В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением временных рамок использование средств логопедической ритмики эффективно.
Ключевые слова : логопедическая ритмика, дети, педагогика, социализация.
Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, среди которых значительное место занимают дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР).
Дети с тяжёлым недоразвитием речи имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций, незначительное отставание в развитии мышления и речи [6].
Формирование и развитие речевой деятельности детей тяжёлым недоразвитием речи — обязательное условие их коммуникативных способностей.
Перед педагогами специальных образовательных учреждений разных уровней стоит сложная проблема поиска новых методов и средств для успешной коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Всестороннее развитие и обучение дошкольников, с тяжёлым недоразвитием речи, общению через логопедическую ритмику, как средство наиболее эффективной и успешной социализации ребенка, имеет огромную значимость и актуальность [4].
Таким образом, целью исследования является эффективность коррекционного воздействия на ребенка старшего дошкольного возраста с тяжёлым недоразвитием речи средствами логопедической ритмики.
Объектом исследования является логопедическая ритмика, как одно из направлений в развитии детей с тяжёлым нарушением речи.
Предметом исследования является влияние логопедической ритмики на формирующуюся личность ребенка дошкольного возраста с ТНР.
Гипотеза. Одной из эффективных форм специальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР являются средства логопедической ритмики.
Задачи исследования: — определить общую клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым недоразвитием речи; — выяснить значение ведущей деятельности в жизни детей дошкольного возраста с ТНР; — установить значимость и эффективность средств логопедической ритмики в коррекции старших дошкольников [2].
Основным методом является: наблюдение на занятиях логопедической ритмики за детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства», г. Краснодара, III логопедической группы; проведение педагогической диагностики; сравнение и анализ результатов, полученных в сентябре и январе. Обзор научно-методической литературы по данной проблеме.
В основе исследования лежит методика Анны Иосифовны Бурениной, которая была адаптирована в условиях дошкольно-образовательного учреждения МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Логоритмика выводилась как основное методическое средство.
Экспериментальную часть данной работы можно условно разделить на три этапа:
1) педагогическая диагностика (выявление уровня музыкального и психомоторного развития с ЗПР) — констатирующий эксперимент;
2) система коррекционной работы (занятия логоритмики) — формирующий эксперимент;
3) сравнение и анализ результатов (карты и график) — сравнительный эксперимент.
Первым этапом — констатирующий эксперимент — работы была педагогическая диагностика, ее проведение было необходимо для:
– выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
– проектирование индивидуальной работы;
– оценки эффекта педагогического воздействия.
Диагностика проводилась в сентябре, параллельно с плановым обследованием, что позволило получить более полный показатель умений и навыков детей.
Диагностическое обследование проводилось с шестью детьми дошкольного возраста с ТНР.
Все наблюдения фиксировались в индивидуальных картах, по десяти параметрам и оценивались по пятибалльной системе.
Критерии оценки. Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития [5]. В процессе диагностики использовалась шкала от 0 до 5 баллов.
- Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивалось соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
- Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные.
Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
- Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (предлагалось встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии.
Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то его можно определить, как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей, делались важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент.
При срезах, чтобы оценить проявление данных характерологических особенностей детей, было условно разделено пространство зала, на пять зон по степени удаленности от педагога и фиксировали, какое место выбирает ребенок на занятии по логоритмике.
- Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
1) Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
- Внимание — способность не отвлекаться от восприятия музыки и процесса движения.
- Память — способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная).
- Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки:
- Пластичность, гибкость — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные упражнения.
- Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); — правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и в других общеразвивающих видах движений.
- Развитие ритмичности.
Вторым этапом — формирующий эксперимент — была система коррекционной работы, основывающаяся на занятиях по логопедической ритмики. Акцентным моментом на занятиях была музыкально-игровая деятельность детей дошкольников с ТНР.
Отбор содержания двигательной, речедвигательной, музыкально-речевой деятельности производился в соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемыми к выпускникам подготовительных к школе групп в МАДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 216».
В то же время общая система педагогического воздействия на детей определялась в каждый конкретный момент, в соответствии с уровнем их психомоторного развития, учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы ребенка с ТНР.
Поддерживалось и поощрялось любое проявление детской пытливости и инициативы. Ни один из детских вопросов не оставался без педагогического внимания.
Совместно с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию был разработан календарный план на три месяца — октябрь, ноябрь, декабрь (с учётом психолого-педагогической диагностики), (таблица 1).
Таблица 1
Календарное планирование
Дата |
Программное содержание |
Подобранный репертуар |
Октябрь, ноябрь, декабрь |
1. Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом и характером музыки, ее темпоритмом. 2. Слушание музыки. Сопереживать содержанию произведений, различать и сравнивать их характер: праздничный, торжественный; лирический, ласковый, веселый, плясовой; грустный, радостный; шуточный, задорный. 3. Пение: упражнять на развитие слуха и голоса. Петь, правильно интонируя мелодию: легким, подвижным звуком; протяжно, напевно, не спеша; бодро, радостно. 4. Музыкально-ритмические движения: передавать характер музыки в основных движениях — ходьбе, беге, прыжках: обычный, праздничный марш; легкий пружинящий шаг; плавный, танцевальный шаг; легкий бег, легкие поскоки. Формировать умение выполнять простейшие перестроения: становиться в круг, врассыпную, поворачиваясь лицом к зрителям. Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, знакомых зверей, транспорт, игрушки, а также коммуникативные жесты; жесты, выражающие состояние (жарко — холодно, обиделись — помирились). |
«Марш» муз. Г. Свиридова; «Марш» муз. Е. Жарковского; Римский-Корсаков «Колыбельная»; «Разноцветная игра»; «Плюшевый медвежонок». Ал. Александров «Нас много на шаре земном»; П. И. Чайковский «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; марш из балета «Щелкунчик», «Камаринская»; В. А. Моцарт «Вальс»; чеш. нар. песня «Три синички танцевали». Игры «У медведя во бору»; рус.нар. песня обр. Т. Попатенко; Л.Шварц «Кто скорее возьмет бубен?»; Попатенко «Пляшет Олечка в кругу» муз. «Плясовая». Косенко «Полька»; М. Красев «Выход и пляска медвежат»; А. Филиппенко «Весёлый музыкант». |
Занятия проводились ежедневно по 25 минут, во вторую половину дня, в музыкальном зале.
На третьем этапе работы — сравнительный эксперимент — было сравнение и анализ результатов.
Повторная диагностика по десяти параметрам проводилась в январе, после экспериментальной системы коррекционной работы (занятия логопедической ритмикой).
Сравнение и анализ двух диагностических результатов показал, что в связи с систематическим и системным проведением логоритмики у дошкольников с ТНР наблюдается динамика развития. (Таблица № 2).
Таблица 2
Анализ и сравнение результатов
Параметры: |
Процентное соотношение (6 детей) |
|
Начало эксперимента (сентябрь) |
Окончание эксперимента (январь) |
|
1. Музыкальность |
0,6 |
1,2 |
2. Эмоциональная сфера |
0,5 |
1,1 |
3.Характерологические особенности |
0,7 |
1,4 |
4. Творческие проявления |
0,6 |
1,3 |
5. Внимание |
0,4 |
1,5 |
6. Память |
0,5 |
1,5 |
7. Подвижность |
0,8 |
1,4 |
8. Пластичность, гибкость |
0,8 |
1,8 |
9. Координация движений |
0,7 |
1,6 |
10. Ритмичность |
0,5 |
1,2 |
Она заключается в повышении познавательной активности, адекватного эмоционального развития. Развиваются творческие способности и двигательные качества и умения, а также умения ориентироваться в пространстве. Повышается интерес к музыке. Также развиваются все высшие психические функции — память, речь, мышление, восприятие, воображение, внимание. Повышается активность в области игрового поведения, хорошие показатели в физическом развитии и формировании личности в целом (Диаграмма № 1).
Рис. 1.Анализ и сравнение результатов
Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-воспитательном процессе — залог успеха в предупреждении тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники с речевой недостаточностью, имеющие ряд характерных особенностей, в музыкально-игровой деятельности с интересом воспринимают сочетание движений, слов и музыки.
Следовательно, повышается состояние эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
В данной работе проведен необходимый обзор научно-методической литературы по проблеме тяжёлого недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста, особенностей их в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности и влияние дифференцированных приемов и средств на занятиях логоритмики в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.
Анализ данных уровня музыкального и психомоторного развития детей с ТНР показал то, что при систематическом проведении занятий по логопедической ритмике интенсивнее и эффективнее идет процесс усвоения знаний и формирования навыков по всем исследуемым параметрам [3;5].
Таким образом, в соответствии с имеющимися данными о влиянии логопедической ритмики на результативность в развитии познавательных процессов старших дошкольников с ТНР в педагогической и психологической литературе, данная работа подтвердила этот факт экспериментально.
Обозначенная в работе гипотеза подтвердилась. Действительно, при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями детей, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением временных рамок использование средств логоритмики эффективно.
Следует отметить следующие выводы:
В мыслительной деятельности совершенствуются такие важные операции, как классификация и обобщение.
В речи отмечено увеличение словарного запаса, особенно прилагательных, активное использование слов-синонимов. Речь приобретает большую выразительность [1]. Посредством речи дети способны передавать не только свои знания, суждения о чем-то, но и свои желания, чувства, переживания.
Среди различных видов памяти наиболее очевидная динамика зафиксирована в развитии эмоциональной памяти.
Совершенствуется воображение. Содержание образов, созданных на основе имеющихся описаний, подвижных игр, игр-драматизаций, этюдов, значительно обогащается. С привнесением личностного отношения они наполняются эмоциональностью, красочностью и яркостью.
Заметно увеличивается объем внимания детей; они получают импульс к развитию такого его качества, как устойчивость и произвольность. Дети становятся более внимательными к другим людям, к их эмоциям, чувствам, желаниям, словам и поступкам, успехам и неудачам, проявляют сочувствие и стремление помочь.
Совершенствуется физическое развитие детей: движения становятся более координированными, точными, появляется уверенность в собственных силах. Развивается чувство ритма.
Отмечается появившаяся «ревность» в поведении детей, доброжелательность и меньшая конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками и близкими людьми. Развивается творческая активность детей.
Результаты данного обследования были представлены и рассмотрены на педагогическом совете МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства», и вызвали определенный интерес у педагогического состава.
Имеющиеся в работе конкретные игры, игровые упражнения и этюды рекомендованы к использованию в процессе коррекционного воздействия на занятиях по логоритмики в дошкольном образовательном учреждении. Совместно с психологом детского сада составлены рекомендации по работе с детьми, имеющими низкие показатели по исследуемым параметрам.
Решением методического совета педагогов МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» рекомендовано использовать логоритмику, как эффективное средство в коррекции детей старшего дошкольного возраста с ТНР (Приказ № 3/2 от 14.01.22 года).
Литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. инс-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология». 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с., ил.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл.школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000 г. — 220 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 214 «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. — 191с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — 240 с. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000. — (РГПУ им. А. И. Герцена) /Под редакцией В. П. Балобанова и др. [С. 108–113]
- Солопанова О. Ю. Совершенствование методических приемов по музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб. –метод. пособие. Краснодар: Кубан. гос.ун-т, 2002. — 71с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.