Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевченко, М. В. Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / М. В. Шевченко, Н. А. Елькина, А. В. Бейзот, Е. Е. Добрянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98532/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением временных рамок использование средств логопедической ритмики эффективно.

Ключевые слова : логопедическая ритмика, дети, педагогика, социализация.

Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, среди которых значительное место занимают дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР).

Дети с тяжёлым недоразвитием речи имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций, незначительное отставание в развитии мышления и речи [6].

Формирование и развитие речевой деятельности детей тяжёлым недоразвитием речи — обязательное условие их коммуникативных способностей.

Перед педагогами специальных образовательных учреждений разных уровней стоит сложная проблема поиска новых методов и средств для успешной коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Всестороннее развитие и обучение дошкольников, с тяжёлым недоразвитием речи, общению через логопедическую ритмику, как средство наиболее эффективной и успешной социализации ребенка, имеет огромную значимость и актуальность [4].

Таким образом, целью исследования является эффективность коррекционного воздействия на ребенка старшего дошкольного возраста с тяжёлым недоразвитием речи средствами логопедической ритмики.

Объектом исследования является логопедическая ритмика, как одно из направлений в развитии детей с тяжёлым нарушением речи.

Предметом исследования является влияние логопедической ритмики на формирующуюся личность ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Гипотеза. Одной из эффективных форм специальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР являются средства логопедической ритмики.

Задачи исследования: — определить общую клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым недоразвитием речи; — выяснить значение ведущей деятельности в жизни детей дошкольного возраста с ТНР; — установить значимость и эффективность средств логопедической ритмики в коррекции старших дошкольников [2].

Основным методом является: наблюдение на занятиях логопедической ритмики за детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства», г. Краснодара, III логопедической группы; проведение педагогической диагностики; сравнение и анализ результатов, полученных в сентябре и январе. Обзор научно-методической литературы по данной проблеме.

В основе исследования лежит методика Анны Иосифовны Бурениной, которая была адаптирована в условиях дошкольно-образовательного учреждения МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Логоритмика выводилась как основное методическое средство.

Экспериментальную часть данной работы можно условно разделить на три этапа:

1) педагогическая диагностика (выявление уровня музыкального и психомоторного развития с ЗПР) — констатирующий эксперимент;

2) система коррекционной работы (занятия логоритмики) — формирующий эксперимент;

3) сравнение и анализ результатов (карты и график) — сравнительный эксперимент.

Первым этапом — констатирующий эксперимент — работы была педагогическая диагностика, ее проведение было необходимо для:

– выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

– проектирование индивидуальной работы;

– оценки эффекта педагогического воздействия.

Диагностика проводилась в сентябре, параллельно с плановым обследованием, что позволило получить более полный показатель умений и навыков детей.

Диагностическое обследование проводилось с шестью детьми дошкольного возраста с ТНР.

Все наблюдения фиксировались в индивидуальных картах, по десяти параметрам и оценивались по пятибалльной системе.

Критерии оценки. Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития [5]. В процессе диагностики использовалась шкала от 0 до 5 баллов.

  1. Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивалось соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
  2. Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные.

Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

  1. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка.

По тому, какое место ребенок занимает в зале (предлагалось встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии.

Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то его можно определить, как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей, делались важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент.

При срезах, чтобы оценить проявление данных характерологических особенностей детей, было условно разделено пространство зала, на пять зон по степени удаленности от педагога и фиксировали, какое место выбирает ребенок на занятии по логоритмике.

  1. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

1) Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.

  1. Внимание — способность не отвлекаться от восприятия музыки и процесса движения.
  2. Память — способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная).
  3. Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки:
  4. Пластичность, гибкость — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные упражнения.
  5. Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); — правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и в других общеразвивающих видах движений.
  6. Развитие ритмичности.

Вторым этапом — формирующий эксперимент — была система коррекционной работы, основывающаяся на занятиях по логопедической ритмики. Акцентным моментом на занятиях была музыкально-игровая деятельность детей дошкольников с ТНР.

Отбор содержания двигательной, речедвигательной, музыкально-речевой деятельности производился в соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемыми к выпускникам подготовительных к школе групп в МАДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 216».

В то же время общая система педагогического воздействия на детей определялась в каждый конкретный момент, в соответствии с уровнем их психомоторного развития, учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы ребенка с ТНР.

Поддерживалось и поощрялось любое проявление детской пытливости и инициативы. Ни один из детских вопросов не оставался без педагогического внимания.

Совместно с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию был разработан календарный план на три месяца — октябрь, ноябрь, декабрь (с учётом психолого-педагогической диагностики), (таблица 1).

Таблица 1

Календарное планирование

Дата

Программное содержание

Подобранный репертуар

Октябрь, ноябрь, декабрь

1. Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом и характером музыки, ее темпоритмом.

2. Слушание музыки. Сопереживать содержанию произведений, различать и сравнивать их характер: праздничный, торжественный; лирический, ласковый, веселый, плясовой; грустный, радостный; шуточный, задорный.

3. Пение: упражнять на развитие слуха и голоса. Петь, правильно интонируя мелодию: легким, подвижным звуком; протяжно, напевно, не спеша; бодро, радостно.

4. Музыкально-ритмические движения: передавать характер музыки в основных движениях — ходьбе, беге, прыжках: обычный, праздничный марш; легкий пружинящий шаг; плавный, танцевальный шаг; легкий бег, легкие поскоки.

Формировать умение выполнять простейшие перестроения: становиться в круг, врассыпную, поворачиваясь лицом к зрителям.

Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, знакомых зверей, транспорт, игрушки, а также коммуникативные жесты; жесты, выражающие состояние (жарко — холодно, обиделись — помирились).

«Марш» муз. Г. Свиридова;

«Марш» муз. Е. Жарковского;

Римский-Корсаков «Колыбельная»;

«Разноцветная игра»;

«Плюшевый медвежонок».

Ал. Александров «Нас много на шаре земном»;

П. И. Чайковский «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; марш из балета «Щелкунчик», «Камаринская»; В. А. Моцарт «Вальс»; чеш. нар. песня «Три синички танцевали».

Игры «У медведя во бору»;

рус.нар. песня обр. Т. Попатенко;

Л.Шварц «Кто скорее возьмет бубен?»; Попатенко «Пляшет Олечка в кругу» муз. «Плясовая». Косенко «Полька»;

М. Красев «Выход и пляска медвежат»; А. Филиппенко «Весёлый музыкант».

Занятия проводились ежедневно по 25 минут, во вторую половину дня, в музыкальном зале.

На третьем этапе работы — сравнительный эксперимент — было сравнение и анализ результатов.

Повторная диагностика по десяти параметрам проводилась в январе, после экспериментальной системы коррекционной работы (занятия логопедической ритмикой).

Сравнение и анализ двух диагностических результатов показал, что в связи с систематическим и системным проведением логоритмики у дошкольников с ТНР наблюдается динамика развития. (Таблица № 2).

Таблица 2

Анализ и сравнение результатов

Параметры:

Процентное соотношение (6 детей)

Начало эксперимента (сентябрь)

Окончание эксперимента (январь)

1. Музыкальность

0,6

1,2

2. Эмоциональная сфера

0,5

1,1

3.Характерологические особенности

0,7

1,4

4. Творческие проявления

0,6

1,3

5. Внимание

0,4

1,5

6. Память

0,5

1,5

7. Подвижность

0,8

1,4

8. Пластичность, гибкость

0,8

1,8

9. Координация движений

0,7

1,6

10. Ритмичность

0,5

1,2

Она заключается в повышении познавательной активности, адекватного эмоционального развития. Развиваются творческие способности и двигательные качества и умения, а также умения ориентироваться в пространстве. Повышается интерес к музыке. Также развиваются все высшие психические функции — память, речь, мышление, восприятие, воображение, внимание. Повышается активность в области игрового поведения, хорошие показатели в физическом развитии и формировании личности в целом (Диаграмма № 1).

Анализ и сравнение результатов

Рис. 1.Анализ и сравнение результатов

Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-воспитательном процессе — залог успеха в предупреждении тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники с речевой недостаточностью, имеющие ряд характерных особенностей, в музыкально-игровой деятельности с интересом воспринимают сочетание движений, слов и музыки.

Следовательно, повышается состояние эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

В данной работе проведен необходимый обзор научно-методической литературы по проблеме тяжёлого недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста, особенностей их в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности и влияние дифференцированных приемов и средств на занятиях логоритмики в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Анализ данных уровня музыкального и психомоторного развития детей с ТНР показал то, что при систематическом проведении занятий по логопедической ритмике интенсивнее и эффективнее идет процесс усвоения знаний и формирования навыков по всем исследуемым параметрам [3;5].

Таким образом, в соответствии с имеющимися данными о влиянии логопедической ритмики на результативность в развитии познавательных процессов старших дошкольников с ТНР в педагогической и психологической литературе, данная работа подтвердила этот факт экспериментально.

Обозначенная в работе гипотеза подтвердилась. Действительно, при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями детей, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением временных рамок использование средств логоритмики эффективно.

Следует отметить следующие выводы:

В мыслительной деятельности совершенствуются такие важные операции, как классификация и обобщение.

В речи отмечено увеличение словарного запаса, особенно прилагательных, активное использование слов-синонимов. Речь приобретает большую выразительность [1]. Посредством речи дети способны передавать не только свои знания, суждения о чем-то, но и свои желания, чувства, переживания.

Среди различных видов памяти наиболее очевидная динамика зафиксирована в развитии эмоциональной памяти.

Совершенствуется воображение. Содержание образов, созданных на основе имеющихся описаний, подвижных игр, игр-драматизаций, этюдов, значительно обогащается. С привнесением личностного отношения они наполняются эмоциональностью, красочностью и яркостью.

Заметно увеличивается объем внимания детей; они получают импульс к развитию такого его качества, как устойчивость и произвольность. Дети становятся более внимательными к другим людям, к их эмоциям, чувствам, желаниям, словам и поступкам, успехам и неудачам, проявляют сочувствие и стремление помочь.

Совершенствуется физическое развитие детей: движения становятся более координированными, точными, появляется уверенность в собственных силах. Развивается чувство ритма.

Отмечается появившаяся «ревность» в поведении детей, доброжелательность и меньшая конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками и близкими людьми. Развивается творческая активность детей.

Результаты данного обследования были представлены и рассмотрены на педагогическом совете МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства», и вызвали определенный интерес у педагогического состава.

Имеющиеся в работе конкретные игры, игровые упражнения и этюды рекомендованы к использованию в процессе коррекционного воздействия на занятиях по логоритмики в дошкольном образовательном учреждении. Совместно с психологом детского сада составлены рекомендации по работе с детьми, имеющими низкие показатели по исследуемым параметрам.

Решением методического совета педагогов МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» рекомендовано использовать логоритмику, как эффективное средство в коррекции детей старшего дошкольного возраста с ТНР (Приказ № 3/2 от 14.01.22 года).

Литература:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. инс-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология». 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с., ил.
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл.школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000 г. — 220 с.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 214 «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. — 191с.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — 240 с. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000. — (РГПУ им. А. И. Герцена) /Под редакцией В. П. Балобанова и др. [С. 108–113]
  5. Солопанова О. Ю. Совершенствование методических приемов по музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб. –метод. пособие. Краснодар: Кубан. гос.ун-т, 2002. — 71с.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая ритмика, тяжелое недоразвитие речи, ребенок, старший дошкольный возраст, Детский сад, краснодар, дошкольный возраст, движение, коррекционная работа, коррекционно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Похожие статьи

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Задать вопрос