Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 2055 раз

Библиографическое описание:

Быханова, К. Н. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы / К. Н. Быханова, О. В. Каданцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54031/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена изучению условий для успешного развития мелкой моторики у дошкольников средней группы. В качестве одного из условий предлагается разработанная программа «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Автор проводит аналитическое сравнение развития мелкой моторики у дошкольников до и после реализации программы. Сравнения достижений дошкольников до и после реализации программы показали, что программа эффективна и может использоваться в других группах детского сада для решения проблем недоразвитости моторики рук.

Ключевые слова: мелкая моторика; дошкольники.

Развитая мелкая моторика играет одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития дошкольника. Мелкая моторика представляет собой совокупность действий человека скоординированных, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается хорошо за счет хорошо поставленного нейропсихологического развития в дошкольном возрасте. Мелкая моторика — это один из видов моторики, которая влияет на различные психические функции и свойства сознания. Поэтому в любой из периодов жизни человека движения рук, пальцев очень важны. Развивать мелкую моторику необходимо для развития умений движения кисти и пальцев, так как данные умения будут способствовать в дальнейшем развитию навыков самообслуживания, что определяет актуальность исследования на социальном и педагогическом уровне.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:

– положения о системном подходе к организации психической деятельности ребенка (Б. Г. Ананьев, А. П. Анохин, Б. Ф. Ломов);

– учение о роли перцептивных действий в формировании образа предмета и о роли в развитии ребенка (А. В. Запорожец);

– теория деятельностного подхода в развитии личности (Н. В. Бордовская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Иммануил Кант считал, что «… рука является вышедшим наружу головным мозгом». Поэтому для развития интеллекта необходимо развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

В. А. Сухомлинский также утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Многие известные ученые считают, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти рук является главным стимулом развития психических познавательных процессов. Исследователи в области педагогики и психологии (Е. М. Беспаленко, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Н. С. Махина, Г. Е. Сухарева и др.) определяют нарушения в развитии мелкой моторики как один из симптомов интеллектуального недоразвития. Следствием этого может стать несогласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для развития восприятия и, двигательного в том числе, необходимо систематически проводить специальную развивающую работу.

Таким образом, целью исследования явилось создание специальных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников средней группы.

Задачи:

1) Разработка программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников».

2) Апробация программы в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа.

3) Провести сравнительный анализ реализации программы.

4) Предоставить выводы методисту и старшему воспитателю детского сада для реализации программы в других группах.

Реализация программы и участники исследования

Исследование проходило в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа. Исследование началось в апреле 2018 года и продолжается в настоящее время. Программа рассчитана на 68 часов, т. е. реализуется два раза в неделю. Описываемые данные в статье являются промежуточными, т. к. эксперимент не завершен.

Программа имеет следующие разделы: игры с песком и натуральными камнями (литопедагогика); игры с крупами, бобовыми, макаронами; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр); игры с соленым тестом; подвижные игры. В одной теме занятия могут сочетаться дидактические и подвижные игры, также комбинированные занятия предполагают сюжетно-ролевую игру и игру с крупами и др.

Все упражнения и игровые занятия в программе были разделены на четыре группы:

– группа упражнений связана с распознаванием предметов (чудесный мешочек, нахождение на ощупь в коробке определенную игрушку и др.);

– группа направлена на развитие координации движений;

– группа развивает ловкость пальцев;

– группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Обсуждение результатов

Успешность реализации программы оценивалось по следующим критериям:

– выполняет задание точно, без ошибок, укладывается в отведенное время — 1 балл;

– выполняет задание с незначительными ошибками, но укладывается в отведенное время — 0,5 балла;

– выполняет задание с множеством ошибок и не укладывается в отведенное время — 0 баллов.

В таблице приведены результаты на начало реализации программы (апрель 2018 года) и в промежуточный контроль (октябрь 2018 года). По каждому из пунктов находилось среднее арифметическое значение.

Мероприятие

Апрель 2018

Октябрь 2018

1.

Сюжетно-ролевая игра «Готовим торт» (игра, лепка из соленого теста, динамическая минутка).

0,63

0,86

2.

Игра — драматизация «Золушка» (на скорость нужно разделить в отдельные контейнеры горох, фасоль и рис).

0,54

0,78

3.

Сочетание дидактической и сюжетно-ролевой игры «Художники» (литопедагогика, т. е. выкладывание картины из камней, презентация картин)

0,71

0,89

4.

Дидактическая игра «Одень дерево». Предлагаются фигуры деревьев, но на них нет листьев. Есть пуговицы, к которым необходимо пристегнуть листья и плоды. Решается одновременно задача по развитию познавательной активности.

0,43

0,56

5.

Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Готовим букет». Из макаронных изделий различной формы дети создают букеты. Присутствует соревновательный эффект. За лучший (лучшие) букет поощрение. С букетом идут в гости (по инициативе детей).

0,57

0,88

6.

Театрализованные кукольные игры «Лиса и петух», «Курочка ряба», «Уголек, соломинка и боб» и др.

0,33

0,48

7.

Пальчиковый театр и дидактическая игра «Колобок», «Кто как говорит», «Танцы зверят» и др.

0,47

0,63

8.

Подвижные игры: «Зеркало» (необходимо успевать копировать движения напротив стоящего ребенка); считалочки с выполнением фигур кистями рук; игра «Домик» и «Баба Яга к нам пришла» (усиление концентрации зрительного и слухового внимания, тренировка координации движения).

0,76

0,89

9.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

0,32

0,51

10.

Дидактические игры с графическим диктантом и штриховкой.

0,58

0,79

11.

Упражнения с мячом в подвижных играх.

0,77

0,92

Полученные данные наглядно показывают, что прогресс в развитии мелкой моторики достаточно хороший. Эти показатели не являются высокими, но разница в результатах на начало реализации программы и на момент проведения анализа по некоторым параметрам увеличилась на треть.

Лучшие показатели по дидактической и сюжетно-ролевой игре «Готовим букет». Разница составляет 0,31 балла. Это самый высокий результат. Улучшен результат в упражнениях и играх с мячом, но он и изначально был высоким, т. е. выше, чем показатели других игр и упражнений. Это объясняется тем, что дети чаще всего играют в мяч: на прогулке, на занятиях физической культурой с инструктором, на развивающих занятиях.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» трудно дается детям, путаются в упражнении, но результаты тоже стали лучше.

Кукольный театр и постановки с использованием кукол также не дал высоких показателей. Но здесь есть погрешность. Есть дети, у которых прекрасно развита мелкая моторика, они хорошо владеют куклами и речью, но на общий результат это не повлияло.

Заключение. В настоящее время проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников требует поиска инновационных образовательных ресурсов.

В исследовании раскрыта сущность образовательной деятельности через реализацию программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Изучение состояние проблемы исследования, стало возможным благодаря анализу психолого-педагогической литературы, научных трудов, методических рекомендаций, которые позволили организовать психофизиологический процесс развития мелкой моторики у дошкольников средней группы детского сада комбинированного вида.

Предлагаемые игры и упражнения программы обеспечивают развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, так как в содержании программы присутствуют методы обучения, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей указанной возрастной группы.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М., 2000, — 48 с.
  2. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. — М.: АСТ, 2011. — 56 с.
  3. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта / А. Л. Сиротюк — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 48 с.
  4. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М.: Издательство ЭКСМО, 2007, — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, игра, реализация программы, детский сад, сюжетно-ролевая игра, группа, комбинированный вид, мелкая моторика рук, отведенное время, средство развития.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Задать вопрос