Статья посвящена изучению условий для успешного развития мелкой моторики у дошкольников средней группы. В качестве одного из условий предлагается разработанная программа «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Автор проводит аналитическое сравнение развития мелкой моторики у дошкольников до и после реализации программы. Сравнения достижений дошкольников до и после реализации программы показали, что программа эффективна и может использоваться в других группах детского сада для решения проблем недоразвитости моторики рук.
Ключевые слова: мелкая моторика; дошкольники.
Развитая мелкая моторика играет одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития дошкольника. Мелкая моторика представляет собой совокупность действий человека скоординированных, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается хорошо за счет хорошо поставленного нейропсихологического развития в дошкольном возрасте. Мелкая моторика — это один из видов моторики, которая влияет на различные психические функции и свойства сознания. Поэтому в любой из периодов жизни человека движения рук, пальцев очень важны. Развивать мелкую моторику необходимо для развития умений движения кисти и пальцев, так как данные умения будут способствовать в дальнейшем развитию навыков самообслуживания, что определяет актуальность исследования на социальном и педагогическом уровне.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:
– положения о системном подходе к организации психической деятельности ребенка (Б. Г. Ананьев, А. П. Анохин, Б. Ф. Ломов);
– учение о роли перцептивных действий в формировании образа предмета и о роли в развитии ребенка (А. В. Запорожец);
– теория деятельностного подхода в развитии личности (Н. В. Бордовская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Иммануил Кант считал, что «… рука является вышедшим наружу головным мозгом». Поэтому для развития интеллекта необходимо развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
В. А. Сухомлинский также утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Многие известные ученые считают, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти рук является главным стимулом развития психических познавательных процессов. Исследователи в области педагогики и психологии (Е. М. Беспаленко, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Н. С. Махина, Г. Е. Сухарева и др.) определяют нарушения в развитии мелкой моторики как один из симптомов интеллектуального недоразвития. Следствием этого может стать несогласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для развития восприятия и, двигательного в том числе, необходимо систематически проводить специальную развивающую работу.
Таким образом, целью исследования явилось создание специальных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников средней группы.
Задачи:
1) Разработка программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников».
2) Апробация программы в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа.
3) Провести сравнительный анализ реализации программы.
4) Предоставить выводы методисту и старшему воспитателю детского сада для реализации программы в других группах.
Реализация программы и участники исследования
Исследование проходило в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа. Исследование началось в апреле 2018 года и продолжается в настоящее время. Программа рассчитана на 68 часов, т. е. реализуется два раза в неделю. Описываемые данные в статье являются промежуточными, т. к. эксперимент не завершен.
Программа имеет следующие разделы: игры с песком и натуральными камнями (литопедагогика); игры с крупами, бобовыми, макаронами; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр); игры с соленым тестом; подвижные игры. В одной теме занятия могут сочетаться дидактические и подвижные игры, также комбинированные занятия предполагают сюжетно-ролевую игру и игру с крупами и др.
Все упражнения и игровые занятия в программе были разделены на четыре группы:
– группа упражнений связана с распознаванием предметов (чудесный мешочек, нахождение на ощупь в коробке определенную игрушку и др.);
– группа направлена на развитие координации движений;
– группа развивает ловкость пальцев;
– группа направлена на общее развитие мелкой моторики.
Обсуждение результатов
Успешность реализации программы оценивалось по следующим критериям:
– выполняет задание точно, без ошибок, укладывается в отведенное время — 1 балл;
– выполняет задание с незначительными ошибками, но укладывается в отведенное время — 0,5 балла;
– выполняет задание с множеством ошибок и не укладывается в отведенное время — 0 баллов.
В таблице приведены результаты на начало реализации программы (апрель 2018 года) и в промежуточный контроль (октябрь 2018 года). По каждому из пунктов находилось среднее арифметическое значение.
№ |
Мероприятие |
Апрель 2018 |
Октябрь 2018 |
1. |
Сюжетно-ролевая игра «Готовим торт» (игра, лепка из соленого теста, динамическая минутка). |
0,63 |
0,86 |
2. |
Игра — драматизация «Золушка» (на скорость нужно разделить в отдельные контейнеры горох, фасоль и рис). |
0,54 |
0,78 |
3. |
Сочетание дидактической и сюжетно-ролевой игры «Художники» (литопедагогика, т. е. выкладывание картины из камней, презентация картин) |
0,71 |
0,89 |
4. |
Дидактическая игра «Одень дерево». Предлагаются фигуры деревьев, но на них нет листьев. Есть пуговицы, к которым необходимо пристегнуть листья и плоды. Решается одновременно задача по развитию познавательной активности. |
0,43 |
0,56 |
5. |
Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Готовим букет». Из макаронных изделий различной формы дети создают букеты. Присутствует соревновательный эффект. За лучший (лучшие) букет поощрение. С букетом идут в гости (по инициативе детей). |
0,57 |
0,88 |
6. |
Театрализованные кукольные игры «Лиса и петух», «Курочка ряба», «Уголек, соломинка и боб» и др. |
0,33 |
0,48 |
7. |
Пальчиковый театр и дидактическая игра «Колобок», «Кто как говорит», «Танцы зверят» и др. |
0,47 |
0,63 |
8. |
Подвижные игры: «Зеркало» (необходимо успевать копировать движения напротив стоящего ребенка); считалочки с выполнением фигур кистями рук; игра «Домик» и «Баба Яга к нам пришла» (усиление концентрации зрительного и слухового внимания, тренировка координации движения). |
0,76 |
0,89 |
9. |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
0,32 |
0,51 |
10. |
Дидактические игры с графическим диктантом и штриховкой. |
0,58 |
0,79 |
11. |
Упражнения с мячом в подвижных играх. |
0,77 |
0,92 |
Полученные данные наглядно показывают, что прогресс в развитии мелкой моторики достаточно хороший. Эти показатели не являются высокими, но разница в результатах на начало реализации программы и на момент проведения анализа по некоторым параметрам увеличилась на треть.
Лучшие показатели по дидактической и сюжетно-ролевой игре «Готовим букет». Разница составляет 0,31 балла. Это самый высокий результат. Улучшен результат в упражнениях и играх с мячом, но он и изначально был высоким, т. е. выше, чем показатели других игр и упражнений. Это объясняется тем, что дети чаще всего играют в мяч: на прогулке, на занятиях физической культурой с инструктором, на развивающих занятиях.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» трудно дается детям, путаются в упражнении, но результаты тоже стали лучше.
Кукольный театр и постановки с использованием кукол также не дал высоких показателей. Но здесь есть погрешность. Есть дети, у которых прекрасно развита мелкая моторика, они хорошо владеют куклами и речью, но на общий результат это не повлияло.
Заключение. В настоящее время проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников требует поиска инновационных образовательных ресурсов.
В исследовании раскрыта сущность образовательной деятельности через реализацию программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Изучение состояние проблемы исследования, стало возможным благодаря анализу психолого-педагогической литературы, научных трудов, методических рекомендаций, которые позволили организовать психофизиологический процесс развития мелкой моторики у дошкольников средней группы детского сада комбинированного вида.
Предлагаемые игры и упражнения программы обеспечивают развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, так как в содержании программы присутствуют методы обучения, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей указанной возрастной группы.
Литература:
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М., 2000, — 48 с.
- Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. — М.: АСТ, 2011. — 56 с.
- Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта / А. Л. Сиротюк — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 48 с.
- Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М.: Издательство ЭКСМО, 2007, — 80 с.