Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Назарова, Л. К. Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи / Л. К. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90000/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается фрагмент проведенного исследования, подтверждающий эффективность разработанных комплексов упражнений оздоровительной аэробики.

Ключевые слова: младший школьный возраст, оздоровительная аэробика, общее недоразвитие речи (ОНР), физические качества, двигательные способности, эффективность, упражнения, исследования.

This article presents the results of the introduction of recreational aerobics into the process of physical culture of primary school age with speech disorders, which affects the physical and speech development of children

The article considers a fragment of the conducted research, which confirms the effectiveness of the developed complexes of exercises of recreational aerobics.

Keywords : primary school age, recreational aerobics, physical qualities, motor abilities, efficiency, exercises, research.

Введение. Втечение длительного времени в Казахстане наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, психического и физического состояний. На этом фоне появилась тенденция к речевым нарушениям у детей 5-6 лет. Известно, что все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи. Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий.

В связи с этим растет интерес специалистов физической культуры в области школьного воспитания к использованию средств оздоровительной аэробики в процессе физического воспитания. На наш взгляд, этот путь является рациональным, так как оздоровительная аэробика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность детей на основе сочетания физических упражнений и музыкального сопровождения.

Мы предположили, что использование в образовательном процессе по физической культуре детей младшего школьного возраста новых оздоровительных технологий, в частности оздоровительной аэробики, будет способствовать более эффективному развитию их двигательных способностей. Большинство движений, на которых построена аэробика — это танцевальные шаги, ходьба, бег, подскоки и т. д. Все аэробные упражнения рассчитаны, как правило, на развитие того или иного физического качества.

Цель исследования:

Изучение влияния новых оздоровительных технологий на уровень развития физических качеств младших школьников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить физическое состояние и особенности физического развития и физической подготовленности у младших школьников с речевыми нарушениями
  2. Выявить взаимосвязь между развитием физических качеств и развитием речи у младших школьников
  3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики направленный на развитие физических качеств средствами оздоровительной аэробики у младших школьников имеющих речевые нарушения.

Методы исследования. Входе исследовательской работы использовались: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования: Данное исследование проводилось в течение 2021–2022 гг. с привлечением детей младшего школьного возраста специальной коррекционной школы-интернат № 9 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Всего в исследовании приняли участие 28 детей в возрасте 6–7 лет. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, по 14 детей в каждой. В урок физической культуры экспериментальной группы был включен комплекс оздоровительной аэробики. Контрольная группа занималась согласно стандартной программе.

Результаты исследования и их обсуждение . С целью определения эффективности разработанной методики в начале и в конце эксперимента обе группы, контрольная и экспериментальная, прошли контрольные испытания. В течение шести месяцев условия для занятий респондентов обеих групп были идентичными. Тестирование проводилось в одно и то же время. Это были тесты для оценки уровня развития координационных и двигательных способностей.

Учитывая, что главную роль в формировании правильной осанки, функционировании опорно-двигательного аппарата играют мышцы спины, живота, ног и плечевого пояса, нами были использованы следующие тесты на определение развития силы: на мышцы спины — поднимание и удержание туловища из и. п. лежа на животе, руки за голову; на мышцы брюшного пресса — поднимание и опускание туловища из и. п. лежа на спине, руки скрещены на груди; на мышцы ног — прыжок в длину с места; на мышцы рук и плечевого пояса — вис на согнутых руках на перекладине. Для определения уровня координационных способностей использовали тест — челночный бег 3×10 м, для определения уровня гибкости — тест «Складка» наклон вперед из и. п. сидя на полу, для определения скоростных способностей использовался тест — бег 30 м для оценки координационных способностей используют тест — челночный бег 3×10 м, для определения скоростно-силовых качеств плечевого пояса и верхних конечностей применялся тест — метание теннисного мяча.

До начала эксперимента уровень физической подготовленности, физического развития младших школьников контрольной и экспериментальной группы практически не отличался друг от друга. В таблице представлены показатели уровня развития двигательных способностей респондентов на момент окончания эксперимента (табл.1)

Таблица 1

Результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей 6–7 лет с ОНР контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Показатель

Контрольная группа

Эксперементальная группа

Разница

Достоверность

Ед

%

1.

Бег 30 м

7,85±1,21

7,47±0,69

0,38

4,96

Р>0,05

2.

Челночный бег

11,1±0,28

10,1±0,2

1,0

9,43

Р<0,01

3.

Прыжок в длину с места, м

0,95±0,05

1,15±0,06

0,2

19,05

Р<0,05

4.

Метание теннисного мяча в даль, м

7,12±0,26

7,89±0,23

0,77

10,25

Р<0,01

5.

Подъем туловища из и. п. лежа на спине, кол-во раз

9,85±1,34

10,05±1,26

0,2

2,01

Р>0,05

6.

Подъем туловища из и. п. лежа на животе, кол-во раз

12,28±1,44

13,20±1,3

0,92

7,22

Р>0,05

7.

Вис на перекладине, сек

9,7±1,46

11,61±2,17

1,91

17,93

Р>0,05

8.

Наклон вперед из и. п. сидя на полу, см

1,53±0,77

1,67±0,53

0,14

8,75

Р>0,05

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.

Эффективность разработанной методики оценивалась нами по изменению показателей координационных способностей. В начале эксперимента почти все показатели детей ЭГ и КГ имели низкий уровень развития этих способностей. А к концу исследований по всем изучаемым параметрам координационных способностей наибольший прирост произошёл у детей экспериментальных групп в показателях способности к сохранению статического равновесия и к сохранению максимального темпа движений кистью, тактильно-кинестетической способности. Значительное улучшение чувства ритма в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, доказывает благотворное влияние экспериментальной методики на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с ОНР, чему способствовало музыкальное сопровождение занятий и выполнение упражнений в строгой регламентации с музыкой (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития координационных способностей детей 6–7 лет с ОНР до и после эксперимента

Тесты

Контрольная группа

Эксперементальная группа

Разница %

Достоверность

Исход.ур.

Конеч.ур

Исход. ур.

Конеч. ур

Исх. ур

Кон. ур

Исх. ур

Кон. ур

Проба «Ромберга» сек

14,6±2,56

20,33±3,07

15,55±2,25

30,08±2,73

1,31

18,58

Р<0,05

Р<0,01

Тест Озерецкого (баллы)

2,7±0,78

2,8±0,15

2,3±1,22

3,5±0,22

16

22,22

Р<0,05

Р<0,01

Теппинг-тест, кол-во ударов

26,17±0,03

25,9±0,75

26,45±0,06

28,45±0,81

1,06

9,38

Р<0,01

Р<0,01

Воспроизведение ритма (баллы)

4,3±1,3

4,8±0,23

4,4±0,81

5,6±0,18

2,3

15,38

Р<0,05

Р<0,01

Перекладывание фишек, сек

26,47±5,63

25,2±1,42

25,56±6,69

21,05±1,37

3,5

17,94

Р<0,05

Р<0,01

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь сформированности речи с координационными способностями у детей с ОНР, особенно с тактильно-кинестетической способностью рук (тест Озерецкого — г = 0,82), (тест перекладывание фишек — г = 0,80), способностью к сохранению максимального темпа движений кистью (г = 0,76). Корреляционный анализ между показателями двигательных способностей и сформированностью речи выявил положительную зависимость с результатами в прыжках в длину с места (г = 0,75) и метании теннисного мяча (г = 0,78). Необходимо отметить, что эти показатели проявляются в сложных движениях, где результат за висит не только от уровня скоростно-силовых качеств, но и обусловлен развитием координационных способностей исследуемых детей.

После проведённого нами педагогического эксперимента с детьми 5–6 лет с ОНР показатели двигательных способностей значительно улучшились у детей ЭГ. Физкультурные занятия в форме оздоровительной аэробики способствовали развитию физических качеств дошкольников, особенно по показателям скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости и выносливости (Р<0,01) Занятия по традиционной системе в меньшей степени повлияли на формирование физических качеств детей. Исключение составили силовые способности, которые в равной степени развивались у дошкольников контрольных и экспериментальных групп, что связано с индивидуальными особенностями детей и предпосылками к развитию силы. Это в свою очередь создало благоприятные предпосылки для коррекции речи у детей.Сравнительный анализ результатов тестирования показывает положительную динамику результатов и в КГ и в ЭГ. Однако рост результатов в ЭГ больше, чем в КГ. Контрольная группа занималась по программе учителя адаптивной физической культуры, а ЭГ с использованием предложенной нами методики.

Выводы. Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания повысит уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи. В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с нарушениями речи.

Таким образом, занятия по экспериментальной методике оздоровительной аэробики на и использование специальных упражнений способствовали развитию двигательных способностей, значительному повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья у детей младшего школьного возраста и тем самым значительно повысили их уровень речевого развития. Занятия оздоровительной аэробикой явились эффективным средством для развития физических способностей у детей 6–7 лет с нарушением речи на занятиях по физической культуре.

Литература:

  1. Кузьмина С. В. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на развитие физических способностей младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 25 с.
  2. Популо Г. М. Использование нетрадиционных средств, форм и методов организации физкультурно-оздоровительной деятельности //Физическая культура в школе. 2014. № 8. С. 46–49.
  3. Бобровский Е. А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов // Международный журнал прикладных и фундаменталь ных исследований. 2017. № 4–2. С. 456–459
  4. Голякова Н. Н. Методика проведения оздоровительной аэробики в условиях педагогического вуза // Вестник Ставропольского государственного педаго гического института. 2011. Т. 1. № 15–1. С. 95–114.
  5. Деобальд Н. В. Особенности применения современных оздоровительных технологий в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 1 (1). С. 48–51.
  6. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. — М.: ООО ACT, 1998. — 272 с
Основные термины (генерируются автоматически): оздоровительная аэробика, способность, физическая культура, контрольная группа, младший школьный возраст, нарушение речи, ребенок, экспериментальная группа, теннисный мяч, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения

В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Похожие статьи

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения

В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Задать вопрос