Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Гальцова Ирина Андреевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 19.04.2024
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Гальцова, И. А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Гальцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9165/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и костной систем.
Ключевые слова: дошкольники, развитие, моторика, модель, система, педагоги.
Введение. Мелкая моторика относится к двигательной сфере, которая с анатомической точки зрения, занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга и непосредственно связана с овладением детьми предметными действиями, развитием различных видов деятельности, письмом и речью.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — ФОП ДО) в целевом разделе планируемых результатов указывает на то, что у ребенка в 3–4 года должна быть развита крупная моторика, активность в ранее освоенных движениях, повторение за взрослым простых имитационных упражнений, кратковременный бег, выполнение движений по зрительному и звуковому ориентирам, участие в подвижных играх. Частично должно быть сформировано слуховое и зрительное внимание, проявление интереса к стихам, сказкам, музыкальным занятиям.
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой речевого развития детей младшего школьного возраста и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Взаимосвязь моторного и речевого развития доказаны, в связи с чем особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики.
Степень разработанности проблемы
Проводя теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, В. Ф. Воробьев считает эффективными педагогические методы, направленные на «…стимуляцию дозревания центральной нервной системы», т. е., применение различных групп физических упражнений, развивающих общую и мелкую моторику [1].
А. А. Григорьева, О. В. Владимирова описывают нетрадиционные логопедические технологии развития меркой моторики рук. По мнению авторов, одним из эффективных методов является Су-Джок терапия, которая по своей эффективности сравнивается с корригирующими методами и обеспечивает развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы ребенка и мелкой мускулатуры пальцев рук. Интеграция Су-Джок терапии и упражнений по коррекции звукопроизношения значительно повышает эффективность логопедического воздействия [2].
Т. А. Кусмарцева считает, что в дошкольном возрасте особое внимание следует уделять работе с ножницами. Начиная с младшего дошкольного возраста прививать умение правильно использовать данный инструмент и проводить следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук: вырезание геометрических фигур; разрезание бумаги на ленточки и др. [3].
У. Э. Сидорова и Л. Э. Румянцева доказывают, что развитость мелкой моторики у детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Дети, имеющие достаточный уровень развития мелкой моторики, имеют связную речь, у них в достаточной степени развиты когнитивные процессы.
Изучение научной и научно-методической работы по теме исследования позволило сформулировать цель — разработать систему работы воспитателя детского сада по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения цели разработана Модель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Модель представляет собой сферу деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации по реализации ФОП ДО.
Рис. 1. Модель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Разработанная модель представлена как форма педагогического исследования, имеет обобщенный образ, отражающий структуру и функции педагогического объекта (мелкая моторика у младших дошкольников). Модель имеет вид схематической совокупности понятий и взаимосвязей в педагогической деятельности воспитателя детского сада. Модель носит теоретический и практический характер.
Цель модели достигается за счет реализации форм педагогической деятельности воспитателя с младшими дошкольниками (исследование уровня развития мелкой моторики и детей младшего дошкольного возраста; исследование когнитивных процессов; использование настольных дидактических игр; эрготерапевтические занятия; сенсомоторное развитие; образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО).
Образовательная деятельность построена на межсистемных связях, а именно: интегрированные занятия с инструктором по физической культуре; интегрированные занятия с логопедом; интегрированные занятия с педагогом психологом в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Педагогические принципы в дошкольном образовании — это сложившиеся образовательные закономерности. В работе с дошкольниками использовались следующие принципы: принцип целенаправленности; принцип учета возрастных особенностей; принцип комплексности; принцип воспитания и развития в деятельности.
Конечный результат реализации модели — это развитые в соответствии с возрастом высшие психические функции, мелкая моторика и координация в пространстве у младших дошкольников.
Созданные педагогические условия для развития мелкой моторики у младших дошкольников способствовали достижению цели. Проведенные мониторинги позволили выявить результативность форм и методов развития мелкой моторики.
Настольные дидактические игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют креативность и личностное развитие. Настольные дидактические игры требуют владения мелкими игрушками (мини-волчок, фишки, шарики и др.), развивают логическое мышление и внимание.
Эрготерапевтические занятия с дошкольниками как междисциплинарное направление, объединяет практическую психологию, педагогику и физическое развитие. Основная цель — восстановление необходимых для повседневной жизни навыков и создание условий для развития дошкольников через игровую занятость, через продуктивную деятельность занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук. Кроме того, такие занятия восстанавливают взаимосвязь между полушариями головного мозга. Например, эффективными для развития мелкой мускулатуры являются следующие игры: «Золушка» (сортировка фасоли и гороха); «Уборка в доме» (умение расставлять предметы на свои места).
Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его психических познавательных процессов через восприятие окружающей действительности и формирование представлений о внешних свойствах предметов. А также общее моторное развитие в игровой деятельности. Сенсомоторное развитие включает: сенсомоторную интеграцию (формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей); сенсомоторную координацию (согласованные действия рук и глаз).
Образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО включает следующие игровые занятия: «Ежик», «Найди игрушку», «Рисунок манной крупой», «Лепка шарика», «Бусы из деревянных фигур», «Клад», игры с мозаикой, игры с конструктором и др.
Эффективность реализации модели оценивалась методом сравнительного анализа. Сравнивались показатели проведенных мониторингов. На основании этого было установлено, что непрерывность занятий имеет большое значение.
Были сделаны следующие выводы:
— развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка;
— дети с высоким уровнем развития мелкой моторики имеют хорошую скоординированность движений рук, ловкость, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы;
— уровни развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста имеют свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей мелкая моторика развита недостаточно.
Литература:
- Воробьев В. Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Биологические науки. — 2017. — № 5. — С. 5–12; URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=1082 (дата обращения: 13.03.2024).
- Григорьева А. А. Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи / А. А. Григорьева, О. В. Владимирова // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 308–311
- Кусмарцева Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 30. — С. 33–35. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770961.htm. (дата обращения 12.03.2024)
- Митюрева И. В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста при помощи технического конструктора с болтовыми соединительными элементами // Наука, образование и культура — № 3 (27), 2018, — с. 2–4
Похожие статьи
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...
Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи
В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений
В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства
В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...
Похожие статьи
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...
Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи
В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений
В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства
В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...