В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Ключевые слова: ребенок, речевое дыхание, речевое развитие .
Ребенок рождается, не умея говорить. Речевое общение занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурии [1] и А. Н. Леонтьева подробно показывают психологические аспекты усвоения языка детьми, взаимосвязь между мышлением, деятельностью и речью, а также значение общения в формировании личности.
Процесс формирования речи у каждого ребенка проходит индивидуально, поэтому важно отслеживать его прогресс и поощрять произношение звуков и слогов. Взаимодействие с взрослыми играет ключевую роль в развитии речи у детей, поэтому важно активно поддерживать их в этом процессе.
В настоящее время в логопедии встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2–4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз — ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.
Задержка речевого развития (ЗРР) определяется как несоответствие уровня умения говорить возрастным стандартам речи до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Необходимо помнить, о том, что одну из решающих ролей в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Важно отметить, что характер речевого дыхания определяется внутренним речевым программированием, которое включает семантическое, лексико-грамматическое и интонационное содержание высказывания.
Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Нормальное физиологическое дыхание характеризуется ритмичностью и соответствием глубины дыхания потребностям организма в кислороде. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, увеличивая объем грудной клетки и помогая наполнить легкие воздухом. Выдох происходит за счет расслабления диафрагмы и сокращения межреберных мышц, что поднимает и сжимает легкие.
Существует три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). В процессе любого типа дыхания необходимо использовать диафрагму, но степень ее участия может различаться. Наименее эффективным с точки зрения физиологии является ключичное дыхание, поскольку нижние легкие в этом случае не задействованы полностью.
Печальная статистика показывает, что у 80 % детей с нарушениями речи не сформировано правильное речевое дыхание. Обычно у них поверхностное дыхание верхнереберного типа, которое легко нарушается при физических и эмоциональных нагрузках. Кроме того, их легкие имеют существенно меньший объем, чем у детей соответствующего возраста [2].
Зачастую несовершенства речевого дыхания у дошкольников характеризуются: очень слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей; неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха. в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из — за этого он не договаривает, «проглатывает» конец слова или фразы; неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой — (вдох) — дём гулять); торопливым произнесением фраз, без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; неравномерным толчкообразным выдохом: речь звучит то громко, то тихо; слабым выдохом или не правильно направленной выдыхаемой воздушной струей в свою очередь приводит к искажению звуков.
Формирование правильного дыхания при обучении речи важно для развития артикуляции и голоса. Игры и упражнения способствуют развитию дыхания, помогая ребенку говорить спокойно и плавно. Правильное дыхание также помогает правильно произносить звуки. Если ребенок надувает щеки во время речи, его речь может быть невнятной из — за неправильной выработки воздушной струи. Поэтому важно научить ребенка правильному дыханию перед обучением звукам.
Цель дыхательных упражнений — обучить детей выполнять быстрый и беззвучный вдох, а также эффективно использовать воздух при выдохе.
Задачи работы по развитию речевого дыхания включают в себя: обучение правильному речевому дыханию; тренировка мышц лица и грудной клетки; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и нервной системы; повышение умственной активности детей; коррекция звукопроизношения и просодических элементов речи; укрепление лексического и грамматического материала; поддержание интереса к занятиям.
Внимание педагога, работающего с ребенком над формированием правильного речевого дыхания, должно быть сфокусировано на следующих аспектах: плечи ребенка должны быть неподвижны во время дыхания; грудь не должна слишком подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; живот должен подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; делать вдох через рот, а не нос; вдох должен быть коротким и мягким, а выдох длительным, спокойным и плавным; начинать говорить сразу после вдоха, не замедляя дыхание; говорить только на выдохе [3].
Важно не забыть, что при выполнении любых упражнений дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
— обеспечьте чистоту и свежесть в помещении, где проводятся тренировки, и поддерживайте влажность воздуха;
— убедитесь, что ребенок полностью здоров, чтобы не нагружать его легкие в период болезни;
— не тренируйтесь сразу после еды, дайте организму хотя бы час на переваривание пищи; выбирайте свободную, не сдавливающую одежду для упражнений;
— дышите носом при вдохе; контролируйте дыхание при выдохе, чтобы избежать надувания щек и поднятия плеч;
— не увлекайтесь слишком длительными тренировками, достаточно 3–5 минут, чтобы избежать головокружения у ребенка [4].
Существует три основных направления воздушной струи при произнесении звуков: 1) прямое направление по центру языка, которое характерно для большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих; 2) направление вверх по центру языка, используемое при шипящих звуках и вибрантах; 3) направление по боковым краям языка, применяемое при смычно-проходных звуках.
Приведем несколько примеров дыхательных упражнений:
«Лети — порхай»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: узкая коробка, оформленная веселыми цветами, и фигурки из легкого материала, подвешенные на нити.
Ход игры: игра начинается с описания яркого утра, когда солнце встало высоко, птицы запела и зайцы начали свои радостные прыжки. Воздушные бабочки и листочки медленно механизмом мотивации в поисках пищи. Небо усыпано мерцающими звездами, а цветы колышутся под легким ветерком. Участники должны имитировать полет и парение бабочек и листочков, следя за тем, чтобы во время вдоха был закрыт рот.
«Ворота»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из — под йогурта или обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля, коктейльные трубочки.
Ход игры:
— Сегодня мы проводим соревнование по попаданию мячом в ворота с точностью. Поехали! Участники, улыбнитесь, поставьте язык на нижнюю губу (делаем упражнение «Лопаточка») и начинайте дуть на мячик, издающий звук [Ф]. Обратите внимание! Не забудьте следить за щеками ребенка, чтобы он правильно произносил [Ф], а не [Х]. Важно, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, поэтому речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз [5].
Таким образом, речевое дыхание играет важную роль в процессе формирования и развития правильной речи ребенка. Необходимо с малых лет наблюдать за правильностью речевого выдоха ребенка, так как от правильности зависит дальнейшее развитие речи ребенка в целом. Рекомендованные игры и упражнения, помогут вам, в работе с детьми, развивать правильное речевое дыхание, тем самым создавая условия для успешного овладения правильной и хорошо звучащей речью, поддержания и сохранения здоровья дошкольника.
Литература:
- Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956. — 93 с.
- Речевое дыхание. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://dou5.ru/about/articles/rechevoe — dykhanie/ (дата обращения: 05.04.2024).
- Гасанова С. С., Талибова Х. М. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://www.scienceforum.ru/2014/article/2014003235>https://www.scienceforum.ru/2014/article/2014003235
- Роль правильного речевого дыхания в формировании речи ребенка. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://xn-9–8sbm4c.xn-p1ai/specialisty/gruppa-2/rol-pravilnogo-rechevogo-dyhaniya-v-formirovanii-rechi-rebenk/ (дата обращения: 05.04.2024).
- Худякова, Ю. К. Роль дыхания в развитии речи дошкольника. / Ю. К. Худякова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/09/rol-dyhaniya-v-razvitii-rechi-doshkolnika (дата обращения: 05.04.2024).