистически значимых различий нет, уровень развития координационных способностей детей, принимающих участие в эксперименте, находится в одном диапазоне и имеют средний уровень.

Таблица 2

Уровень развития координационных способностей детей 10–11 лет опытных групп после эксперимента

Педагогические тесты

КГ

M±m

ЭГ

M±m

t

P

Челночный бег 3х10 м, с

9,61±0,04

8,37±0,13

9,12

P>0,05

Поза Ромберга, с

16,27±0,28

34,5+1,21

13.07

P>0,05

Три кувырка вперед, с

7,27±0,05

5,11±0,05

30,5

P>0,05

Метание теннисного мяча на дальность, м

6,87±0,06

10,0±0,07

34

P>0,05

Балансирование на гимнастической скамейке, с

14,93±0,06

10,28±0,08

46,6

P>0,05

Дети экспериментальной группы во всех тестовых упражнениях превзошли детей контрольной группы. Достоверные различия наблюдались в экспериментальной группе во всех контрольных упражнениях.

После проведения эксперимента выявлены достоверные различия по всем показателям, характеризующих уровень развития координационных способностей. Дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы в результатах всех контрольных упражнений. Это позволяет говорить об эффективности использования танцевальной аэробики для повышения уровня координационных способностей.

Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по воспитанию координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10–11 лет, нами были сделаны следующие выводы :

  1. Танцевальное направление имеет один из самых высоких рейтингов среди различных направлений аэробики. Тренировки танцевальной аэробикой предоставляют возможность обучиться красиво двигаться, танцевать, освободиться от многочисленных комплексов и ощутить себя уверенно и комфортно в любом обществе [3, с. 53].
  2. Применение танцевальных упражнений — это прекрасное средство для развития координационных способностей, а также разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма, но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения [4, с. 12].
  3. Возраст 10–11 лет является благоприятным периодом для развития многих двигательных качеств, а именно координационных способностей. В этом возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений.

По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения танцевальной аэробики с целью воспитания координационных способностей.

Литература:

  1. Бабич, Ю. В. Спортивная аэробика и возможность ее применения в школьной практике / Ю. В. Бабич, Е. И. Скворчук, / Физкультурное образование Сибири. — Омск: СибГАФК, 1998,- № 2. — С. 154
  2. Давыдов, В. Ю., Методика преподавания оздоровительной аэробики / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 2004. — С. 86
  3. Крючек, Е. С. Аэробика / Е. С. Крючек: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Олимпия — Пресс, 2001. — С. 64
  4. Лисицкая, Т. С., Сиднева, Л. В. Хореография в аэробике / Т. С. Лисицкая Л. В. Сиднева / М: Тровант; Троицк, 2000. — С. 45
Основные термины (генерируются автоматически): танцевальная аэробика, способность, координационная способность детей, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень развития, базовая хореография, ребенок, упражнение, благоприятный период.


Ключевые слова

координационные способности, аэробика, танцевальная аэробика, танцевальные упражнения

Похожие статьи

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое значение придаётся физическому развитию детей. Одними из наиболее эффективных считаются занятия в бассейне, в том числе синхронное плавание. Подобные занятия способствуют разностороннему развитию...

Актуальность проблемы построения системы спортизированного физического воспитания дошкольников

Идея спортизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возникла из необходимости модернизировать систему физического воспитания детей, чтобы она обеспечивала комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательны...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Похожие статьи

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое значение придаётся физическому развитию детей. Одними из наиболее эффективных считаются занятия в бассейне, в том числе синхронное плавание. Подобные занятия способствуют разностороннему развитию...

Актуальность проблемы построения системы спортизированного физического воспитания дошкольников

Идея спортизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возникла из необходимости модернизировать систему физического воспитания детей, чтобы она обеспечивала комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательны...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Задать вопрос