Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Автор: Агишева Оксана Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 05.06.2016
Статья просмотрена: 2076 раз
Библиографическое описание:
Агишева, О. В. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О. В. Агишева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/9450/ (дата обращения: 22.12.2024).
Все более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям.
Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.
К сожалению, в детских садах в настоящее время этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Анализируя, педагогический процесс у педагогов детского сада выяснилось, что все специалисты занимаются работой по развитию мелкой моторики руки, но в связи с тем, что в детском саду нет единой системы, эта работа недостаточна.
Результаты диагностических срезов, проведенных в детском саду за последние три года (2011–2014г) свидетельствуют о низком уровне развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации будущих первоклассников. Так, при обследовании детей подготовительных к школе групп было выявлено, что в 2011г. — 61 % детей от общего числа воспитанников имеют низкий уровень развития мелкой моторики, в 2012г. — 56 %, а в 2013г. — 37 % детей. Соответственно это свидетельствует о том, что количество детей с низким уровнем развития моторики остается стабильно высоким. Психологи и учителя школ города Надыма обращают внимание на то, что большое количество первоклассников испытывают трудности в овладении навыками письма. Именно поэтому возникла необходимость разработки специальной программы в ДОУ, способствующей развитию мелкой моторики и зрительно — двигательной координации рук у детей.
Теоретической основой данной программы являются труды современных ученых, так Сухомлинский В. А. писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»; Л. Ф. Фомина в процессе многочисленных исследований установила, что уровень развития речи у детей всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, при этом развитие общей моторики не всегда совпадало с развитием речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Таким образом, данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем МДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. При этой патологии нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у таких детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Педагоги-практики также уделяют особое внимание проблеме развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, так одни из них отдают большее предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва), другие теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, г. Ульяновск).
Изучая литературу по теории и практике педагогики можно сделать вывод, что многие авторы занимаются этой проблемой, издаются всевозможные рекомендации, игры по развитию мелкой моторики. Социальный заказ общества предполагает поступление ребенка в школу, готового к обучению, имеющего достаточный уровень развития познавательной сферы и мелкой моторики рук. Чаще всего недостаточный уровень готовности к школьному обучению влечет за собой трудности в усвоении навыков чтения и письма, не желания учиться.
Поиск решения данной проблемы привел к необходимости разработать специальную программу «Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Новизна данной программы состоит в том, что вся работа систематизирована и начинается с первой младшей группы.
Цель Программы — обеспечить ребенку достаточный уровень развития мелкой моторики руки, необходимый для успешного поступления в школу.
Задачи Программы:
- Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.
- Развивать психические процессы:
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
память;
речь детей;
- Воспитывать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Программа состоит из двух частей.
В первой части представлено календарно-тематическое планирование (игры по развитию мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации) для использования в работе педагогами ДОУ:
воспитателями;
педагогом-психологом;
преподавателем изодеятельности;
инструктором по физической культуре;
музыкальным руководителем;
во всех возрастных группах (начиная с первой младшей до подготовительной группы) с определением задач в каждом месяце, усложняющихся от возраста к возрасту.
Во второй части программы представлена картотека игр и упражнений для всех возрастных групп, а также диагностика для оценивания качества и уровня образования детей с 2х до 7 лет.
Предполагается, что осуществляя работу по развитию мелкой моторики руки, все специалисты и воспитатели групп могут использовать игры, предусмотренные данной программой, как на занятиях, так в нерегламентированной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Поэтому она является основной формой, используемой в Программе. Все игры, представленные в программе, допускают творческое отношение к ним педагога:
подбор иного игрового материала соответствующего цели и логике игры;
изменения в ходе игры в плане обогащения;
усложнение в процедуре выполнения;
внесение игровых дополнительных моментов в ходе работы.
Воспитатели первой и второй младшей группы проводят игры по всем видам деятельности самостоятельно без привлечения специалистов МДОУ. Со средней группы по подготовительные группы игры проводят все специалисты детского сада. Игры и упражнения проводятся каждым специалистом один раз в неделю. Каждый специалист и воспитатель может провести до 36 игр и упражнений в месяц для развития у детей мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. За каждой игрой или упражнением в плане закреплен свой номер. Картотека игр должна находиться у каждого специалиста и у воспитателей на каждой возрастной группе.
Предполагаемый результат после пяти лет реализации программы у каждого ребенка должны сформироваться:
психические процессы;
контроль за своими действиями и поведением;
графические навыки и координация рук и глаз (развитие ручной умелости, развитие у детей пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги, развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест, развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности детей, а также с помощью графических упражнений).
Предусмотрено, что в начале и в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Полученные результаты диагностических обследований используются для построения развивающей работы с детьми.
Для этого могут быть использованы следующие диагностические материалы:
Первые и вторые младшие группы — таблица по психолого-педагогическому обследованию детей дошкольного возраста (по Стребелевой Е. А.)
Средние группы — определение развития точности движений «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
Старшие группы — методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).
Подготовительная группа — на начало года методика «Домик», на конец года методика «Графический диктант»,
Детей первых и вторых младших групп обследует воспитатель группы. Детей средних, старших и подготовительных к школе групп диагностирует педагог-психолог. По данным диагностических обследований можно будет легко проследить динамику развития мелкой моторики рук.
Успешность работы по Программе зависит от её систематичности и регулярности. Педагоги могут гибко распределять её содержание в течении дня. Очень важно, чтобы педагоги, еще до начала своей работы, объяснили родителям цели и задачи программы. Для эффективной реализации программы родители должны выступать активными участниками педагогического процесса и выполнять рекомендации, которые конкретно будут предложены педагогами.
Программа может быть использована как педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, так и частично специалистами ДОУ.
Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе
* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с психологом в подготовительной группе.
№ 1. Игра «Бери осторожно».
Цель: развитие точности движений рук, координации движений, закрепление счета до пяти, закрепление цвета.
Материал: 15 спичек. На одной спичке проведено фломастером 5 поперечных полос, на двух по 4 полосы, на 3 — по 3 полосы, на 4 по 2 полосы, на пяти — по одной полосе. Можно использовать разноцветные спички: 5 — красных, 2 — желтых, 3 — синих, 4 — зеленых, 1 — черная.
Ход игры:
Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на десять над столом, раскрывает его постепенно так, чтобы спички упали на стол кучкой. Каждый играющий (в игре принимают участие до 5 человек) по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, а противном случае ход передается следующему игроку. Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко. Спички можно брать только теми двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным, мизинцем и средним безымянным и указательным).
№ 2. Игра «Веселая мозаика».
Цель: развитие мелкой моторики, восприятие цвета, художественного вкуса, внимания, творческого мышления, речи, навыков счета
Материал: мозаика.
Ход игры:
Для заданий используется обыкновенная круглая мозаика. Подбор конкретного варианта задания осуществляется в соответствии с целью и темой занятия.
Сложить рисунок по образцу.
Выложить дорожку по словесному описанию, например, две фишки желтого цвета, одна синего, три красного цвета.
Разделить круглое поле на равные части: две, четыре, восемь.
Изучение времени года по цвету фишек: белые — зима, зеленые — весна, красные — лето, желтые –осень. Создать образы времен года. Сложить картинку без образца по заданной теме.
Обозначение цветом фишки какого — либо предмета и составление рассказа. Например, из-за тучки (пять синих фишек) выглянуло солнышко (желтые фишки) и т. д.
У ребенка в каждой руке по четыре фишки. Фишки лежат на пальчиках. Произносим первое слово «зимним» и правой рукой вставляем одну фишку, затем произносим второе слово «утром» — левой рукой вставляем фишку и т. д. на каждое слово — фишка, то правой, то левой рукой. При втором произнесении скороговорки в том же порядке вытащить фишки на каждое слово скороговорки.
№ 3. Игра «Дельфины»
Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.
Материал: карандаш.
Ход игры:
В море плещутся дельфины,
Над водой лоснятся спины.
Волны режут плавниками.
Наш корабль проводят в порт.
Груз доставят нам на борт.
Улыбнутся:
«Не скучайте!
Завтра в море нас встречайте».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с педагогами в подготовительной группе.
№ 1. Игра «Обведи рисунок».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации. Подготовка руки к письму.
Материал: картинки с нарисованными животными, деревьями, птицами.
Ход игры: Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
№ 2. Игра «Соедини по точкам».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации.
Материал: картинки с животными, деревьями, птицами нарисованы точками.
Ход игры: Соедини точки одной линией, старайся не отрывать карандаш от бумаги.
№ 3. Игра «Клубочки».
Цель: развитие тонкой моторики, зрительно — двигательной координации.
Материал: картинки с нарисованными кругами.
Ход игры: Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против.
* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на музыкальных занятиях в подготовительной группе.
№ 1. Игра «Веселые дудочки»
Цель: упражнять в восприятии и различении трех ритмических рисунков, развивать мелкую моторику руки.
Ход игры:
На трубе медведь играл.
Ту-ру, ту-ру.
(имитация игры)
Заплясали все вокруг.
Ту-ру, ту-ру.
Тря –ля-ля — лиса играла
Тра –ля-ля
Всех на пляску приглашала.
(пальчики танцуют)
Нам мышонок заиграл:
Пи — пи-пи-пи-пи.
(имитация барабана)
Зайка полечку сплясал:
Ля-ля-ля-ля-ля.
№ 2. Игра «Разминка»
Цель: развитие мелкой моторики, уметь определять характер музыки. Различать две части произведения и соответственно им выполнять движения.
Ход игры:
Похлопаем в ладоши,
Похлопаем в ладоши,
Похлопаем в ладоши,
Очень хорошо.
(хлопают)
Фонарики покрутим,
Фонарики покрутим,
Фонарики покрутим,
Очень хорошо.
(вращение кистями)
Ладошки подружились,
Ладошки подружились,
Ладошки подружились,
Очень хорошо.
(потирают ладони)
А пальчики поссорились,
А пальчики поссорились,
А пальчики поссорились,
Вот вам и дела.
(соединяют ладони каждый пальчик по очереди ударяет по одноименному пальчику)
Теперь они помирятся.
Теперь они помирятся.
Теперь они помирятся.
И будут дружно жить!
(соединяют ладони пальцы растопыривают и соединяют)
№ 3. Игра «Вот взяла лисичка скрипку»
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма, уметь определять характер музыки.
Ход игры:
Вот взяла лисичка скрипку,
(имитация)
Села с нотами под липку!
(сели)
Звонкий тоненький смычек,
Заиграй-ка гопачок!
Побежали на лужайку
(бег пальчиками)
Медвежата, белки. Зайки.
Пляшут звери и поют.
Звери весело живут.
(танцевальные движения пальчиками)
* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на занятиях по физической культуре в подготовительной группе.
№ 1. Игра «В лес по ягоды»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
1,2,3,4,5
(пальцы обеих рук «здороваются»)
в лес идем мы погулять
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по коленкам)
за черникой, за малиной
(указательным пальцем правой руки загибайте пальцы на левой руке, начиная с большого)
за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке принесем
(указательным и средним пальцем идем по коленкам)
№ 2. Игра «Улей»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание и координацию движений.
Ход игры:
В маленьком улье
(округлите ладони, соедините пальцы; ладони держите вертикально).
Спрятались маленькие пчелки
(отведите в стороны большие пальцы и загляните в образовавшееся отверстие).
Но вот солнышко пригрело, и пчелки полетели
(разведем руки в стороны, помахивая ладонями)
полетели мед собирать:
ЗЗЗЗЗ…
(выставьте из кулаков указательные пальцы и двигайте ими, изображая летящих пчел)
№ 3. Игра «Растения»
Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.
Ход игры:
Мы посеем зернышко,
Свети нам, солнышко,
(изобразить посадку семян)
Посмотри торчит росток,
Потянулся на восток,
(показать рукой)
Повернулся к солнцу золотое донце,
(поворот кругом)
Стало тяжелеть оно, черных зернышек полно.
Другу солнца имя дали и подсолнухом назвали.
(встать руки вверх, очертить ладонями круг)
* Игры и упражняя по развитию мелкой моторики руки на занятиях по изобразительной деятельности в подготовительной группе
№ 1. Игра «Капельки-кляксы»
Цель: развивать воображение, Фантазию, интерес к творческой деятельности и мелкую моторику рук.
Материал: бумага, гуашь, палитра, кисти.
Ход:
Сегодня вы будете приняты в школу волшебников, а это значит, что вы будете создавать необыкновенные чудеса. Попробуете поколдовать над капельками — кляксами и кляксы превратятся в сказочный рисунок. Педагог предлагает поколдовать над кляксами и все вместе рассматривают их. Придумывая им названия. Находят сходство с образами предметов, растений, животных, человека. Педагог говорит, что из клякс получились необычные пятна, похожие на удивительные образы, которые создали ученики школы волшебников.
№ 2. Игра «Дорисуй бабочку»
Цель: учить рисовать с натуры, красиво изображать на листе бумаги учить рисовать простым карандашом используя разный нажим. Развитие мелкой моторики и эстетического восприятия.
Материал: карандаш простой, недорисованная бабочка.
Ход:
Посмотрите, какая бабочка к нам прилетела. Какого цвета бабочка? Что у нее есть? Посмотрите, а вся ли бабочка у нас раскрашена. Раскрась правые крылышки бабочки так, же, как левые. А теперь предлагаю нарисовать для бабочки луг.
№ 3. Игра «Петушиная семья»
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение и цветовосприятие.
Материал: краски, палитра, бумага.
Ход:
У речке над водицей
Построен теремок
С цыплятами и курочкой
Живет наш петушок.
Рассматривают какой петушок красивый. И педагог предлагает нарисовать детям петушка.
Литература:
- Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. из-во «Сфера», М. 2006.
- Громова О.Н, Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д» М.2002
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. из-во «ГНОМ и Д» Яр-ль 2000
- Гаврина С.Е, Кутявина, Н. Л. Топоркова И.Г, Щербинина С. В. Школа для дошколят. Тренируем руку. Из-во «РОСМЕН», М. 2000.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,.Топоркова И.Г, Щербинина И. Г. Готовим руку к школе. из-во «Академия развития» Яр-ль 1996
- Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д», М. 2002
- Дрожкина О. Н. Программа развития и обучения дошкольника. Готовим руку к письму. Для детей 5–6 лет. Из-во «ОЛМА-ПРЕСС» Санкт-Петербург. 2003.
- Данилова Е. А. Пальчиковые игры. из-во «РОСМЕН», М.2006.
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. из-во «СФЕРА». М. 2004.
- Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. из-во «ОЛМА –ПРЕСС» М. 2001
- Крупченко О. Н. Скоро в школу. из-во Дом «Литера» М. 2002
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. из-во «СОВА» М. 2007
- Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2000
- Соколова Ю. П. Речь и моторика, из-во «ЭКСМО» М.2002.
- Светлова Е. И. Развиваем мелкую моторику. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2001
- Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. из-во «ГНОМ и Д» М. 2001
- Ткаченко Т. А. Речь и моторика. из-во «ЭКСМО» М.2007
- Фомина Л. Ф. Сенсорное развитие» программа для детей 4–5 лет. из-во «ТЦ Сфера» М. 2001.